Средний уровень подготовки.




Диктант.

Васильки.

 

Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Я захожу в рожь, наклоняюсь к василькам и чувствую дыхание нагретой солнцем земли…

С редким постоянством васильки растут на хлебных полях. Агрономы считают васильки сорняками, но эти удивительно милые и скромные цветы любят люди.

Я рву крепкие, неподатливые стебли васильков и возвращаюсь на дорожку. Тёплый ветер лениво проходит над полем. Тяжёлые наливающиеся колосья качаются, и во ржи открываются прелестные голубые цветы. А далеко впереди неподвижно стоят над землёй белые июльские облака.

 

(По И. Соколову-Микитову)

 

(80 слов)

 

Языковой анализ текста.

 

1. В первом (1 вариант) и втором (2 вариант) абзацах найдите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». Выделите в этих словах корень.

2. В третьем абзаце найдите слова с орфограммой-согласной в корне слова. Выпишите эти слова и орфограмму обозначьте.

 

Примечание. Сказать о написании глагола растут.

 

Урок 37.

Тема. Описание внешности (§34).

Цели урока: 1) сформировать умение создавать тексты-описания внешности, уместно употребляя языковые средства выражения признаков;

2) познакомить со словариком эпитетов.

 

I. Анализ выполнения контрольной работы.

II. Формирование умения описывать внешность (упр. 507, 509).

 

Перед выполнением упр. 507 важно ориентировать учащихся на использование тех синонимов, которые действительно выражают идею картины: милое, приятное, привлекательное (лицо); задорная, кокетливая, игривая, шаловливая (улыбка); весёлые (глаза); бодрое, светлое, оптимистическое, мажорное (настроение); отрадно (смотреть); лёгкий, невесомый (материал); утончённый, тонкий (вкус); (ощущение) праздника.

В сильном классе целесообразно предложить задание понаблюдать за тем, слова каких частей речи используются для описания чувств, которые выражаются в деталях внешности человека и которые передаются зрителю (собеседнику, наблюдающему).

Создавая описание внешности изображённых на картинках людей (упр. 509), учащиеся должны обратить внимание не только на форму и размер различных деталей внешности, но и на выражение в этих деталях состояния, настроения, характера человека, а также на впечатление, которое производит этот человек.

При выполнении упражнений учащиеся пользуются словариком синонимов и словариком эпитетов.

 

III. Создание текста-описания внешности знакомого.

 

Задание: составить небольшой текст (три-пять предложений) -- описание внешности одного из одноклассников так, чтобы в деталях внешности отражался характер. Обязательное условие – доброжелательность в оценке.

 

После выполнения этого задания можно предложить отдельным учащимся прочитать сочинения, не называя имени того, кто был описан. Класс должен понять, кого описал отвечающий и оценить точность и выразительность описания.

 

IV. Определение домашнего задания.

 

У каждого учителя уже накопился большой дидактический материал по созданию текстов-описаний, поэтому домашнее задание предлагается в соответствии с тем, какие умения отдельных учащихся или класса необходимо отработать. Вот один из вариантов домашнего задания.

 

Задание. Создайте в своём воображении существо, которое никто никогда не видел, назовите его и напишите сочинение-описание «Удивительное существо», которое поможет представить его внешность и характер всем читающим ваше сочинение. Работу можно оформить на сложенном пополам альбомном листе, на котором можно также изобразить это существо с помощью карандашей, фломастеров или красок.

Пятиклассникам можно прочитать примеры таких работ.

 

Шуршавчик.

 

Однажды зимним утром я гуляла по лесу, любуясь пейзажем. Холодный блеск солнца лился с лазурного неба, и снег искрился на ветвях могучих елей. На сугробах под деревьями лежали нежно-голубые тени. В лесу было очень тихо.

Вдруг из дупла на развесистой ели раздался глухой скрежет и лёгкое шуршание. Затем шуршание усилилось, и появился пушистый зверёк размером с котёнка. «Ах, это ты такой Шуршавчик!» -- вырвалось у меня.

У Шуршавчика была полосатая шёрстка, на которой чередовались рыжие и коричневые полоски, и пышная грива, как у настоящего льва. Кисточка его коротенького хвостика и круглые ушки сначала всё время вздрагивали, а острые коготки на коротких пушистых лапках всё сильнее вцеплялись в ветку дерева. Острые верхние зубки закусывали тонкую губку, чёрный кнопочка-носик постоянно двигался, а голубые глазки, часто моргая, недоверчиво смотрели на меня. Удивительный зверёк как будто спрашивал взглядом, зачем я пришла, но убегать не торопился.

Я решила успокоить Шуршавчика. Я широко улыбнулась и подала ему на ладони упавший из его лапок орешек. Зверёк немного помедлил, потом встал на задние лапки, а передними взял орешек. Голубые глазки уже приветливо и дружелюбно посмотрели на меня, Шуршавчик махнул хвостиком, повернулся и исчез в дупле.

 

(Наташа Белкина)

 

 

Уфо.

 

Уфо появился у меня в Новогоднюю ночь, а нашёл я его под ёлкой.

Это маленький зелёный человечек, туловище которого напоминает подушку. По бокам туловища -- две хваталки с тремя пружинящими щупальцами, передвигается Уфо на двух ходилках.

На большой овальной голове Уфо расположены два плоских буртинга, а на макушке торчат гимундии и один золотистый бумбастер. Две круглые, чуть прикрытые крычагами зыркалки переливаются всеми цветами радуги. На красном хрюнделе – две фырки, чуть ниже – небольшая улыбающаяся рычалка.

Я очень люблю Уфо за доброту и весёлый нрав. Это удивительное существо сумело стать для меня настоящим другом.

 

(Максим Мищенко)

 

 

Уроки 38-40.

Тема. Правописание окончаний (§15).

Урок 38.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: