Цели урока: 1)закрепить умение различать формы слова и однокоренные слова;
2) закрепить умение соотносить окончание с той грамматической формой слова, которую образует эта морфема;
3)добиться знания основных значений нулевого окончания в именах существительных и глаголах и сформировать умение его опознавать, исходя из грамматической формы слова.
I. Анализ самостоятельных работ.
II. Проверка умения различать однокоренные слова и формы слова (проверка домашнего задания).
В том случае, если учащиеся недостаточно хорошо справились с выполнением домашнего задания, им предлагается распределительный диктант. Задание: выписать в первый столбик формы слова осина, во второй – однокоренные слова.
На осине, осинка, осиновый, под осиной, подосиновик, об осинке.
III. Закрепление сведений о функциях окончания (упр. 292 (устное высказывание), упр. 296).
IV. Совершенствование умения соотносить окончание с грамматической формой слова, которую образует эта морфема (упр. 293).
V. Формирование представления об основных значениях нулевого окончания и умения его опознавать, исходя из грамматического значения слова (упр. 294, 297).
Проанализировав значение омоформов (голов (род. п. мн. ч. существительного гол) и голов (род. п. мн. ч. существительного голова)) учащиеся приходят к выводу, что одни и те же грамматические значения могут передаваться разными окончаниями, в данном случае окончанием –ов и нулевым окончанием. Выполняя задание 2, пятиклассники отмечают необходимость при выделении окончания учитывать лексическое значение слова и его частеречную принадлежность.
VI. Д. з.: 1) упр. 299 (устное высказывание);
|
2) упр. 300 (орфографический минимум).
Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 3-5 мин., III этап – 10 мин., IV этап –5 мин., V этап – 15 мин., VI этап – 2 мин.
Урок 52.
Тема. Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка (§20).
Цели урока: 1)дать представление о культуре речи как особом разделе лингвистики и сформировать представление о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств;
2) сформировать представление об основных требованиях к речи: внятность, точность, ясность, чистота, правильность, выразительность.
I. Проверка умения образовывать формы слова и определять по окончанию их грамматическое значение (самостоятельная работа).
Самостоятельная работа.
Задание 1. Орфографический минимум (упр. 300).
Задание 2. Образуйте все возможные формы слов чувство (I вариант) и княгиня (II вариант). Подберите к данным словам два однокоренных.
Задание 3. Выпишите из слов орфографического минимума два-три слова с нулевым окончанием. Укажите значение, которое заключает в себе нулевое окончание в каждом из этих слов.
Задание 4. Выпишите из слов орфографического минимума слова без окончания. Укажите, к какой части речи они относятся.
{ф}Задание 5. Объясните, почему имя существительное, прилагательное и глагол называются изменяемыми частями речи (задание упр. 288).
II. Формирование представления о культуре речи как разделе лингвистики и осмысление языковых норм (внимательное чтение текста на стр. 113-114 и работа с вопросами).
III. Формирование умения определять характер допущенного нарушения и исправлять нарушения языковых норм (упр. 301, 302, 303, 304).
|
Редактируя текст упр. 301, пятиклассники отмечают, что нарушены орфоэпические нормы (ща, чё, позвонит), грамматические (идтить, ихний (неправильно образованы формы слов)), лексические (типа, как бы (слова-паразиты)).
Упр. 302 в целях экономии времени можно выполнить устно. Указав на ошибки, учащиеся делают вывод, что в первом предложении допущена грамматическая ошибка в согласовании по смыслу однородных подлежащих и сказуемого, а в трёх остальных предложениях допущены ошибки орфоэпические в постановке ударения (2, 4) и в произношении согласного (3).
На усмотрение учителя можно предложить ученикам сильного класса правильно сформулировать характер ошибок, допущенных в словах упр. 303, и помочь им в этой работе: красивше – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы [простой сравнительной степени] прилагательного красивый; [тэ]рмин – орфоэпическая ошибка в произношении сочетания те [в слове иноязычного происхождения]; много апельсин – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного апельсин; положьте – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы повелительного наклонения глагола положить; шофера – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы множественного числа существительного шофёр; алфáвит – орфоэпическая ошибка в постановке ударения; гололёдица – орфоэпическая ошибка в произношении гласного звука; значимый – орфоэпическая ошибка в постановке ударения; много носок – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного носок.
|
Анализ предложений упр. 304 учащиеся сопровождают примерно следующими комментариями: 1) допущена лексическая ошибка: слово безлюдный употреблено без учёта его точного лексического значения; 2) допущена лексическая ошибка: в тематическую группу слов «школьные принадлежности» включено слово другой тематической группы; 3) допущена лексическая ошибка: устойчивое сочетание слов (описательный оборот, перифраз, перифраза – термины не для запоминания) «пернатый друг» использовано без учёта его значения; 4) допущена лексическая ошибка: нарушено требование лексической сочетаемости («играл на гуслях»).