Тема. Нулевое окончание.




Цели урока: 1)закрепить умение различать формы слова и однокоренные слова;

2) закрепить умение соотносить окончание с той грамматической формой слова, которую образует эта морфема;

3)добиться знания основных значений нулевого окончания в именах существительных и глаголах и сформировать умение его опознавать, исходя из грамматической формы слова.

 

I. Анализ самостоятельных работ.

 

II. Проверка умения различать однокоренные слова и формы слова (проверка домашнего задания).

 

В том случае, если учащиеся недостаточно хорошо справились с выполнением домашнего задания, им предлагается распределительный диктант. Задание: выписать в первый столбик формы слова осина, во второй – однокоренные слова.

 

На осине, осинка, осиновый, под осиной, подосиновик, об осинке.

 

III. Закрепление сведений о функциях окончания (упр. 292 (устное высказывание), упр. 296).

 

IV. Совершенствование умения соотносить окончание с грамматической формой слова, которую образует эта морфема (упр. 293).

V. Формирование представления об основных значениях нулевого окончания и умения его опознавать, исходя из грамматического значения слова (упр. 294, 297).

 

Проанализировав значение омоформов (голов (род. п. мн. ч. существительного гол) и голов (род. п. мн. ч. существительного голова)) учащиеся приходят к выводу, что одни и те же грамматические значения могут передаваться разными окончаниями, в данном случае окончанием –ов и нулевым окончанием. Выполняя задание 2, пятиклассники отмечают необходимость при выделении окончания учитывать лексическое значение слова и его частеречную принадлежность.

 

VI. Д. з.: 1) упр. 299 (устное высказывание);

2) упр. 300 (орфографический минимум).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 3-5 мин., III этап – 10 мин., IV этап –5 мин., V этап – 15 мин., VI этап – 2 мин.

 

 

Урок 52.

Тема. Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка (§20).

Цели урока: 1)дать представление о культуре речи как особом разделе лингвистики и сформировать представление о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств;

2) сформировать представление об основных требованиях к речи: внятность, точность, ясность, чистота, правильность, выразительность.

 

I. Проверка умения образовывать формы слова и определять по окончанию их грамматическое значение (самостоятельная работа).

 

Самостоятельная работа.

Задание 1. Орфографический минимум (упр. 300).

Задание 2. Образуйте все возможные формы слов чувство (I вариант) и княгиня (II вариант). Подберите к данным словам два однокоренных.

Задание 3. Выпишите из слов орфографического минимума два-три слова с нулевым окончанием. Укажите значение, которое заключает в себе нулевое окончание в каждом из этих слов.

Задание 4. Выпишите из слов орфографического минимума слова без окончания. Укажите, к какой части речи они относятся.

{ф}Задание 5. Объясните, почему имя существительное, прилагательное и глагол называются изменяемыми частями речи (задание упр. 288).

 

II. Формирование представления о культуре речи как разделе лингвистики и осмысление языковых норм (внимательное чтение текста на стр. 113-114 и работа с вопросами).

 

III. Формирование умения определять характер допущенного нарушения и исправлять нарушения языковых норм (упр. 301, 302, 303, 304).

Редактируя текст упр. 301, пятиклассники отмечают, что нарушены орфоэпические нормы (ща, чё, позвонит), грамматические (идтить, ихний (неправильно образованы формы слов)), лексические (типа, как бы (слова-паразиты)).

Упр. 302 в целях экономии времени можно выполнить устно. Указав на ошибки, учащиеся делают вывод, что в первом предложении допущена грамматическая ошибка в согласовании по смыслу однородных подлежащих и сказуемого, а в трёх остальных предложениях допущены ошибки орфоэпические в постановке ударения (2, 4) и в произношении согласного (3).

На усмотрение учителя можно предложить ученикам сильного класса правильно сформулировать характер ошибок, допущенных в словах упр. 303, и помочь им в этой работе: красивше – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы [простой сравнительной степени] прилагательного красивый; [тэ]рмин – орфоэпическая ошибка в произношении сочетания те [в слове иноязычного происхождения]; много апельсин – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного апельсин; положьте – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы повелительного наклонения глагола положить; шофера – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы множественного числа существительного шофёр; алфáвит – орфоэпическая ошибка в постановке ударения; гололёдица – орфоэпическая ошибка в произношении гласного звука; значимый – орфоэпическая ошибка в постановке ударения; много носок – грамматическая (морфологическая) ошибка в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного носок.

Анализ предложений упр. 304 учащиеся сопровождают примерно следующими комментариями: 1) допущена лексическая ошибка: слово безлюдный употреблено без учёта его точного лексического значения; 2) допущена лексическая ошибка: в тематическую группу слов «школьные принадлежности» включено слово другой тематической группы; 3) допущена лексическая ошибка: устойчивое сочетание слов (описательный оборот, перифраз, перифраза – термины не для запоминания) «пернатый друг» использовано без учёта его значения; 4) допущена лексическая ошибка: нарушено требование лексической сочетаемости («играл на гуслях»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: