Задание 1. Орфографический минимум (упр. 352).
Задание 2. Используя два-три словосочетания записанного орфографического минимума, составьте предложение и письменно докажите, что перед вами именно эта единица синтаксиса.
Задание 3. Сделайте интонационную размётку составленного вами предложения.
III. Повторение известных учащимся сведений о главных и второстепенных членах предложения (работа с текстом на стр. 134, упр. 353).
В ходе работы над текстом учащиеся должны осмыслить значение термина «грамматическая основа предложения», который впоследствии они будут активно использовать.
Отвечая на вопросы упр. 353, пятиклассники ещё раз вспомнят о том, что служебные части речи членами предложения не являются, но предлог, который наряду с окончаниями образует падежную форму существительных и местоимений, входит вместе с этими самостоятельными частями речи в состав членов предложения.
IV. Повторение сведений о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения (текст на стр. 13, упр. 355).
VI. Подведение итогов урока и пределени домашнего задания.
Учащиеся рассказывают о главных членах предложения.
Д. з.: 1) пересказ текстов на стр. 134 и 135;
2) упр. 368.
Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 5-7 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 3 мин.
Урок 61.
Тема. Способы выражения грамматической основы.
Цели урока: 1) отработать умение находить в двусоставных предложениях грамматическую основу, имеющую разное морфологическое выражение;
2) совершенствовать пунктуационное умение постановки тире в двусоставных предложениях.
I. Повторение сведений о подлежащем и сказуемом (проверка домашнего задания).
|
II. Анализ конструкций с прямым дополнением и выработка умения использовать правильный способ действия для определение грамматической основы предолжения (чтение текста на стр 135-136, упр. 356, тренировочное упражнение).
Для отработки умения находить подлежащее в конструкциях с прямым дополнением предложим пятиклассникам, которые не справились с домашним заданием, поработать со следующими предложениями:
1) Зимой стекло покрывает морозный узор. 2) Этот альбом с марками мальчику подарил отец. 3) Село украшает сад. 4) Члены предложения связывают смысловые отношения.
III. Совершенствование умения находить в двусоставных предложениях грамматическую основу, имеющую разное морфологическое выражение (упр. 357 (устное высказывание), 360).
Обращаем внимание учащихся на то, что в схеме упр. 357 отражены те сведения, которые содержались в тексте, выученном дома наизусть.
В сильном классе можно, прежде чем обратиться к упражнению, дать возможность пятиклассникам самостоятельно составить такую схему. Организуем эту работу, задавая наводящие вопросы: На какие вопросы может отвечать сказуемое? Какой частью речи выражается сказуемое, которое отвечает на каждый названный вами вопрос? Какие предложения вы можете привести в качестве примера? В ходе этой беседы на доске учителем или учениками выстраивается схема, которую затем сопоставляем со схемой упр. 357.
IV. Совершенствование пунктуационного умения постановки тире в предложениях с грамматической основой, где оба главных члена – существительные в именительном падеже (чтение текста на стр. 137, упр. текст на стр. 97, упр. 362, 363).
|
Учебная игра. Работу с упр. 363 можно провести как соревнование рядов. Выдвинутые учащимися представители каждого ряда работают с двумя указанными учителем терминами. Побеждает тот ряд, представитель которого даст точные определения терминам и правильно оформит запись. В случае возникновения спорных ситуаций учитель предлагает дать определения терминам под цифрами 7 и 8 или предлагает вытянуть одну из заготовленных заранее карточек с названием лингвистических терминов.
V. Подведение итогов урока (упр. 369) и определение домашнего задания.
Выполнение упр. 369 позволит повторить сведения об основных моделях, по которым может строиться грамматическая основа предложения, и отработать умение выстраивать такие конструкции.
Д. з.: на выбор: упр. 364 или 367.
Примерное распределение времени урока: I этап – 3-5 мин., II этап – 10-12 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 10-15 мин., V этап – 5 мин.
Резерв – упр. 359.
Урок 62.
Тема. Описание местности. Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» (§34).
Цели урока: 1) повторить сведения о различных видах описания;
2) сформировать умение описывать местность.