II. Проверка знания основных признаков предложения и умения делать инронационную размётку текста (самостоятельная работа).




 

Задание 1. Орфографический минимум (упр. 352).

Задание 2. Используя два-три словосочетания записанного орфографического минимума, составьте предложение и письменно докажите, что перед вами именно эта единица синтаксиса.

Задание 3. Сделайте интонационную размётку составленного вами предложения.

 

III. Повторение известных учащимся сведений о главных и второстепенных членах предложения (работа с текстом на стр. 134, упр. 353).

 

В ходе работы над текстом учащиеся должны осмыслить значение термина «грамматическая основа предложения», который впоследствии они будут активно использовать.

Отвечая на вопросы упр. 353, пятиклассники ещё раз вспомнят о том, что служебные части речи членами предложения не являются, но предлог, который наряду с окончаниями образует падежную форму существительных и местоимений, входит вместе с этими самостоятельными частями речи в состав членов предложения.

 

IV. Повторение сведений о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения (текст на стр. 13, упр. 355).

 

 

VI. Подведение итогов урока и пределени домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о главных членах предложения.

Д. з.: 1) пересказ текстов на стр. 134 и 135;

2) упр. 368.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 5-7 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 3 мин.

 

Урок 61.

Тема. Способы выражения грамматической основы.

 

Цели урока: 1) отработать умение находить в двусоставных предложениях грамматическую основу, имеющую разное морфологическое выражение;

2) совершенствовать пунктуационное умение постановки тире в двусоставных предложениях.

 

I. Повторение сведений о подлежащем и сказуемом (проверка домашнего задания).

 

II. Анализ конструкций с прямым дополнением и выработка умения использовать правильный способ действия для определение грамматической основы предолжения (чтение текста на стр 135-136, упр. 356, тренировочное упражнение).

 

Для отработки умения находить подлежащее в конструкциях с прямым дополнением предложим пятиклассникам, которые не справились с домашним заданием, поработать со следующими предложениями:

 

1) Зимой стекло покрывает морозный узор. 2) Этот альбом с марками мальчику подарил отец. 3) Село украшает сад. 4) Члены предложения связывают смысловые отношения.

 

III. Совершенствование умения находить в двусоставных предложениях грамматическую основу, имеющую разное морфологическое выражение (упр. 357 (устное высказывание), 360).

 

Обращаем внимание учащихся на то, что в схеме упр. 357 отражены те сведения, которые содержались в тексте, выученном дома наизусть.

В сильном классе можно, прежде чем обратиться к упражнению, дать возможность пятиклассникам самостоятельно составить такую схему. Организуем эту работу, задавая наводящие вопросы: На какие вопросы может отвечать сказуемое? Какой частью речи выражается сказуемое, которое отвечает на каждый названный вами вопрос? Какие предложения вы можете привести в качестве примера? В ходе этой беседы на доске учителем или учениками выстраивается схема, которую затем сопоставляем со схемой упр. 357.

 

IV. Совершенствование пунктуационного умения постановки тире в предложениях с грамматической основой, где оба главных члена – существительные в именительном падеже (чтение текста на стр. 137, упр. текст на стр. 97, упр. 362, 363).

 

Учебная игра. Работу с упр. 363 можно провести как соревнование рядов. Выдвинутые учащимися представители каждого ряда работают с двумя указанными учителем терминами. Побеждает тот ряд, представитель которого даст точные определения терминам и правильно оформит запись. В случае возникновения спорных ситуаций учитель предлагает дать определения терминам под цифрами 7 и 8 или предлагает вытянуть одну из заготовленных заранее карточек с названием лингвистических терминов.

 

V. Подведение итогов урока (упр. 369) и определение домашнего задания.

Выполнение упр. 369 позволит повторить сведения об основных моделях, по которым может строиться грамматическая основа предложения, и отработать умение выстраивать такие конструкции.

Д. з.: на выбор: упр. 364 или 367.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 3-5 мин., II этап – 10-12 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 10-15 мин., V этап – 5 мин.

 

Резерв – упр. 359.

 

Урок 62.

Тема. Описание местности. Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» (§34).

Цели урока: 1) повторить сведения о различных видах описания;

2) сформировать умение описывать местность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: