Цель урока: соотнести виды предложений по цели высказывания с соответствующими интонационными конструкциями.
I. Повторение сведений о видах предложений по цели высказывания и проверка умения опознавать разные по цели высказывания предложения и использовать их в собственной речи (проверка домашнего задания).
II. Соотнесение вопросительного по цели высказывания предложения с соответствующей интонационной конструкцией и отработка умения владеть вопросительной интонацией (чтение текста на стр. 147, упр. 390).
III. Тренировка в умении использовать вопросительные по цели высказывания предложения в собственной речи (упр. 391, 393).
Упр. 391 помогает пятиклассникам потренироваться в умении использовать в своей речи вопросительные предложения в соответствии с ситуацией общения. Организуя работу с этим упражнением, постараемся, чтобы ученики поняли, как важно для успешного общения уметь точно и лаконично составить предложение, которое содержит вопрос.
Упр. 393 ориентирует учащихся на использование при составлении вопросительных по цели высказывания предложений вопросительных слов.
IV. Соотнесение побудительного по цели высказывания предложения с соответствующими интонационными конструкциями и тренировка в умении составлять побудительные по цели высказывания предложения в соответствии с заданием (упр. 396, 397, 399).
V. Д. з.: на выбор: упр. 388, или упр. 392, или упр. 395.
Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 5-7 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 2 мин.
Уроки 69-70.
Тема. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Урок 69.
Тема. Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
|
Цели урока: 1) повторить и закрепить сведения о восклицательных и невосклицательных предложениях;
2) отработать умение произносить восклицательные и невосклицательные предложения и правильно оформлять их на письме.
I. Проверка умения использовать разные по цели высказывания предожения в собственной речи (проверка домашнего задания).
II. Повторение сведений о восклицательных и невосклицательных предложениях и совершенствование умения произносить восклицательные по эмоциональной окраске предложения (чтение текста на стр. 149-150, упр. 401).
Основной целью работы с текстом на стр. 149-150 является осмысление термина «вид предложения по эмоциональной окраске» (не «по интонации»!). Учащиеся уже знают о том, что существует вопросительная интонация, интонация перечисления и т. д., поэтому не следует путать эмоциональную окраску (окрашенность чувством и, как средство выражения различных чувств, – повышение тона) и интонацию как грамматические понятия. Постараемся также добиться от учащихся понимания различий в делении предложений по эмоциональной окраске и по цели высказывания.
III. Опережающая работа над частичным синтаксическим разбором предложения (упр. 403).
Одна из основных целей данной работы – закрепить в сознании пятиклассников различия в принципах классификации предложений (цель высказывания, эмоциональная окраска), поэтому в устном ответе требуем от учеников при характеристике предложений не только указания на эти принципы, но и доказательства своего утверждения (по цели высказывания предложение повествовательное, так как содержит сообщение о …).
|
IV. Сочинение-миниатюра (упр. 404).
Посоветуем пятиклассникам сделать своё сочинение более эмоциональным и выразительным, использовав в нём восклицательные по эмоциональной окраске предложения.
В качестве дополнительного задания предложим ребятам указать те средства, которые они использовали для связи предложений в своём сочинении.
V. Подведение итогов урока (упр. 407) и определение домашнего задания.
Д. з.: 1) упр. 406 (1);
2) упр. 408.
Отдельные учащиеся и все желающие получают задание выполнить упр. 402 и подготовить сообщение.
Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 10 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 15 мин. V этап – 5 мин.
Урок 70.
Тема. Роль восклицательных предложений в художественной речи.
Цели урока:1)закреплять представление о функциях восклицательных по эмоциональной окраске предложений в художественной речи;
2) отрабатывать умение использовать восклицательные предложения в художественном описании.
I. Проверка знания орфографического минимума и умения конструировать разные по цели высказывания предложения (самостоятельная работа).
Учебная игра. Проверку знания орфографического минимума можно провести как самодиктант в форме игры «Аукцион». На этом уроке орфографический минимум диктует не учитель, а сами ученики по памяти. Пятиклассники по очереди предлагают для записи словосочетания из орфографического минимума, а учитель лишь фиксирует для себя, какие словосочетания уже названы. Выигрывает тот, кто назовёт последнее словосочетание.
|
Дополнительное задание. Составить три разных по цели высказывания восклицательных предложения, использовав три-пять словосочетаний из орфографического минимума (на выбор).
II. Наблюдение за использованием восклицательных по эмоциональной окраске предложений в художественной речи и тренировка в умении использовать восклицательные предложения в описании природы (прослушивание сообщений по заданию упр. 402, проверка выполнения упр. 406 (1), упр. 406 (2)).
На этом этапе готовим учащихся к описанию картины С. А. Виноградова. В сильном классе можем предложить пятиклассникам прочитать наизусть отрывки известных им стихотворений о весне. На уроке учащиеся называют свои словосочетания, которые ярко описывают детали картины. Наиболее яркие словосочетания ученики записывают в тетради.
Д. з.: упр. 406 (2) (сочинение по картине).
Примерное распределение времени урока: I этап – 15-20 мин., II этап – 25 мин.
Известно, что один секреты успеха в обучении не только русскому языку, но и любому другому предмету – сделать изучение этого предмета во-первых, интересным, во-вторых, соответствующим возможностям ученика, в-третьих, очевидно целесообразным. Таким образом, успехи учащихся напрямую зависят от усилий учителя.
Чтобы сочинения стали для учеников не скучной работой, а свободным творчеством, учитель должен не только создать творческую атмосферу на уроке, но и вооружить пятиклассников приёмами создания собственных текстов дома. Пятиклассники с удовольствием будут воспринимать творческие домашние задания, если будут знать, как дома приступить к этой работе. Поэтому очень важно правильно организовать подготовку к сочинению.
Кроме того, для Ваших учеников важна уверенность в том, что Вы всегда поможете, поощрите, поддержите их творческие начинания. Ведь целесообразность изучения предмета для детей этого возраста тесно связана с интересом учителя к их работе, с его одобрением. Старайтесь не оставлять без внимания любые творческие удачи Ваших учеников, и Вы убедитесь, как ошибаются те, кто считает труд учителя неблагодарным.
Урок 71.
Тема. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов (§27).
Цель урока –повторить и закрепить сведения о распространённых и нераспространённых предложениях.