Учащиеся ещё раз определяют речевую роль, грамматические, интонационные и пунктуационные особенности вводных слов.
Д. з. 1) упр. 454 (устное высказывание);
2) упр. 453.
В слабом классе, готовя пятиклассников к выполнению устного домашнего задания, можно заполнить вместе с ними таблицу, показывающую различия и сходство обращений и вводных слов.
обращения | вводные слова | |
значение | называют того, к кому обращаются с речью | выражают отношение говорящего к содержанию высказывания |
грамматический признак (роль в предложении) | не член предложения | не член предложения |
интонационный признак | произносится со звательной интонацией | выделяются паузами, произносятся более низким тоном |
пунктуационный признак | выделяется запятыми | выделяются запятыми |
Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап –7-10 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 3-7 мин.
Урок 81.
Тема. Предложения со сравнительными оборотами.
Цель урока: 1) дать представление о сравнении (его речевой роли, особенностях строения и пунктуационного оформления);
2) отработать умение опознавать и выделять сравнительные обороты на письме.
I. Закрепление сведений о вводных словах (проверка домашнего заадния).
Сравнивая вводные слова и обращения (задание упр. 454), пятиклассники должны отметить, что те и другие слова осложняют строение и значение (структуру и семантику) простого предложения, не являются его членами и на письме выделяются запятыми. Говоря о различиях, учащиеся указывают на разное значение и, соответственно, разную речевую роль обращений и вводных слов, а также на разное интонационное оформление предложений с обращениями, с одной стороны, и предложений с вводными словами – с другой.
|
II. Отработка умения составлять и правильно оформлять на письме предложения с вводными словами и определять роль этих слов в речи (упр. 452).
III. Формирование представления о сравнительном обороте, его речевой роли, особенностях строения и пунктуационного оформления (внимательное чтение текста на стр. 170, упр. 455).
Учебная игра. Выполняя упр. 455, пятиклассники запоминают, какие союзы присоединяют в предложении сравнительные обороты. Полезно будет дать учащимся дополнительное время для заучивания этих союзов и затем организовать игру «Копилка». В этой игре принимают участие все пятиклассники – три команды (три ряда). Представители каждого ряда с места по очереди перечисляют союзы. Тот ученик, который безошибочно называет все союзы, кладёт в «копилку» своей команды очко. В следующем круге участвуют ещё три пятиклассника. Таким образом, все ученики проговаривают союзы, присоединяющие сравнительные обороты.
IV. Отработка умения опознавать сравнительные обороты и определять их роль в речи (упр. 457).
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Пятиклассники рассказывают о сравнительном обороте как о синтаксической конструкции, которая осложняет строение и значение простого предложения: его роли в речи и выразительных возможностях, особенностях произношения и пунктуационного оформления, особенностях строения. В ответе пятиклассники используют примеры из упражнений, которые были выполнены на уроке.
|
Д. з.: 1) рассказать о сравнительном обороте, опираясь на текст на стр. 170, и письменное задание;
2) упр. 456.
Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 15 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 7-10 мин., V этап – 3 мин.
Урок 82.
Тема. План текста (§35).
Цели урока: 1) сформировать представление о назначении плана текста;
2) совершенствовать умение составлять план готового текста.
I. Повторение сведений о типах речи и тренировка в умении строить тексты заданного типа речи (упр. 546).
II. Формирование представления о назначении плана текста (анализ текста на стр. 207-208, упр. 547).
III. Совершенствование умения составлять план готового текста (упр. 548).
Приведём пятиклассников к примерно следующему определению темы и идеи текста: «Этот текст о том, как пингвины строят гнёзда. Автор объясняет, что пингвины всегда кричат и дерутся, потому что отнимают друг у друга камушки, так как эти камушки им нужны для строительства гнёзд. Если мы хотим отразить в заголовке тему, то озаглавим его «Как пингвины гнёзда строят», а если выражаем идею – «Крикливые строители» и т. п.»
План может выглядеть примерно так:
1. Почему пингвины идут с пляжа молча.
2. Борьба за камушек.
3. Зачем пингвинам камушки.
4. Пингвины-сторожа.
5. Почему пингвины кричат и дерутся.
IV. Повторение сведений о тезисном плане и тренировка в умении строить тезисный план для составления высказывания по заданной теме (упр. 551).