IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




Учащиеся ещё раз определяют речевую роль, грамматические, интонационные и пунктуационные особенности вводных слов.

Д. з. 1) упр. 454 (устное высказывание);

2) упр. 453.

 

В слабом классе, готовя пятиклассников к выполнению устного домашнего задания, можно заполнить вместе с ними таблицу, показывающую различия и сходство обращений и вводных слов.

 

  обращения вводные слова
значение называют того, к кому обращаются с речью выражают отношение говорящего к содержанию высказывания
грамматический признак (роль в предложении) не член предложения не член предложения
интонационный признак произносится со звательной интонацией выделяются паузами, произносятся более низким тоном
пунктуационный признак выделяется запятыми выделяются запятыми

 

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап –7-10 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 3-7 мин.

 

Урок 81.

Тема. Предложения со сравнительными оборотами.

Цель урока: 1) дать представление о сравнении (его речевой роли, особенностях строения и пунктуационного оформления);

2) отработать умение опознавать и выделять сравнительные обороты на письме.

 

I. Закрепление сведений о вводных словах (проверка домашнего заадния).

 

Сравнивая вводные слова и обращения (задание упр. 454), пятиклассники должны отметить, что те и другие слова осложняют строение и значение (структуру и семантику) простого предложения, не являются его членами и на письме выделяются запятыми. Говоря о различиях, учащиеся указывают на разное значение и, соответственно, разную речевую роль обращений и вводных слов, а также на разное интонационное оформление предложений с обращениями, с одной стороны, и предложений с вводными словами – с другой.

 

II. Отработка умения составлять и правильно оформлять на письме предложения с вводными словами и определять роль этих слов в речи (упр. 452).

 

III. Формирование представления о сравнительном обороте, его речевой роли, особенностях строения и пунктуационного оформления (внимательное чтение текста на стр. 170, упр. 455).

 

Учебная игра. Выполняя упр. 455, пятиклассники запоминают, какие союзы присоединяют в предложении сравнительные обороты. Полезно будет дать учащимся дополнительное время для заучивания этих союзов и затем организовать игру «Копилка». В этой игре принимают участие все пятиклассники – три команды (три ряда). Представители каждого ряда с места по очереди перечисляют союзы. Тот ученик, который безошибочно называет все союзы, кладёт в «копилку» своей команды очко. В следующем круге участвуют ещё три пятиклассника. Таким образом, все ученики проговаривают союзы, присоединяющие сравнительные обороты.

 

IV. Отработка умения опознавать сравнительные обороты и определять их роль в речи (упр. 457).

 

IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Пятиклассники рассказывают о сравнительном обороте как о синтаксической конструкции, которая осложняет строение и значение простого предложения: его роли в речи и выразительных возможностях, особенностях произношения и пунктуационного оформления, особенностях строения. В ответе пятиклассники используют примеры из упражнений, которые были выполнены на уроке.

Д. з.: 1) рассказать о сравнительном обороте, опираясь на текст на стр. 170, и письменное задание;

2) упр. 456.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 15 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 7-10 мин., V этап – 3 мин.

 

Урок 82.

 

Тема. План текста (§35).

Цели урока: 1) сформировать представление о назначении плана текста;

2) совершенствовать умение составлять план готового текста.

 

I. Повторение сведений о типах речи и тренировка в умении строить тексты заданного типа речи (упр. 546).

 

II. Формирование представления о назначении плана текста (анализ текста на стр. 207-208, упр. 547).

 

III. Совершенствование умения составлять план готового текста (упр. 548).

Приведём пятиклассников к примерно следующему определению темы и идеи текста: «Этот текст о том, как пингвины строят гнёзда. Автор объясняет, что пингвины всегда кричат и дерутся, потому что отнимают друг у друга камушки, так как эти камушки им нужны для строительства гнёзд. Если мы хотим отразить в заголовке тему, то озаглавим его «Как пингвины гнёзда строят», а если выражаем идею – «Крикливые строители» и т. п.»

План может выглядеть примерно так:

1. Почему пингвины идут с пляжа молча.

2. Борьба за камушек.

3. Зачем пингвинам камушки.

4. Пингвины-сторожа.

5. Почему пингвины кричат и дерутся.

 

IV. Повторение сведений о тезисном плане и тренировка в умении строить тезисный план для составления высказывания по заданной теме (упр. 551).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: