Средний уровень подготовки.




 

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами.

Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и, кажется, начала затихать. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» -- пожелал я рыбке.

 

(По Ю. Алешковскому)

(89 слов)

 

 

Языковой анализ текста.

 

Задание 1. Озаглавьте текст. Определите тип речи.

Задание 2. Найдите и укажите в предложениях текста обращение (1 вариант) и вводное слово (2 вариант).

Задание 3. Подчеркните в предложениях второго абзаца второстепенные члены.

Задание 4. Разберите по членам третье предложение. Составьте его схему.

 

 

Урок 96.

 

Тема. Анализ контрольных работ. Подведение итогов первого полугодия.

Цель урока – проанализировать и оценить работу учащихся в первом полугодии и наметить дальнейшую перспективу в изучении русского языка.

 

 

I. Анализ контрольных работ.

 

После анализа наиболее типичных ошибок предложим учащимся задания, которые помогут закрепить пунктуационные умения. В числе тех заданий, которые учитель составит для конкретного класса, можно предложить следующие.

 

Закрепление умения различать простые и сложные предложения.

Задание. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы и укажите вид предложения по количеству грамматических основ. Составьте схемы сложных предложений и предложений с однородными членами.

1) Человек от лени болеет, от труда здоровеет. 2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе тихо скажут. 3) Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.4)По крутой тропинке горной шёл домой барашек чёрный и на мостике горбатом повстречался с белым братом. (С. Михалков) 5) Пустая мельница и без ветра мелет. 6) Близок локоток, а не укусишь.

Примечание. В слабом классе работа с предложением 5 проводится по усмотрению учителя.

2. Закрепление умения различать виды сложных предложений (объяснительный диктант).

 

Задание. Запишите под диктовку сложные предложения и объясните, с помощью каких средств связаны их части.

 

1) Недруг поддакивает, а друг спорит. 2) Берегись бед, пока их нет. 3) 4) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. 5) Глаза боятся – руки делают. 6) Были бы крошки, а мышки найдутся. 7) Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.

 

Дополнительное задание: объяснить устно смысл пословицы, которая показалась особенно интересной.

 

Закрепление пунктуационного умения постановки запятой перед союзами.

 

Задание. Записать предложения и составить их схемы. Объяснить постановку знаков препинания.

 

1) Капуста любит воду да тёплую погоду. 2) Лежебока хочет есть, да не хочет с печи слезть. 3) Корень учения горек, да плод его сладок. 4) Правда в огне не горит и в воде не тонет. 5) Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 6) Дорога узкой лентой вьётся между холмов и пропадает у горизонта. 7) Мороз надёжно сковал озеро и пруд, и неугомонные мальчишки высыпали на улицу на коньках и на санках. 8) Лежебоке и солнце не вовремя всходит. 9) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 10) Глупый осудит, а умный рассудит.

 

 

II. Подведение итогов работы в первом полугодии. Оценка работы отдельных учащихся.

Отметим удачи каждого пятиклассника и постараемся определить направление работы по изучению русского языка персонально для каждого.

 

 

II полугодие.

 

 

Уроки 97-99.

Тема. Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке (§ 37).

Урок 97.

Тема. Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования (§ 37).

Цели урока: 1) определить цели работы во втором полугодии;

2) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;

3) познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем и добиться осмысления процессов образования новых слов.

 

I. Определение целей работы во втором полугодии (рассмотрение оглавления, внимательное чтение текста на стр. 3).

 

Обращаем внимание пятиклассников на то, что во втором полугодии они приступают к изучению систематического курса русского языка. Учащиеся внимательно рассматривают оглавление и выясняют, какие разделы лингвистики им предстоит изучить.

 

II. Формирование представления о словообразовании как разделе лингвистики и об основных способах образования слов в русском языке (пересказ последнего абзаца текста на стр. 3, чтение и анализ эпиграфа, работа с текстом на стр. 3-4).

 

Предоставим учащимся возможность после выразительного прочтения эпиграфа подумать, почему данное высказывание М. Горького помещено в начале раздела «Словообразование», и подведём их к выводу о том, что словообразование является одним из основных источников обогащения лексики (словарного состава) языка.

Работу с текстом § 37 можно организовать следующим образом. После совместной работы над вопросами, предваряющими текст, предлагаем учащимся подготовить для подробного пересказа одну из частей (учащимся каждого ряда – свою часть). Основное требование: пересказ должен быть таким, чтобы слушатели поняли новый материал. Отвечающий также должен будет постараться ответить на вопросы, которые возникнут у одноклассников по данной части текста.

 

III. Повторение сведений о морфемах (упр. 574).

 

 

После прочтения задания к упр. 574, думаем, полезно будет предложить учащимся попытаться вспомнить нужные сведения и лишь затем обратиться к материалам §§ 9, 19 и подготовить устное высказывание.

В сильном классе можем дать учащимся время на составление тезисного плана ответа и затем организовать совместную или взаимопроверку. Тезисный план может выглядеть следующим образом.

1. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – общее лексическое значение всех однокоренных слов; суффиксы и приставки – словообразовательные значения; окончание – грамматические значения.

2. В русском языке выделяют корневую морфему, а также морфемы словообразовательные и формообразующие.

3. В словообразовании участвуют приставки и суффиксы, в формообразовании -- окончание и грамматические суффиксы.

 

IV. Осмысление процессов словообразования в русском языке (упр. 575 (1) и 576).

 

Цель работы с упр. 575 (1) и 576 – на основе анализа слов, образованных приставочным и суффиксальным способом, добиться от учащихся осмысления процесса словообразования в русском языке. Пятиклассники прежде всего должны понять, что с помощью словообразующих морфем образуется слово с новым лексическим значением. Ребята наверняка смогут процитировать начало стихотворения С. Маршака («Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?») и, если учитель видит необходимость в конкретном классе повторить правила, связанные с постановкой знаков препинания в предложениях с обращением и знаков препинания в конце предложения, можно попросить учащихся записать это предложение и объяснить пунктограммы.

Выполняя упр. 576, учащиеся также получают возможность ещё раз осмыслить выражение «значимая часть слова» и различие в значении словообразующих и формообразующих морфем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: