Выполняя домашнее задание, учащиеся должны были понаблюдать за использованием в художественном произведении (рассказе Тургенева «Муму») существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ребята выпишут следующие имена существительные: собачонка, чашечка (молока), мордочка, хвостик, собачка, Мумуня.
Очень важно, чтобы пятиклассники сумели определить роль этих существительных в тексте: они использованы в основном для описания щенка, которого автор показывает через восприятие великана Герасима, и позволяют подчеркнуть беззащитность собачки и в то же время выразить всю нежность одинокого человека по отношению к спасённому им существу. Чтобы подчеркнуть симпатию дворовых к умной и ласковой собачке, автор говорит о том, что они стали её звать Мумуней.
После обсуждения тех возможностей, которые даёт художественной литературе словообразование, учитель диктует пятиклассникам слова из орфографического минимума.
Дополнительные задания:
1. Подчеркните слова с орфограммой «Непроизносимая согласная» и, где возможно, укажите проверочные слова.
2. Запишите десять слов с орфограммой «Гласные а-о в корнях с чередованием».
3. Заполните пропуски в словообразовательной цепочке:
… -- писатель -- …; … -- теннисист -- …; … -- ножик -- ….
4. Укажите морфемный состав следующих существительных: укротительница, сотрудник, хвастливость.
II. Повторение и систематизация сведений о способах образования имён прилагательных (упр. 608, 609 – устное высказывание).
III. Отработка умения проводить словообразовательный анализ имён прилагательных с использованием справочной литературы (упр. 611, 612).
Учебная игра. Работу с упр. 611 можно организовать в форме соревнования рядов (игры «Кто больше?»).
|
Справка.
-ан- (-ян-) – ржаной, кожаный, водяной, масляный, торфяной, травяной и т. д.
-еньк-(-оньк-) – старенький, чистенький, аленький, плохонький, хитренький, слабенький, коротенький, быстренький, голубенький и т. д.
-ив- -- лживый, красивый, льстивый, ревнивый, фальшивый, учтивый и т. д.
-лив- -- счастливый, говорливый, болтливый, визгливый, крикливый, пугливый, стыдливый, приветливый, тоскливый, ворчливый и т. д.
-ист- -- бархатистый, серебристый, пенистый, пушистый, пятнистый, мглистый, ребристый, золотистый, игристый и т. д.
-оват- -- угловатый, рыжеватый, глуповатый, красноватый, голубоватый, глуховатый, дороговатый, сыроватый, виноватый, щеголеватый и т. д.
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся перечисляют основные способы образования имён прилагательных и приводят примеры.
Д. з.: упр. 610.
Думаем, в классе полезно будет выполнить задание 3 домашнего упражнения (выразительное чтение, определение настроения, которое передаёт автор).
В сильном классе можно предложить задание назвать художественные средства выразительности, которые использовал автор, и определить их роль в тексте.
Примерное распределение времени урока: I этап – 25 мин., II этап –5 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 5 мин.
Урок 105.
Тема. Словообразование глаголов. Изложение (§ 42).
Цели урока: 1) повторить сведения о способах образования глаголов;
2) тренировать учащихся в умении проводить смысловой и частичный стилистический анализ художественно-публицистического текста (термин не вводится);
|
3) проверить умение письменного подробного пересказа.
I. Формирование представления о приставочном способе как основном способе образования глаголов (упр. 613, 614 (1)).
II. Повторение сведений о суффиксальном способе образования глаголов и тренировка в умении правильно оформлять графически словообразовательные пары (упр. 616).