I. Проверка домашнего задания.




 

Выполняя домашнее задание, учащиеся должны были понаблюдать за использованием в художественном произведении (рассказе Тургенева «Муму») существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ребята выпишут следующие имена существительные: собачонка, чашечка (молока), мордочка, хвостик, собачка, Мумуня.

Очень важно, чтобы пятиклассники сумели определить роль этих существительных в тексте: они использованы в основном для описания щенка, которого автор показывает через восприятие великана Герасима, и позволяют подчеркнуть беззащитность собачки и в то же время выразить всю нежность одинокого человека по отношению к спасённому им существу. Чтобы подчеркнуть симпатию дворовых к умной и ласковой собачке, автор говорит о том, что они стали её звать Мумуней.

После обсуждения тех возможностей, которые даёт художественной литературе словообразование, учитель диктует пятиклассникам слова из орфографического минимума.

 

Дополнительные задания:

1. Подчеркните слова с орфограммой «Непроизносимая согласная» и, где возможно, укажите проверочные слова.

2. Запишите десять слов с орфограммой «Гласные а-о в корнях с чередованием».

3. Заполните пропуски в словообразовательной цепочке:

… -- писатель -- …; … -- теннисист -- …; … -- ножик -- ….

4. Укажите морфемный состав следующих существительных: укротительница, сотрудник, хвастливость.

 

II. Повторение и систематизация сведений о способах образования имён прилагательных (упр. 608, 609 – устное высказывание).

 

III. Отработка умения проводить словообразовательный анализ имён прилагательных с использованием справочной литературы (упр. 611, 612).

 

Учебная игра. Работу с упр. 611 можно организовать в форме соревнования рядов (игры «Кто больше?»).

Справка.

-ан- (-ян-) – ржаной, кожаный, водяной, масляный, торфяной, травяной и т. д.

-еньк-(-оньк-) – старенький, чистенький, аленький, плохонький, хитренький, слабенький, коротенький, быстренький, голубенький и т. д.

-ив- -- лживый, красивый, льстивый, ревнивый, фальшивый, учтивый и т. д.

-лив- -- счастливый, говорливый, болтливый, визгливый, крикливый, пугливый, стыдливый, приветливый, тоскливый, ворчливый и т. д.

-ист- -- бархатистый, серебристый, пенистый, пушистый, пятнистый, мглистый, ребристый, золотистый, игристый и т. д.

-оват- -- угловатый, рыжеватый, глуповатый, красноватый, голубоватый, глуховатый, дороговатый, сыроватый, виноватый, щеголеватый и т. д.

 

IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

 

Учащиеся перечисляют основные способы образования имён прилагательных и приводят примеры.

Д. з.: упр. 610.

Думаем, в классе полезно будет выполнить задание 3 домашнего упражнения (выразительное чтение, определение настроения, которое передаёт автор).

В сильном классе можно предложить задание назвать художественные средства выразительности, которые использовал автор, и определить их роль в тексте.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 25 мин., II этап –5 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 5 мин.

 

Урок 105.

 

Тема. Словообразование глаголов. Изложение (§ 42).

 

Цели урока: 1) повторить сведения о способах образования глаголов;

2) тренировать учащихся в умении проводить смысловой и частичный стилистический анализ художественно-публицистического текста (термин не вводится);

3) проверить умение письменного подробного пересказа.

 

I. Формирование представления о приставочном способе как основном способе образования глаголов (упр. 613, 614 (1)).

 

II. Повторение сведений о суффиксальном способе образования глаголов и тренировка в умении правильно оформлять графически словообразовательные пары (упр. 616).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: