I. Отработка умения использовать семантико-словообразовательный подход к морфемному анализу слова (упр. 637, 638).




Упр. 637 тренирует в проведении морфемного разбора омофонов (слов, одинаковых по звучанию, но разных в написании) с целью определения их правильного написания. Предоставим пятиклассникам возможность самим сделать вывод о важности умения определять морфемный состав слова и о способах его определения.

Упр. 638 требует проведения морфемного разбора омоформов (слов разных частей речи, совпадающих в звучании и написании в определённой форме). Выполнение этого задания ещё раз позволяет убедиться, что для правильного определения морфемного состава слова важно определить, к какой части речи оно относится.

В сильном классе можем назвать учащимся термины, обозначающие пары слов, с которыми они работали.

После выполнения упражнений предложим учащимся вернуться к началу § 44 и ещё раз перечитать руководство к проведению морфемного разбора. Попросим пятиклассников назвать те задания, при выполнении которых на этом и предыдущем уроках было необходимо определить часть речи и форму слова, его лексическое значение и способ образования.

 

II. Проверка домашнего задания (знания орфографического минимума).

 

После записи под диктовку слов и словосочетаний из орфографического минимума организуем само- или взаимопроверку.

 

III. Повторение изученного в разделе «Словообразование» (работа на материале орфографического минимума).

 

Задание 1. Выпишите слова с приставками, распределяя их на группы. Сколько групп слов вы получили? Какое слово вы выписали в обе группы? Слов с какими приставками нет в орфографическом минимуме? Приведите пять примеров таких слов.

 

Задание 2. Выделите суффиксы во всех существительных и прилагательных.

 

Задание 3. Выпишите слова с орфограммой «Гласные а-о в корнях с чередованием». Слов с каким известным вам корнем с чередованием гласных нет в орфографическом минимуме? Приведите три примера таких слов.

 

Задание 4. Составьте словообразовательные цепочки слов запевать, лекарство, настроение, радостный.

Задание 5. Запишите все глаголы в составе словообразовательных пар – со словом, от которого они образованы.

Задание 6. Запишите поморфемно слова удивительный, безжалостный, беззаботный.

Задание 7. Какие способы словообразования вам известны? Приведите пять примеров слов, образованных с помощью способа, не представленного в орфографическом минимуме.

 

IV. Определение домашнего задания.

Д. з.: 1) составить диктовку из 25 слов с орфограммами, изученными в разделе «Словообразование»;

2) выписать из художественных произведений или составить два простых и два сложных предложения с различными пунктограммами.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 12-15 мин., II этап – 12-15 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 2 мин.

 

Резерв – упр. 639.

 

Урок 111.

 

Тема. Контрольная работа № 6 (диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование»).

 

Цели урока: проверить умения, сформированные в ходе изучения раздела «Словообразование».

 

 

Высокий уровень подготовки.

 

Диктант.

Очиток.

 

Очиток – это маленькое растеньице. У него толстенькие вздутые сероватые листочки. Они сидят на стебельке так густо, что его трудно разглядеть. Цветочки очитка представляют собой яркие пятиугольные звёздочки.

В июле на месте цветочков появляются плоские звёздочки плодов. В ясный день плоды очитка плотно закрыты. В них прячутся созревшие семена.

Можно заставить плоды раскрыться. Для этого принесём из лужи немного воды. Вот капелька попала в середину звёздочки, и листочки плода начали разворачиваться. Показались семена. Если попадёт ещё две капельки, семена поплывут. Вода их подхватит, унесёт и рассеет.

Очиток можно встретить даже на отвесной скале. Дождь стекает по скале и заносит в щели его семена.

(102 слова)

 

(По В. Бианки)

 

Примечание. Объяснить отсутствие запятых во втором предложении.

 

Языковой анализ текста.

 

Задание 1. Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание приставок на з/с » и покажите эту орфограмму графически.

Задание 2. Выделите приставки в глаголах третьего абзаца.

Задание 3. В словах первого абзаца выделите уменьшительно-ласкательные суффиксы.

*Задание 4. Составьте словообразовательную цепочку слов растеньице (1 вариант), капелька (2 вариант).

Задание 5. Проведите морфемный разбор слова отвесный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: