Задание для «звёздочек» (готовим олимпиадников).




Задание. Объясните, какие лексические явления позволяют автору стихотворных строк создать комический эффект.

Я от боли плакал редко,

Но от лука много раз!

Лук стреляет очень метко

И не в бровь, а прямо в глаз!

(Г. Глушнёв)

 

Примерный ответ. Автор использует в стихотворении слово лук и говорит о свойстве этого овоща вызывать слёзы. Когда автор описывает свойства лука, он использует метафору «стреляет метко». Комический эффект возникает потому, что у слова лук есть омоним – лук (оружие). Автор переносит свойства предмета, который назван омонимом, на предмет, о котором говорит в стихотворении.

Ещё одно лексическое средство, которое использует автор, -- это фразеологизм (поговорку) – «не в бровь, а в глаз» (точно). Комический эффект создаётся тем, что в данном стихотворении этот фразеологизм используется как свободное словосочетание с прямым значением (едкий сок лука попадает в глаза и вызывает слёзы).

 

Урок 118.

Тема. Подготовка к сочинению «Берёзовая роща» (упр. 673).

Цели урока. Подготовить учащихся к сочинению по картине.

I. Чтение и анализ текста В. Солоухина (упр. 673 (1, 2)).

II. Устное описание картины А. И. Куинджи «Берёзовая роща».

1. Описание общего плана.

Попросим пятиклассников сначала кратко описать пейзаж Куинджи.

На картине А. И. Куинджи изображена поляна с освещёнными солнцем стволами берёз. Между стволами темнеет прогалина лесного болотца. На втором плане пышно разросшиеся деревья, расступившись, открывают ясное небо.

 

2. Описание первого плана.

 

На первом плане художник изобразил белые стволы берёз с красноватыми, прогретыми жарким летним солнцем бугорками коры. Стволы деревьев выглядят выпуклыми, почти круглыми. Слева они освещены ярким солнцем и сами как будто светятся изнутри. Справа они остаются в тени.

На тёмно-зелёном фоне плотно сомкнувшихся деревьев второго плана кажется сияющей изумрудная зелень листвы берёз, подставивших ветки солнцу. Листва берёз словно сама излучает свет.

Ровный солнечный свет заливает всю поляну. Природа преображается в его лучах. Сочная зелень летней травы кажется жёлто-зелёной, выпуклости на берёзовой коре – нежно-розовыми, старый пень – красноватым. Ряска болотца выглядит светло-жёлтой. По краям болотца – насыщенная зелень травы, а в тени краснеют болотные растения.

 

3. Описание второго плана.

 

На втором плане темнеют силуэты деревьев с пышными кронами. Плотная стена деревьев уходит вдаль. Справа величественно возвышаются две раскидистые берёзы. Солнечные блики высвечивают белизну их стволов, почти скрытых зеленью листвы. Между деревьями синеет небесная лазурь с розоватой дымкой лёгких облаков.

 

Мастерство художника.

 

На картина «Берёзовая роща» А. И. Куинджи создал яркий праздничный образ русской природы. Полотно поражает свежестью, чистотой и насыщенностью красок, которые усиливают впечатление яркого солнечного летнего дня. Стволы берёз кажутся выпуклыми и объёмными.

Никому из художников не удалось создать таких удивительных, сияющих в солнечном свете молодых берёз. Неудивительно, что современники А. И. Куинджи верили вымыслам о том, что картина написана на стекле и сзади освещается лампой.

 

III. Обсуждение домашнего задания. Словарно-орфографическая работа (упр. 673 (3)).

 

IV. Составление плана сочинения «Берёзовая роща» и устные высказывания по отдельным пунктам.

 

Предоставим учащимся возможность самостоятельно составить план и затем организуем обсуждение. Один из возможных вариантов плана сочинения может выглядеть так.

 

I. А. И. Куинджи – замечательный русский художник-пейзажист.

II. Описание картины А. И. Куинджи «Берёзовая роща».

1. Изображение берёз на картине Куинджи.

2. Силуэты деревьев на втором плане.

3. Мастерство художника.

III. Мои впечатления от картины А. И. Куинджи.

 

Д. з.: написать сочинение «Берёзовая роща» (упр. 673 (3)).

 

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 15 мин., III этап – 5-7 мин., IV этап – 10-15 мин.

Уроки 119-120.

Тема. Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов (§ 47).

Урок 119.

Тема. Исконно русские и заимствованные слова (§ 47).

Цели урока: 1) сформировать представление о делении лексики с точки зрения её происхождения;

2) дать представление о некоторых признаках иноязычных слов;

3) совершенствовать умение работать с этимологическим словарём.

 

I. Проверка умений, сформированных в ходе изучения темы «Синонимы. Антонимы. Омонимы» (проверка домашнего задания, самостоятельная работа).

 

Данная самостоятельная работа поможет определить, какие умения пятиклассников сформированы недостаточно и какие трудности они испытывают в работе с группами слов, связанных семантическими отношениями, и в работе со словарями. По итогам проверки проводим работу над ошибками и определяем, какие задания (общие и индивидуальные) необходимо предложить для отработки соответствующих умений с целью подготовки к контрольной работе по разделу «Лексикология».

Самостоятельная работа.

Задание 1. Выпишите из ряда слов те, которые являются синонимами.

Мальчик, мальчонка, паренёк, шалун, парнишка, Серёжа, отрок, сынок, мальчуган, ученик.

 

Задание 2. Подберите два-три синонима к данным словам.

 

Блестеть, сердитый, хорошо, смелый.

Задание 3. Запишите пары антонимов-существительных, антонимов-прилагательных, антонимов-глаголов (по одной паре слов каждой части речи).

 

Задание 4. Приведите два примера слов-омонимов. Составьте с каждым из слов словосочетание, которое помогает понять его значение.

 

Задание 5. Выпишите из данных пар слов те, которые являются лексическими омонимами.

Тонкая спица – хорошо спится, халат из атласа – географический атлас, широкий луг – горький лук, тушить овощи – тушить свет.

II. Формирование представления об исконно русских и иноязычных словах и тренировка в умении использовать этимологический словарь для определения происхождения и значения слов (работа с текстом на стр. 42, упр. 674)

 

На данном уроке можно ограничиться внимательным чтением и делением текста на абзацы, а с вопросами и заданиями после текста поработать на следующем уроке, предупредив об этом пятиклассников. Те учащиеся, которые всерьёз интересуются русским языком, даже не получив специального задания, обязательно обратятся к этим вопросам. Остальные учащиеся получат на следующем уроке возможность потренироваться в просмотровом чтении уже знакомого текста для выделения необходимой информации.

III. Формирование умения опознавать слова иноязычного происхождения по характерным признакам (текст на стр. 43, упр. 677).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: