IV. Определение домашнего задания.




Д. з.: 1) пересказ текста на стр. 43;

2) упр. 678 или упр. 679.

 

В сильном классе предлагаем для выполнения дома упр. 678, которое тренирует не только в умении пользоваться толковым словарём (как упр. 679), но и в умении опознавать по типичным приметам слова иноязычного происхождения.

Другой вариант определения задания – предложить учащимся самим выбрать для выполнения одно из упражнений, попросив их уже на уроке самих определить степень сложности данных в упражнениях заданий.

Также отдельных сильных учащихся или всех желающих целесообразно будет уже на первом уроке изучения темы ориентировать на наблюдение за речью радио- и телеведущих (упр. 685), чтобы ответить на вопрос упр. 686. Другой вариант подготовки к выполнению этого задания упр. 686 – поручить определённым ученикам подготовить устное сообщение по предложенной в упражнении теме.

 

Резерв – упр. 675.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 12-15 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 2 мин.

 

Урок 120.

Тема. Исконно русские и заимствованные слова (§ 47).

Цели урока: 1) тренировать в умении различать исконно русские и заимствованные слова и выяснять необходимые сведения о словах этих групп по этимологическому и толковому словарям;

2) учить пользоваться орфоэпическим словарём для определения правильного произношения иноязычных слов.

 

I. Повторение сведений об иноязычных и заимствованных словах и тренировка в умении определять значение и происхождение слов с помощью этимологического и толкового словарей (ответы на вопросы после текста (стр. 43), проверка домашнего задания, 675, 676, 681).

 

II. Формирование представления о нормах произношения иноязычных слов с буквенным сочетанием те и тренировка в умении работать с орфоэпическим словарём для определения особенностей произношения иноязычных слов (упр. 682, 679).

 

Полезно будет обратить внимание на особенности произношения иноязычных слов не только с сочетанием те (обращаем особое внимание на произношение слов компьютер, термин, антитеза, темп, термос), но и с сочетаниями де (академия, дефис, модель, детектив), не (фонетика, бизнесмен, сканер).

 

III. Формирование представления об иноязычных морфемах (упр. 684).

 

Учебная игра. Работу с упр. 684 (записать слова с иноязычной морфемой аква- и объяснить их значение) можно провести в форме игры «Аукцион» или соревнования «Кто больше?», предоставив учащимся сначала время для самостоятельной работы – подбора слов (аквамарин (минерал синевато-зелёной или голубой окраски; драгоценный камень), акваланг (устройство для дыхания человека под водой), акванавт (специалист, выполняющий в особом костюме (гидрокостюме) или в подводном аппарате работы под водой на глубинах, недоступных водолазу), акваметрия (методы количественного определения воды в различных веществах), акватория (участок водной поверхности)).

Если задание учащимся оказалось по силам, можно продолжить соревнование, ограничившись заданием только назвать слова с иноязычной морфемой фоно- (фонограмма, фонотека), фото- [<phos (photos) свет] (фотогеничность, фотография, фотомонтаж, фотосинтез, фотофиниш, фотоэлемент).

 

IV. Д. з.: 1) подробный пересказ текстов § 42;

2) упр. 683.

Напоминаем учащимся о заданиях упр. 685 и 686 (см. IV-ый этап урока 119) или предлагаем это задание отдельным ученикам для выполнения к следующему уроку.

 

Резерв: упр. 680.

В слабом классе можно записать на доске слова для справок: монолог, натюрморт, коттедж, композитор, меню.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15-20 мин., II этап – 12-15 мин., III этап – 5-7 мин., IV этап – 7-10 мин., V этап – 2 мин., VI этап – 2 мин.

 

Урок 121.

Тема. Написание букв ы-и после ц (§ 48).

Цель урока – сформировать правильный способ выбора написания сочетаний ци и цы с учётом структуры слова и значения морфем.

I. Проверка домашнего задания (фронтальный или индивидуальный опрос по материалам § 42, выступления учащихся по заданию упр. 686).

 

II. Формирование навыка правильного выбора написания сочетаний ци и цы с учетом структуры слова и значения морфем (упр. 687, 688).

 

Выполняя упр. 687, учащиеся делают вывод, что для определения правильного написания ци и цы необходимо: 1) уметь определять, в какой морфеме находится орфограмма: в корне пишем и, в окончании – ы; 2) понимать значение суффикса: если суффикс имеет значение принадлежности (курицын, лисицын), то пишем ы, в суффиксах с другим значением пишем и.

Таким образом, для определения верного написания ци и цы необходимо учитывать структуру и семантику слов.

В слабом классе, прежде чем учащиеся приступят к работе с упр. 688, можно предложить им ряд заданий, которые подготовят их к его выполнению.

 

Задание 1. Запишите четверостишье, выделяя окончания существительных и объясняя выбор гласной в этих окончаниях.

Посмотрите: близнец__ --

Полководц__, храбрец__!

Ах, какие молодц__

Эти бравы молодц__!

 

Дополнительное задание: запишите поморфемно слова полководцы, храбрецы и объясните, как эта запись помогает их правильному написанию.

 

Задание 2. Запишите сложные прилагательные с корнем -лиц-. Обозначить графически орфограмму в окончании.

Например: белолицый, остролицый…

 

Справка: круглолицый, узколицый, широколицый, бледнолицый.

 

Учебная игра. «Опиши словом». Чтобы активизировать учащихся для выполнения задания 2 и создать определённую подсказку, можно изобразить на альбомных листах забавных человечков с широким, узким и т. д. лицами.

 

Задание 3. Замените словосочетания прилагательными. Выделите суффиксы и объясните написание гласной после ц.

 

Принадлежащий сестрице, принадлежащий синице, принадлежащий птице.

После того как учащиеся выполнят упр. 688, предлагаем им задание дополнить каждый столбик своими примерами и даём на выполнение этого задания определённое время. Затем пятиклассники обмениваются записанными словами, пополняя свои столбики.

В слабом классе для закрепления умения выбирать правильное написание можем предложить распределительный диктант.

 

Распределительный диктант.

 

Милиционер, цистерна, страницы, станция, птицын, голубцы, цитадель, порция, борцы, цилиндр, пальцы, цитрусовый.

 

Дополнительное задание. Пользуясь толковым словарём, объяснить значение слова цитадель.

 

III. Формирование умения отличать орфограмму «Правописание ци и цы » от орфограммы «Безударная гласная в корне слова».

Задание. Записать слова и растолковать их значение, используя проверочные слова.

Например: центральный – расположенный в центре.

Цепочка (маленькая цепь), целевой (имеющий цель), ценообразование (образование цен), церковный (имеющий отношение к церкви).

 

Выполнив упражнение, пятиклассники делают вывод о необходимости отличать изучаемую орфограмму от орфограммы «Безударная гласная в корне».

 

IV. Отработка умения правильно писать слова-исключения (упр. 691).

 

После выполнения упр. 691 предложим учащимся записать слова-исключения, которые не встретились в стихотворении, и составить с ними предложения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: