Учащиеся ещё раз определяют предмет изучения лексикологии и фразеологии, объясняют различие однозначных и многозначных слов,прямого и переносного значений слова.
Д. з.: 1) научиться письменно восстанавливать схему (стр. 29);
2) упр. 642.
Примерное распределение времени урока: I этап – 10-12 мин., II этап – 25-30 мин., III этап – 3-5 мин.
Урок 114.
Тема. Переносное значение слова (§ 45).
Цель урока: 1) сформировать умение употреблять многозначные слова в разных значениях;
2) повторить и углубить сведения о переносном значении слова.
I. Повторение сведений о делении лексики на группы (проверка домашнего задания).
В качестве проверки знания сведений о делении лексики русского языка на группы можно предложить учащимся изобразить на листке схему, которую они заучивали дома. После этого можно организовать само- или взаимопроверку. Уже в начале изучения раздела предупреждаем пятиклассников о том, что такое задание будет предложено на зачёте.
II. Повторение сведений об однозначных и многозначных словах и закрепление умения употреблять многозначные слова в разных значениях (упр. 645, 648, 649).
Выполняя упр. 645, учащиеся могут выбрать для работы два-три слова. Этого будет достаточно, чтобы отработать умение работать с толковым словарём для определения разных значений слова и потренироваться употреблять слово в разных значениях в собственной речи.
Упр. 649 содержит задание отредактировать предложения. Важно, чтобы, выполняя с помощью учителя задания, пятиклассники не только исправили ошибки, но и определили, чем они вызваны: употреблением слова в несвойственном ему значении. Учащиеся приходят к выводу, что такие ошибки возникают, когда не учитывается точное лексическое значение слова. Чтобы их избежать, необходимо следить за своей речью и речью собеседников и чаще обращаться к толковому словарю.
|
III. Повторение и углубление сведений о переносном значении слова и формирование умения опознавать и различать виды тропов (упр. 650, чтение текста на стр. 34, {ф} задания учителя).
В сильном классе, прежде чем прочитать задание упр. 650, можно предложить ребятам употребить прилагательные тёплый, горький, прямой, острый в сочетании с теми существительными, которые они могут характеризовать. После этого учащиеся сверяют записанные сочетания с тем материалом, который предлагается в учебнике, и подчёркивают прилагательные, употреблённые в переносном значении.
Учащимся уже известны сведения о тропах, поэтому, перед тем как начать работу с текстом (стр. 34), предлагаем назвать известные изобразительные средства языка, построенные на способности слова иметь переносное значение, и привести примеры.
Выполнение следующих заданий поможет учащимся в классе средней успеваемости научиться видеть метафоры и понять их роль в художественной речи.
Упражнение. 1. Прочитайте и отгадайте загадку. Как вам удалось понять, о чём в ней идёт речь?
На поляне девчонки в белых рубашонках, зелёных полушалках.
2. Запишите это предложение, заменив метафоры сравнениями. Используйте для присоединения сравнений разные союзы. (На поляне, как девчонки, стоят берёзы. У берёз белые стволы, будто рубашки, и зелёная листва, словно полушалки.)
3. Сравните текст загадки и записанный вами текст. Какой из двух текстов, по-вашему, выразительнее? Почему?
|
Чтобы учащиеся различали эпитеты и обычные определения, предлагаем им задания, аналогичные данному на уроке.
Задание. Запишите словосочетания, заменяя эпитет обычным определением. Сопоставьте полученные пары словосочетаний с точки зрения выразительности. Какими средствами создаётся художественный образ?
Образец: прозрачные капли росы – хрустальные капли росы.
Свинцовые тучи, золотая листва, железные нервы, цепкий взгляд, тяжёлые мысли, лютая зима, богатырское здоровье, зверский аппетит.