Учащиеся ещё раз рассказывают о переносном значении слова и перечисляют те изобразительно-выразительные средства, которые создаются на основе способности слов иметь переносное значение.
Чтобы подготовить учащихся к выполнению домашнего упражнения, потренируем их в определении видов тропов: предложим поработать со стихотворными строфами под цифрами 1, 4.
Д. з.: 1) выучить наизусть текст на стр. 34;
2) упр. 652 (2, 3, 5).
Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 15 мин., III этап – 12-20 мин., IV этап – 5 мин.
Резерв – упр. 647.
Урок 115.
Тема. Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор (§ 45).
Цель урока: 1) закреплять умение опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте;
2) познакомить с планом лексического разбора и формировать умение проводить лексический анализ слов.
I. Закрепление умения опознавать, различать виды тропов и определять их роль в художественном тексте (проверка домашнего задания, упр. 653 (1), упр. 655).
Выполняя задние упр. 655, учащиеся сравнивают художественный и научный тексты, объединённые общей темой -- листопад. Эта работа поможет пятиклассникам понять, что на одну и ту же тему можно писать по-разному, в зависимости от ситуации и целей общения.
Цель первого текста – создать яркий образ -- картину листопада -- и произвести на читателя сильное впечатление, цель второго текста -- кратко сообщить важную информацию, объяснить причины изменения цвета листьев и возникновения листопада.
Для создания художественного образа необходимы тропы: метафоры (золотой дождь, пёстрый смерч и др.), олицетворения (лопочут, скребутся, скачут (листья)) и др. Для написания текста научного используются термины (хлорофилл, пигмент).
|
II. Формирование умения употреблять тропы в собственной речи и тренировка в умении пользоваться словарём эпитетов (упр. 654, 656).
III. Знакомство с планом лексического разбора и формирование умения проводить лексический анализ слов (упр. 658).
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся ещё раз делают вывод о том, что тропы используются в художественных текстах с целью создания ярких и выразительных художественных образов.
В качестве домашнего пятиклассники получают задание, аналогичное тому, что выполняли в классе на 1-ом этапе урока – сравнение художественного и научного текстов (упр. 653 (2)).
Д. з.: упр. 653 (2), по желанию – упр. 657.
Примерное распределение времени урока: I этап – 15-20 мин., II этап – 10 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 3 мин.
Резерв – упр. 653 (3).
Урок 116.
Тема. Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами (§ 46).
Цель урока: 1) закреплять умение опознавать и различать тропы и определять их роль в художественном тексте;
2) повторить сведения о синонимах, антонимах и омонимах и развивать умение опознавать в тексте эти группы слов;
3) формировать умение подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями.
I. Закрепление умения опознавать и различать тропы и определять их роль в художественном тексте (проверка домашнего задания, упр. 659 (1, 2)).
II. Повторение сведений о синонимах, антонимах и омонимах (чтение и пересказ текста на стр. 37-38, задания учителя).
|
Работу с текстом можно организовать следующим образом: ученики каждого из трёх рядов получают задание подготовить для подробного пересказа одну из трёх частей параграфа. Затем представители рядов рассказывают свою часть параграфа одноклассникам и отвечают на их вопросы.
В сильном классе отвечающие также могут предложить одноклассникам небольшие задания, которые проверяют, как был понят пересказ.
После этого в слабом классе и в классе средней успеваемости предлагаем ученикам каждого ряда для подготовки пересказа ту часть, которую они не читали, и через три-пять минут снова выслушиваем отвечающих.
Учебная игра. «Аукцион». Кто последний назовёт синоним к словам удивительный, маленький, большой?
♫ Задание. Запишите строчки песни, подчеркните антонимы.
Мы поссоримся – и помиримся.
«Не разлить водой!» -- шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь –
Вот что значит настоящий, верный друг.
(Из мультфильма «Тимка и Димка». Слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева)
Дополнительное задание. Сжато перескажите содержание мультфильма, в котором прозвучала эта песенка.
III. Формирование умения определять стилистическую окраску синонимов (упр. 662).
IV. Тренировка в умении опознавать антонимы (упр. 664).