Цель урока – повторить и обобщить изученное в разделе «Лексикология и фразеология».
I. Проверка домашнего задания (устное высказывание, орфографический минимум).
II. Повторение и систематизация сведений о различных группах лексики (фронтальный опрос, задания учителя).
I-ый вариант работы.
Примерные вопросы и задания.
1. По каким принципам (признакам) лексика русского языка делится на группы?
2. На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? Какие слова называются однозначными, а какие – многозначными? Приведите примеры однозначных и многозначных слов. Объясните, как в словаре оформляются многозначные слова и омонимы. Как вы отличаете разные значения одного слова от омонимов, прежде чем заглядываете в словарь?
Задание. Узник совершил побег. На берёзе появился новый побег. Подумайте и определите, употреблено ли в предложениях одно слово в разных значениях, или в этих предложениях использованы омонимы. Свою точку зрения обоснуйте.
3. На какие группы делится лексика в зависимости от смысловых связей между словами? Расскажите о синонимах. Какие группы синонимов вы знаете?
Задание. Продолжите ряд синонимов. Рядом со стилистическими синонимами укажите соответствующие пометы.
Смеяться – хохотать …
Разговаривать – болтать (разг.) …
Плохой – скверный …
Хороший – замечательный …
4. Какие слова называются антонимами?
Задание. Прочитайте словосочетания. Докажите, что в словосочетаниях использовано одно прилагательное в разных значениях. Раскройте эти значения с помощью синонимов или с помощью толкования слов. Запишите к словам в этом значении антонимы.
|
1) Свежие силы, свежее бельё, свежий ветерок, свежие цветы. 2) Лёгкая ткань, лёгкая задача, лёгкое прикосновение, лёгкая походка, лёгкий характер, лёгкое отношение к жизни.
Ответы. 1) Новые силы – старые силы, чистое бельё – грязное бельё, прохладный ветерок -- тёплый ветерок, только что сорванные (срезанные) цветы – увядшие цветы. 2) Тонкая ткань – плотная ткань; простая задача – сложная задача; осторожное, мягкое прикосновение – грубое прикосновение; бесшумная, плавная походка – тяжеловесная походка; покладистый характер – тяжёлый характер; несерьёзное отношение к жизни – серьёзное отношение к жизни.
5. Что такое омонимы? *Какие слова называются омофонами, омографами, грамматическими омонимами (в отличие от омонимов лексических)?
6. На какие группы делится лексика в зависимости от происхождения слов? Какие признаки иноязычных слов вы можете назвать?
Задание. Выпишите из данной группы слов иноязычные слова и назовите те признаки, которые указывают на их иноязычное происхождение.
Аквамарин, грамота, добросердечный, диалог, жаворонок, зипун, иней, конфета, каменный, экран, корень, капюшон, лапша, перемена, фойе.
7. Как делится лексика в зависимости от употребления слов разными группами людей? Запишите примеры необщеупотребительных слов и укажите, какими пометами они сопровождаются в словаре.
8. На какие группы делится лексика в зависимости от употребления слов в разных стилях речи?
Задание. Заполните пропуски в данной таблице.
Нейтральные слова идти говорить обманывать | Книжные слова … … … | Разговорные слова тащиться … … |
|
9. Прочитайте выразительно четверостишья. Выпишите устаревшие слова.
II-ой вариант работы.
(Высокий уровень подготовки.)
Задание 1. Запишите под диктовку текст.
Примечание. После записи текста можно провести само- или взаимопроверку. Другой вариант работы с этим текстом – проведение диктанта «Проверяю себя» или объяснительного диктанта.
Человек нашёл слова для всего, что обнаружил во Вселенной. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, которые происходят в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения отвлечённых идей и понятий.
(По С. Маршаку)
Задание 2. На примерах докажите справедливость каждого утверждения, которое автор выдвигает в тексте.
Задание 3. Упр. 722 (сочинение-миниатюра).
III. Определение домашнего задания.
Д. з.: 1) повторить схему на стр. 30 и составить по ней подробное устное высказывание, примеры слов записать;
2) повторить теоретические сведения, данные в разделе «Лексикология и фразеология».
Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап –25-30 мин., III этап – 2 мин.
Урок 128.
Тема. Контрольная работа № 7 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»).
Цель урока – проверить сформированность умений в области лексикологии и фразеологии.