Учащиеся ещё раз перечисляют основные принципы, по которым слова распределяются в группы (по частям речи) и называют известные им языковые значения слов, приводя соответствующие примеры.
Д. з.: 1) подробный пересказ текстов на стр. 61-62 и 63;
2) упр. 734 (сочинение-миниатюра).
Готовя учеников к написанию сочинения-миниатюры, вспоминаем об особенностях оформления прямой речи и диалога. В качестве тренировки можно предложить учащимся следующие задания:
Задание 1. Объяснительный диктант. Запишите под диктовку стихотворный текст, объясняя постановку знаков препинания.
Вещи все на разный лад, Как живые, говорят. Только ты закроешь дверь, Заворчит она, как зверь: "Ходят-бродят! Вот беда! То туда, то сюда!" | Только сядешь ты на стул, Он уж песню затянул: "Ты опять сидишь, лентяй? Встань, поди-ка погуляй!" Меж собой болтают звонко Вилки, ложки и солонка. (Л. Квитко) |
Задание 2. Запишите первое предложение с прямой речью, поменяв местами прямую речь и слова автора. Что изменилось в орфографическом и пунктуационном оформлении предложения?
Задание 3. Объясните, какие изменения нужно внести в пунктуационное оформление предложения, если записать его в форме реплики диалога. Запишите второе предложение с прямой речью как реплику.
Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 10 мин.
Резерв – упр. 729.
Уроки 131-150.
Тема. Имя существительное.
Урок 131.
Тема. Имя существительное как часть речи (§ 53).
Цели урока: 1) добиться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного;
2) формировать навык соотнесения грамматических признаков существительного с планом морфологического разбора слов этой части речи.
I. Повторение сведений о морфологии как разделе лингвистики и о языковых значениях слов; тренировка в умении определять грамматические значения слов по окончаниям (проверка домашнего задания, упр. 732, {ф} 733).
II. Повторение и систематизация сведений об имени существительном как части речи (чтение и анализ плана морфологического разбора имени существительного (стр. 64-65)).
Очень важной нам представляется работа со вторым заданием после текста. Будет полезно, если как можно больше учащихся примет участие в приведении примеров, иллюстрирующих основные положения текста. Целесообразно будет также записать по два-три примера на каждое положение.
III. Углубление представления об общем грамматическом значении имени существительного (чтение текста на стр. 65-66, упр. 736).
На этом этапе стараемся добиться от пятиклассников осмысления сути грамматического понятия предмет применительно к имени существительному.
Дополнительное задание. Проведите морфологический разбор одного-двух существительных, использованных в сочинении.
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся воспроизводят устно подробный план морфологического разбора имени существительного и раскрывают особенности понятия предмет применительно к словам этой части речи.
Д. з.: 1) выучить план морфологического разбора существительного (стр. 64-65);
2) упр. 735.
Отдельные учащиеся и все желающие получают задание выполнить упр. 737.
Примерное распределение времени урока: I этап – 12-20 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 3 мин.
Урок 132.
Тема. Правописание суффиксов –чик-, -щик- (§ 54).
Цель урока -- добиться от учащихся усвоения правильного способа определения верного написания суффиксов –чик-, -щик-: выработки умения опознавать орфограмму и умения правильно определять производящую (исходную) основу и её конечный согласный.
I. Повторение сведений об имени существительном как части речи (проверка домашнего задания).
II. Совершенствование умения различать отвлечённые и конкретные имена существительные на основе анализа морфемной структуры (определения значения суффиксов) (упр. 738, 739, 740).
Как вариант выполнения задания упр. 738 можно предложить пятиклассникам распределительный диктант.
Распределительный диктант.
Задание: образовать от данных прилагательных и глаголов существительные с помощью определённого суффикса и записать в соответствующую строку (см. образец упражнения).
Заявлять, добрый, бледный, новый, рисовать, смелый, дремать, предложить, ломать, крутой, жёлтый, петь, мягкий, наказать, дешёвый, пахать.
III. Соотнесение суффиксов –чик-, -щик- с группой словообразующих морфем со значением «лицо мужского пола, профессия» (упр. 741).
IV. Овладение правильным способом выбора написания суффиксов -чик-, -щик- (заучивание правила, регулирующего выбор правильного написания, упр. 743 (1-ая строка), 745).