Учащиеся перечисляют постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного и называют те функции, которые могут выполнять слова этой части речи в предложении.
Д. з.: 1) подробный пересказ текстов на стр. 94-95 и 96;
2) упр. 820.
Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 20 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 3 мин.
Резерв – упр. 821.
Общеизвестно, что при изучении темы «Имя прилагательное» пятиклассники испытывают следующие трудности:
1) в квалификации прилагательных, которые отвечают на вопрос чей?, а также прилагательных в краткой форме и в форме сравнительной степени;
2) в определении начальной формы имён прилагательных;
3) в квалификации рода как словоизменительной категории (непостоянного морфологического признака);
4) в образовании степеней сравнения;
5) в выделении и конструировании словосочетаний с прилагательным в роли главного слова;
6) в определении синтаксической функции полных и кратких прилагательных в предложениях, где они выступают в роли главного члена.
Поэтому уже на первом этапе изучения темы постараемся уделить особое внимание перечисленным моментам и предложим в качестве дидактического материала задания, данные в конспекте урока (этап III).
Урок 158.
Тема. Роль имён прилагательных в речи.
Цели урока: 1) организовать наблюдение за ролью имён прилагательных в речи и развивать умение опознавать эпитеты;
2) формировать умение использовать эпитеты для создания выразительности речи.
I. Проверка домашнего задания.
Эпитеты и определения, которые пятиклассники подобрали дома, прочитываются в классе, и наиболее удачные записывают все ученики.
|
II. Формирование представления о роли имён прилагательных в речи и совершенствование умения подбирать эпитеты с целью создания её выразительности (упр. 822, 823).
Задание упр. 822 кажется нам достаточно сложным даже при том условии, что пятиклассники могут воспользоваться словариком эпитетов. Можно предложить ученикам сначала поработать самостоятельно, а затем прочитать свои варианты для обсуждения в классе. После совместной работы по выбору эпитетов текст записывается в отредактированном и одобренном всеми варианте.
Выполнив первые два задания упр. 822, учащиеся делают вывод, что в тексте без имён прилагательных содержится сообщение о том, что происходит в природе, хотя яркие глаголы-метафоры (горят (плоды рябины), спряталось (солнце), царит (тишина)) делают текст выразительнее. Но использование прилагательных сообщает тексту особую эмоциональность, яркость и экспрессию. Только с помощью прилагательных мы смогли передать краски осеннего вечера, впечатление, которое создаётся особой атмосферой наступления ночи.
Примерный текст.
Мы любовались ярким багровым закатом. В закатном свете горят багряные плоды рябины. Покрывается озябшая земля разноцветными листьями. Наступает тихая ночь осенняя, спряталось усталое солнце, кругом царит удивительная тишина. Медленно падают осенние листья на влажную землю.
В сильном классе обратим внимание учащихся на то, что одни эпитеты помогают создать яркое зримое представление о предмете, явлении (багряные (плоды рябин), багровый (закат) и т.д.), другие передают общее впечатление (удивительная (тишина), озябшая (земля) и т. д.). Кроме эпитетов в тексте могут присутствовать обыкновенные (логические, бытовые и т. п.) определения: осенние (листья), закатный (свет).
|
Отвечая на вопрос упр. 823, пятиклассники в самом общем виде определят главную мысль так: любой предмет или явление часто воспринимается каждым по-своему. Каждому открывается своя сторона, особенность этого предмета или явления, и прилагательные помогают эти особенности раскрыть.
III. Совершенствование умения описывать внешность человека (упр. 824, 825).
III. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
На примерах выполненных на уроке упражнений учащиеся раскрывают функции имени прилагательного в речи.
Д. з.: 1) упр. 826 (устное высказывание);
2) на выбор: упр. 827 или 828.
Примерное распределение времени урока: I этап – 3-5 мин., II этап –10-12 мин., III этап – 20-25 мин., IV этап – 3 мин.
Урок 159.