IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




Учащиеся перечисляют постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного и называют те функции, которые могут выполнять слова этой части речи в предложении.

 

Д. з.: 1) подробный пересказ текстов на стр. 94-95 и 96;

2) упр. 820.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 20 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 3 мин.

 

Резерв – упр. 821.

 


Общеизвестно, что при изучении темы «Имя прилагательное» пятиклассники испытывают следующие трудности:

1) в квалификации прилагательных, которые отвечают на вопрос чей?, а также прилагательных в краткой форме и в форме сравнительной степени;

2) в определении начальной формы имён прилагательных;

3) в квалификации рода как словоизменительной категории (непостоянного морфологического признака);

4) в образовании степеней сравнения;

5) в выделении и конструировании словосочетаний с прилагательным в роли главного слова;

6) в определении синтаксической функции полных и кратких прилагательных в предложениях, где они выступают в роли главного члена.

Поэтому уже на первом этапе изучения темы постараемся уделить особое внимание перечисленным моментам и предложим в качестве дидактического материала задания, данные в конспекте урока (этап III).

 

Урок 158.

Тема. Роль имён прилагательных в речи.

 

Цели урока: 1) организовать наблюдение за ролью имён прилагательных в речи и развивать умение опознавать эпитеты;

2) формировать умение использовать эпитеты для создания выразительности речи.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

Эпитеты и определения, которые пятиклассники подобрали дома, прочитываются в классе, и наиболее удачные записывают все ученики.

 

II. Формирование представления о роли имён прилагательных в речи и совершенствование умения подбирать эпитеты с целью создания её выразительности (упр. 822, 823).

 

Задание упр. 822 кажется нам достаточно сложным даже при том условии, что пятиклассники могут воспользоваться словариком эпитетов. Можно предложить ученикам сначала поработать самостоятельно, а затем прочитать свои варианты для обсуждения в классе. После совместной работы по выбору эпитетов текст записывается в отредактированном и одобренном всеми варианте.

Выполнив первые два задания упр. 822, учащиеся делают вывод, что в тексте без имён прилагательных содержится сообщение о том, что происходит в природе, хотя яркие глаголы-метафоры (горят (плоды рябины), спряталось (солнце), царит (тишина)) делают текст выразительнее. Но использование прилагательных сообщает тексту особую эмоциональность, яркость и экспрессию. Только с помощью прилагательных мы смогли передать краски осеннего вечера, впечатление, которое создаётся особой атмосферой наступления ночи.

 

Примерный текст.

 

Мы любовались ярким багровым закатом. В закатном свете горят багряные плоды рябины. Покрывается озябшая земля разноцветными листьями. Наступает тихая ночь осенняя, спряталось усталое солнце, кругом царит удивительная тишина. Медленно падают осенние листья на влажную землю.

 

В сильном классе обратим внимание учащихся на то, что одни эпитеты помогают создать яркое зримое представление о предмете, явлении (багряные (плоды рябин), багровый (закат) и т.д.), другие передают общее впечатление (удивительная (тишина), озябшая (земля) и т. д.). Кроме эпитетов в тексте могут присутствовать обыкновенные (логические, бытовые и т. п.) определения: осенние (листья), закатный (свет).

 

Отвечая на вопрос упр. 823, пятиклассники в самом общем виде определят главную мысль так: любой предмет или явление часто воспринимается каждым по-своему. Каждому открывается своя сторона, особенность этого предмета или явления, и прилагательные помогают эти особенности раскрыть.

 

III. Совершенствование умения описывать внешность человека (упр. 824, 825).

 

III. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

На примерах выполненных на уроке упражнений учащиеся раскрывают функции имени прилагательного в речи.

Д. з.: 1) упр. 826 (устное высказывание);

2) на выбор: упр. 827 или 828.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 3-5 мин., II этап –10-12 мин., III этап – 20-25 мин., IV этап – 3 мин.

 

 

Урок 159.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: