1. Упр. 832 (3).
Запись и орфографический анализ словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины.
В ряду других использованных в устной речи и записанных в тетрадь словосочетаний могут быть записаны следующие сочетания слов.
Поэтический вымысел, лирическая поэзия родного народа, горькая доля, глубокая тоска, безысходная печаль, крестьянская девочка-сиротка, ситцевый поношенный цветастый сарафан, выцветшая голубая кофта, загорелые руки, растрепанные каштановые волосы, усталое бледное лицо с тенями от слёз, широко открытые глаза, горестный вздох, старый заросший пруд, природа словно сочувствует девочке, густая чаща дремучего леса, бледно-серое небо, холодная осенняя вода, безмолвное сострадание, увядающая осенняя природа.
IV. Обсуждение предлагаемого плана сочинения и возможного содержания его частей (упр. 832 (4)).
Д. з.: написать сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».
Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап –20 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 10 мин.
Уроки 160-166.
Тема. Морфологические признаки имени прилагательного.
Уроки 160-162.
Тема. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные (§ 63).
Цели урока: 1) формировать представление о семантических и грамматических особенностях качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных;
2) учить опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа.
I. Формирование представления о разрядах имён прилагательных по значению (чтение и анализ схемы на стр. 103-104).
Говоря об особенностях предъявления информации в тексте на стр. 103-104 (вопрос на стр. 102), учащиеся отмечают, что разряды имён прилагательных описаны в схеме, которая даёт возможность последовательно сопоставить прилагательные этих разрядов по ряду признаков: 1) вопрос и общее значение; 2) способность образовывать краткую форму; 3) способность образовывать степени сравнения; 4) сочетаемость с наречиями очень, весьма; 5) способность вступать в антонимические отношения; 6) наличие в них особых суффиксов.
|
Порядок работы с этим текстом может быть следующим. Прежде всего необходимо осмыслить различия в значении прилагательных этих разрядов. Затем нужно проанализировать информацию об особенностях качественных имён прилагательных и научиться перечислять эти признаки, имея в виду, что у прилагательных других разрядов они отсутствуют. Третьим шагом может быть заучивание суффиксов относительных и притяжательных имён прилагательных. После этого уже можно связать воедино выученную и осмысленную информацию и рассказать о прилагательных трёх разрядов в сопоставлении, приводя примеры.
Можем также предложить такую форму работы: ученики каждого ряда подготовят высказывание об особенностях значения прилагательных одного из разрядов, а затем представители рядов расскажут о прилагательных этого разряда классу. Думаем, полезно будет предложить учащимся назвать примеры прилагательных, чтобы отвечающие у доски опознали прилагательное «своего» разряда и объяснили приведённый одноклассниками пример.
Можно повторить такую работу, перераспределив задание: каждый ряд теперь будет готовить высказывание о прилагательных другого разряда. Затем все учащиеся готовят высказывание об особенностях качественных прилагательных в сравнении с относительными и притяжательными и, наконец, об особых суффиксах относительных и притяжательных прилагательных.
|
Проанализировав теоретический материал, учащиеся приходят к выводу, что прилагательные трёх разрядов различаются и по значению, и по некоторым грамматическим признакам.
II. Формирование умения опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа (упр. 833, 835).
![]() |
В сильном классе и в классе средней успеваемости нам видится целесообразным при условии совместной предварительной работы с теоретическим материалом предоставить учащимся возможность самостоятельно поработать с упражнением. Затем организуем проверку, в ходе которой учащиеся по всем признакам анализируют те прилагательные, в отнесённости которых к определённому разряду были допущены ошибки.
В слабом классе необходимо подробно проанализировать несколько первых примеров.
III. Совершенствование умения использовать в речи прилагательные разных разрядов с особой стилистической функцией и тренировка в умении определять разряд прилагательных (упр. 836).
Выполнение упр. 836, думаем, будет целесообразно выполнить совместно, обсуждая уместность-неуместность отдельных прилагательных, степень точности определения и возможность-невозможность лексической сочетаемости названных прилагательных с данными в упражнении существительными. Учитель также поможет опознать причастия, которые будут называть учащиеся.
|
У пятиклассников в тетрадях появится примерно следующая запись:
хозяин газета сосед котёнок крыша платье суп велосипедист ученик | радушный, гостеприимный полезная, информативная приятный, добрый весёлый, шаловливый надёжная, крепкая нарядное, яркое вкусный, наваристый выносливый, упорный старательный, прилежный | нерадивый, расточительный ненужная, неинтересная надоедливый, неприветливый глупый, шкодливый дырявая, старая мятое, некрасивое жидкий, несолёный усталый, неудачливый ленивый, неряшливый |