Проверить знание орфографического минимума можно разными способами: 1) составить диктовку из пятнадцати словосочетаний на основе двух упражнений; 2) в сильном классе включить в орфографический минимум упр. 910 3-5 словосочетаний из упр. 891; 3) в слабом классе заменить 3-5 словосочетаний в упр. 910 словосочетаниями из упр. 891; 4) провести самодиктант: ученики называют те словосочетания, которые они запомнили, класс записывает первые 15 из названных.
II. Повторение сведений о постоянных морфологических признаках глагола (работа с вопросами на стр. 134).
III. Осознание смысловых различий глаголов разных видов и формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида (анализ схемы на стр. 134, упр. 912, 911 (строки 1,2)).
IV. Совершенствование умения определять начальную форму глагола с учётом вида (упр. 901 (3-5 строки)).
V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся ещё раз перечисляют постоянные морфологические признаки глагола и рассказывают о различиях глаголов совешенного и несовершенного вида.
Д. з.: 1) устное высказывание по схеме на стр. 134;
2) упр. 911 (3-5 строки).
Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 3 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 3 мин.
Урок 177.
Тема. Вид глагола. Закрепление (§ 70).
Цель урока: 1) сформировать представление о видовой паре и о способах образования таких пар;
2) формировать правильный способ выбора написания суффиксов глаголов несовершенного вида –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-).
I. Повторение сведений о виде глагола (проверка домашнего задания).
II. Формирование представления о видовых парах и овладение способами их образования (анализ текста на стр. 136, упр. 913).
|
III. Овладение умением правильно выбирать на письме суффиксы глаголов несовершенного вида –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-) (внимательное чтение правила на стр. 136, упр. 916, 917).
Выполняя задание упр. 917, учащиеся могут употребить в предложениях глаголы разглядывать, прицениваться, оценивать (качество), использовать, учитывать (фасон, возраст и др.), подсчитывать (необходимое количество ткани, общую стоимость и др.), пробовать на ощупь, дотрагиваться и т. п.
{ф}IV. Тренировка в умении составлять тексты-описания действия (упр. 914).
V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся рассказывают о видовых парах глагола (различиях глаголов в видовых парах и их образовании) и описывают правильный способ действия при определении правильного написания глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-).
Д. з.: 1) подробный пересказ текстов на стр. 136, 137;
2) упр. 915, по желанию – упр. 918;
Примерное распределение времени урока: I этап – 3 мин., II этап – 10-12 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 10-12 мин., V этап – 3 мин.
Урок 178.
Тема. Переходные и непереходные глаголы (§ 70).
Цель урока: дать представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и учить различать глаголы этих групп.
I. Проверка умений по темам «Инфинитив», «Вид глагола» (самостоятельная работа).
Самостоятельная работа.
Задание 1. Запишите глаголы и укажите их морфемный состав.
Приберечь, улечься, позаниматься, обойти, захватить.
Задание 2. Запишите рядом с каждым глаголом его неопределённую форму.
|
Растут, вырастят, вырастают, выращиваются.
Задание 3. Запишите рядом с каждым глаголом его видовую пару. Укажите морфемы, которыми различаются глаголы каждой пары.
Тащить -- …, дёргать -- …, читать -- …, говорить -- …, считать -- ….
Задание 4. Запишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите проверочные формы.
Подгляд_вать, распис_ваться, чувств_вать, высказ_ваться, отбрас_вать, честв_вать, отскак_вать, расслед_вать, отчит_вать, обрад_вать.
{ф}Задание 5. Диктовка из словосочетаний упр. 891 и 910, которые не вошли в диктант на уроке № 176.
Примечание. Задание 5 оценивается отдельно.
II. Формирование представления о переходных глаголах (внимательное чтение текста на стр. 138).
Постараемся добиться от учащихся осмысления того, что все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные по двум признакам: особенностям значения и способности-неспособности сочетаться с существительными в винительном падеже без предлога, причём эта синтаксическая особенность также обусловлена различием в значении глаголов двух групп.
IV. Формирование умения различать переходные и непереходные глаголы (упр. 920).
Выполнив задание 2 упражнения, учащиеся приходят к выводу о том, что, когда к приведённым в качестве примеров глаголам добавляется суффикс -ся, образуются непереходные глаголы. Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс –ся.