Урок 181.
Тема. Изменение глаголов по наклонениям (§ 72).
Цель урока: дать общее представление о наклонениях глагола: их смысловых отличиях и особенностях изменения глаголов в разных наклонениях.
I. Повторение сведений по теме «Постоянные морфологические признаки глагола» и проверка умений в объёме изученной темы (проверка домашнего задания -- устные высказывания (упр. 926, пересказ правила о правописании корней с чередованием), самостоятельная работа).
Самостоятельная работа.
Задание 1. Запишите под диктовку глаголы, укажите рядом с каждым из них видовую пару. Обозначьте орфограмму «Корень с чередованием гласных е-и ».
Расстелить, замирать, растереть, блеснуть, отпереть, выжигать, разберёшься.
Задание 2. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выпишите все глаголы и укажите их постоянные морфологические признаки.
Зима наступила рано. После туманов завернул морозный северный ветер, сковал землю, сжёг последнюю траву в саду и на дворе. Сад совсем обнажился и шумел беспокойно и торопливо. Потом пошёл снег, и усадьба и поля стали белы и просторны.
(По И. Бунину)
II. Формирование представления о различиях в значении глаголов трёх наклонений и выработка умения образовывать формы наклонений глаголов и использовать эти формы в собственной речи (внимательное чтение и пересказ текста на стр. 143, упр. 932, 933).
Обратим особое внимание пятиклассников на противопоставление в таблице глаголов в изъявительном наклонении, с одной стороны, и глаголов в повелительном и в условном наклонении – с другой. Принцип (признак), по которому становится возможным такое деление, вынесен в заголовки столбцов (реальное – нереальное действие).
|
Подчеркнём также связанную со значением наклонения (отношением действия к действительности) грамматическую особенность: невозможность изменения по временам глаголов в условном и повелительном наклонении.
III. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся ещё раз перечисляют наклонения глагола; называют признак, лежащий в основе противопоставления изъявительного наклонения, с одной стороны, и повелительного и условного – с другой; определяют связь категории наклонения с категорией времени (говорят о наличии значении времени только у глаголов в изъявительном наклонении) и раскрывают значения глаголов в условном и повелительном наклонении.
Д. з.: 1) выучить наизусть текст на стр. 142;
2) образовать наклонения глаголов пилить, почитать, светиться, беречь, идти по образцу упр. 932.
Примечание. При определении домашнего задания обратим внимание учащихся, сто при образовании форм наклонения возвратного глагола (светиться) суффикс –ся сохраняется.
В слабом классе предложим учащимся в классе образовать формы наклонения этих глаголов устно.
Примерное распределение времени урока: I этап – 20-25 мин., II этап – 15 мин., III этап – 3-5 мин.
Урок 182.
Тема. Условное наклонение (§ 73).
Цели урока: 1) формировать представление о значении, образовании, изменении глаголов в условном наклонении;
2) отрабатывать умение опознавать, правильно оформлять на письме и использовать в собственной речи формы условного наклонения глаголов.
I. Повторение сведений о наклонениях глагола (проверка домашнего задания).
|
II. Формирование представления о значении, образовании, изменении глаголов в условном наклонении (внимательное чтение и пересказ текста на стр. 144).
Важно, чтобы учащиеся осмыслили значение глаголов в условном наклонении и соотнесли это значение с такой грамматической особенностью, как отсутствие значения времени. Полезно будет с этой целью сопоставить формы глаголов в прошедшем времени с формами глаголов в условном наклонении по значению и в связи с этим – по структурным особенностям.
III. Формирование умения опознавать и правильно определять границы форм условного наклонения глаголов (упр. 934).
Пятиклассники выразительно читают текст упр. 934 и определяют его главную мысль: «Труд пчёл необходим для сохранения природы, и благодарный человек всегда будет ухаживать за пчёлами». Возможный заголовок – «Хранители живой природы».
Подведём учеников к мысли о том, что в тексте используется так много форм условного наклонения, потому что автор предлагает представить нереальную ситуацию: пчёлы перестают давать мёд, воск, и у пчелиного яда исчезают полезные свойства.
Обратим внимание учащихся на особенность употребления и написания форм условного наклонения: частица бы (б) пишется раздельно и может быть отделена от первой части формы условного наклонения другими словами.
IV. Совершенствование умения использовать глаголы в форме условного наклонения в собственной речи (упр. 936 (сочинение-миниатюра)).
Кроме отработки умения использовать глаголы в условном наклонении в собственной речи, задание упр. 936 проверяет умение пятиклассников объединять содержание нескольких эпизодов общей идеей, а также умение выразить это содержание в законченной форме. Чтобы ориентировать учащихся на демонстрацию этих умений, попробуем обсудить различные тезисы, которые могут послужить зачином сочинения. Например: «Когда ребята читают книгу, они часто представляют себя на месте её героев», «Очень важно уметь мечтать. Каждый человек в детстве мечтает о том, кем он будет», «Иногда ребята смотрят в книгу, а думают совсем о другом», «Нужно учиться не только фантазировать, но и воплощать свои фантазии в жизнь. Часто мальчики фантазируют…» и т. д.
|
После того как учащиеся поработают самостоятельно, полезно будет организовать обсуждение отдельных работ. Примерные критерии оценки данной работы могут быть следующими: 1) умение выразить главную мысль; 2) умение выстроить законченную композицию; 3) умение правильно использовать формы условного наклонения глаголов.