I. Проверка домашнего задания.




После того как ученики расскажут об изменении глаголов в изъявительном наклонении по временам и продемонстрируют умение опознавать эти формы в тексте (упр. 953 (1)), проверим, как пятиклассники справились со сравнительным анализом текстов Н. Надеждиной и В. Бианки.

Учащиеся отметят, что тексты объединяет мысли авторов о том, что человеку, который внимательно относится к природе, открываются многие её тайны. Даже простые чёрточки на снегу, даже обычный сугроб могут многое рассказать о природе. Обоим авторам природа представляется книгой, которую могут читать только наблюдательные люди.

В. Бианки говорит о тех «письменах», которые оставляют на снегу лесные жители, и книга для него – снежные пространства, покрытые этими письменами. После каждого снегопада пишутся новые страницы. Для Н. Надеждиной книга – даже обыкновенный сугроб, который хранит в себе события всей зимы. Именно поэтому автор называет эту книгу «летописью».

Главная мысль текста В. Бианки может быть сформулирована примерно так: «Снег переворачивает страницы книги зимы, и нужно спешить их прочитать». Главная мысль текста Н. Надеждиной – «Нужно уметь читать летопись зимы, которая может храниться в обыкновенном снежном сугробе».

 

{ф}II. Отработка умения обнаруживать связь между категорией вида и категорией времени в изъявительном наклонении глагола (тренировочное задание).

В качестве тренировки в этом умении можем предложить учащимся задание, аналогичное тому, что ребята выполняли не предыдущем уроке.

Задание. Образуйте по одной форме каждого времени для данных глаголов.

Заниматься, заняться, отвлечь, отвлекаться, говорить, сказать, читать, прочитать.

 

III. Повторение сведений об изменении глаголов в изъявительном наклонении прошедшем времени и совершенствование умения опознавать эти формы в тексте (упр. 958 (устное высказывание), упр. 959).

 

IV. Формирование умения образовывать формы прошедшего времени глаголов и овладение правильным способом выбора гласной перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола (упр. 960 (1 строка), упр. 961, упр. 962).

 

V. Подведение итогов урока (упр. 965) и определение домашнего задания.

Д. з.: 1) упр. 965 (устное высказывание) повторить;

2) упр. 963;

3) по желанию -- упр. 964.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., {ф}II этап – 5 мин., III этап – 7-10 мин., IV этап – 15-20 мин., V этап – 3 мин.

 

Уроки 188-189.

Тема. Изменение глаголов по лицам и числам (§ 75).

Урок 188.

Тема. Изменение глаголов по лицам и числам (§ 75).

Цели урока: 1) закреплять умение использовать правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола;

2) повторить сведения о закономерности спряжения глаголов и добиваться осмысления категории лица.

 

I. Повторение сведений о значении, образовании и изменении глаголов в прошедшем времени и тренировка в умении использовать правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени глагола (проверка домашнего задания, упр. 960 (2-3 строки)).

 

II. Повторение сведений о связи категорий вида и времени и сведений о спряжении глаголов (упр. 966, 963).

 

III. Отработка умения опознавать личные формы глаголов по значению и по грамматическим морфемам (упр. 968).

 

IV. Совершенствование умения определять значения лица и числа по личным окончаниям глаголов (упр. 970 (1, 2)).

 

V. Определение домашнего задания.

 

Д. з.: 1) упр. 969;

2) упр.970 (3).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 10-12 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 2 мин.

 

 

Урок 189.

Тема. Спряжение глаголов. Закрепление (§ 75).

Цели урока: 1) развивать умение опознавать морфемы с чередованиями в личных формах глаголов;

2) дать представление о разноспрягаемых глаголах и учить правильно употреблять эти глаголы в речи.

 

I. Совершенствование умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени (проверка домашней работы, тренировочное задание).

 

Задание. Проспрягайте глаголы клеить, построить, застелить, кашлять.

 

II. Отработка умения опознавать глаголы с чередованиями в личных формах (упр. 971).

 

III. Формирование представления о разноспрягаемых глаголах (анализ текста на стр. 158, упр. 972).

 

IV. Тренировка в умении употреблять разноспрягаемые глаголы в собственной речи (упр. 973).

 

V. Определение домашнего задания.

Д. з.: составить план ответа «Непостоянные морфологические признаки глагола» и подготовить выступление по этому плану; ответ сопроводить примерами.

 

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 10 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 2 мин.

 

 

Урок 190.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: