I. Проверка домашнего задания.




II. Отработка умения правильно произносить глаголы с орфоэпическими трудностями (упр. 989, 990).

III. Отработка умения образовывать формы прошедшего времени и формы повелительного наклонения глаголов в соответствии с нормами грамматики (упр. 991, 992).

IV. Нахождение и устранение недочётов в употреблении глагола (упр. 993, 994, 996, 997).

V. Определение домашнего задания.

Д. з.: упр. 988; дополнительное задание – провести полный морфологический разбор двух-трёх глаголов, которые были использованы в сочинении.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 10 мин., III этап – 10-12 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 3 мин.

 

 

Уроки 196-197.

Тема. Повторение по теме «Глагол».

Цели урока: 1) повторить и обобщить изученные теоретические сведения по теме «Глагол»;

2) отрабатывать умение определять грамматические признаки глагола;

3) тренировать в умении орфографически правильно оформлять на письме глагольные формы.

I. Повторение и обобщение теоретических сведений по теме «Глагол» (фронтальный опрос, тренировочные упражнения).

1. Определите общее грамматическое значение глагола. *Перечислите известные вам группы глаголов по общему значению и приведите примеры.

 

Задание 1. Запишите пары однокоренных слов, определите значение слов в каждой паре. Объясните, по каким признакам вы отличаете глаголы от однокоренных слов других частей речи.

 

Двигаться – движение, бежит – бег, подморозило – морозно, краснеть – красный, мечтай – мечта.

 

2. Расскажите об инфинитиве (начальной форме глагола) по плану: 1) почему инфинитив называют неопределённой формой глагола; 2) каковы грамматические показатели (типичные окончания) инфинитива; 3) в какой роли выступает инфинитив в предложении.

 

Задание 2. Запишите данные глаголы в начальной форме, выделяя грамматические показатели (окончания).

 

Приляжет, ложись, лег бы, беги, разбегусь, разбегайтесь, вырастут, выращу, вырастай, выращивала, будут.

 

3. Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

 

Задание 3. Определите постоянные морфологические признаки глаголов, которые построены по данной словообразовательной модели.

 

______иваются

 

Задание 4. Подберите видовую пару к каждому из данных глаголов. Объясните выбор гласных в корнях слов и в суффиксах глаголов несовершенного вида.

 

Разглядеть -- …, рассказать -- …, затопить -- …,, выр_стить -- …, дотронуться -- …, отобрать -- …, сжечь -- …, содрать -- …, зам_реть -- …, зап_реть -- …, ст _рать -- …, бл_снуть -- …, пост_лить -- …, изл_жить -- …, прик_саться -- ….

 

4. Расскажите о распределении глаголов по типам спряжения.

 

Задание 5. Определите гласную в личных окончаниях данных глаголов. Какая ещё орфограмма присутствует в каждом из слов?

 

Раскле_шь, постел_шь, распиш_шься, погон_шься, разгоня_шься, продерж_шься, поддержива_шь, выгляд_шь, рассматрива_шь, всмотр_шься, обид_шь, обижа_шься, возненавид_шь, слуша_шь, слыш_шь.

 

Задание 6. Найдите в ряду глаголов (см. задание 1) переходные. Запишите словосочетания, доказывающие принадлежность этих слов к группе переходных глаголов.

 

5. Расскажите о непостоянных признаках глагола и порядке их определения в глагольных формах.

 

6. Перечислите наклонения глагола, расскажите о значении и образовании глаголов каждого из наклонений.

 

Задание 7. Образуйте формы наклонений данных глаголов. Запишите все формы повелительного и условного наклонения.

 

1-ый вариант: раздавать, раздать, раздаться. 2 вариант: записать, записывать, записаться.

 

7. Расскажите об изменении глаголов по временам. Глаголы в каком из наклонений изменяются по временам? Объясните почему.

 

Задание 8. Образуйте формы времени глаголов первых трёх видовых пар из задания 4. Сделайте вывод о связи категории времени с категорией вида.

 

Задание 9. Образуйте все формы прошедшего времени мужского рода данных глаголов. Объясните выбор гласной перед суффиксом -л-.

 

Залаять, расстроиться, посеять, закашляться, раскаяться, обидеться, взлелеять, расклеить, надеяться, увидеть, почуять, подслушать.

 

Задание 10. Запишите текст.

 

Уже совсем стемнело. Небо покрылось звёздами. Вдруг лес начинает светлеть и серебриться. Я оглядываюсь и вижу, как из-за деревьев медленно поднимается голубая луна. Ночь светлеет прямо на глазах.

 

Задание 9. Выпишите из текста глагольные формы и укажите их непостоянные морфологические признаки.

 

Задание 10. Подчеркните глагольные формы, использованные в тексте, как члены предложения.

 

Д. з.: 1) внимательно перечитать классную работу;

2) повторить теоретические сведения по теме «Глагол»;

3) составить диктовку из 20-30 слов с орфограммами, изученными в рамках темы, орфограммы обозначить

 

 

Урок 198.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: