Тема. Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола».




Цели урока: повторить и систематизировать сведения о непостоянных морфологических признаках глагола и отработать соответствующие умения.

 

I. Повторение, обобщение и систематизация сведений по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола» (проверка домашнего задания, составление обобщающей схемы).

 

После проверки домашнего задания можно провести совместную работу, которая позволит учащимся ещё раз осмыслить и представить в системе систему форм глагола – составление обобщающей схемы.

Описание работы.

 

Предварительный вопрос: «В какой форме глагола отсутствуют непостоянные морфологические признаки?» Ученики объяснят, что у инфинитива отсутствуют значения наклонения, времени, числа, лица, рода. Именно поэтому инфинитив называют неопределённой формой. Эта форма считается начальной формой глагола.

 

1. Задаём учащимся вопрос, с какого непостоянного морфологического признака необходимо начинать определение непостоянных признаков глагольных форм (кроме инфинитива) и почему.

Пятиклассники отвечают, что прежде всего нужно определить наклонение глагола, так как от наклонения зависит значение времени: по временам изменяются глаголы только в изъявительном наклонении.

Это связано с тем, что только глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, то есть такое действие, которое происходило (произошло), происходит или будет происходить (произойдёт) на самом деле (учился, учусь, буду учиться).

Глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают нереальное действие. Глаголы в условном наклонении – действие, которое произошло бы при определённых условиях и желательное действие (учился бы), а глаголы в повелительном наклонении – то действие, к которому призывает говорящий (пишущий).

После того, как будут оговорены все эти моменты, учащиеся после темы урока записывают заголовок «Наклонение глагола» и проводят три стрелки, под каждой из которых записывают название наклонения.

 

Выборочный диктант с грамматическим заданием.

Задание. Послушайте предложения. Выпишите из них глаголы и укажите наклонение.

 

1. Насажу я на крючок хитрую наживку – Очень хочется поймать золотую рыбку. (М. Львовский) 2. Хоть поверьте, хоть проверьте, Это был чудесный бал! (И. Резник) 3. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра! (Ю. Энтин) 4. Кабы не было зимы В городах и сёлах – Никогда б не знали мы Этих дней весёлых. Не кружила б малышня Возле снежной бабы, Не петляла бы лыжня, Кабы, кабы, кабы… (Ю. Энтин) 5. Солнышко, свети, Пожелай нам, ветер, Доброго пути! (Г. Сапгир)

 

 

2. Учащиеся ещё раз говорят о том, что в изъявительном наклонении глаголы имеют значение времени. Время в грамматике обозначает отношение действия к моменту речи, поэтому у глаголов в изъявительном наклонении может быть три времени: прошедшее (действие произошло или происходило до момента речи), настоящее (действие происходит в момент речи) и будущее (действие произойдёт или будет происходить после момента речи).

Значение настоящего времени отсутствует у глаголов совершенного вида, так как глаголы этого вида обозначают действие, указывающее на результат (завершение этого действия), то есть это действие или уже достигло результата или предполагается, что достигнет.

Пятиклассники также должны вспомнить, что у глаголов совершенного вида форма будущего времени простая (сделаю, напишу), а у глаголов несовершенного вида – составная (буду делать, буду писать).

 

Учащиеся проводят от заголовка «Изъявительное наклонение» три стрелки, под каждой из которых пишут название времени.

 

Задание 1. Образуйте формы времени данных глаголов. Глаголы записывайте в форме второго лица единственного числа. Какие орфограммы есть в этой форме глагола?

 

Вырастать, положить, распределять, скосить.

 

*Задание 2. По каким признакам можно распределить эти глаголы на две группы?

 

Ученики могут поделить эти глаголы на группы следующим образом.

 

1 вариант: вырастать (несов. вид), распределять (несов. вид) – положить (сов. вид), скосить (сов. вид).

2 вариант: вырастать (1 спр.), распределять (1 спр.) – положить (2 спр.), скосить (2 спр.).

3 вариант: вырастать, положить – распределять, скосить (глаголы с орфограммой «Гласная в корне с чередованием» -- глаголы с орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».

 

Пятиклассники вспоминают, что в прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Эти сведения заносятся в схему.

 

Задание. Определите непостоянные морфологические признаки глагольных форм, которые соответствуют данным схемам.

______л□, ________ла, _______ло, _______ли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: