Цели урока: повторить и систематизировать сведения о непостоянных морфологических признаках глагола и отработать соответствующие умения.
I. Повторение, обобщение и систематизация сведений по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола» (проверка домашнего задания, составление обобщающей схемы).
После проверки домашнего задания можно провести совместную работу, которая позволит учащимся ещё раз осмыслить и представить в системе систему форм глагола – составление обобщающей схемы.
Описание работы.
Предварительный вопрос: «В какой форме глагола отсутствуют непостоянные морфологические признаки?» Ученики объяснят, что у инфинитива отсутствуют значения наклонения, времени, числа, лица, рода. Именно поэтому инфинитив называют неопределённой формой. Эта форма считается начальной формой глагола.
1. Задаём учащимся вопрос, с какого непостоянного морфологического признака необходимо начинать определение непостоянных признаков глагольных форм (кроме инфинитива) и почему.
Пятиклассники отвечают, что прежде всего нужно определить наклонение глагола, так как от наклонения зависит значение времени: по временам изменяются глаголы только в изъявительном наклонении.
Это связано с тем, что только глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, то есть такое действие, которое происходило (произошло), происходит или будет происходить (произойдёт) на самом деле (учился, учусь, буду учиться).
Глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают нереальное действие. Глаголы в условном наклонении – действие, которое произошло бы при определённых условиях и желательное действие (учился бы), а глаголы в повелительном наклонении – то действие, к которому призывает говорящий (пишущий).
|
После того, как будут оговорены все эти моменты, учащиеся после темы урока записывают заголовок «Наклонение глагола» и проводят три стрелки, под каждой из которых записывают название наклонения.
Выборочный диктант с грамматическим заданием.
♫ Задание. Послушайте предложения. Выпишите из них глаголы и укажите наклонение.
1. Насажу я на крючок хитрую наживку – Очень хочется поймать золотую рыбку. (М. Львовский) 2. Хоть поверьте, хоть проверьте, Это был чудесный бал! (И. Резник) 3. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра! (Ю. Энтин) | 4. Кабы не было зимы В городах и сёлах – Никогда б не знали мы Этих дней весёлых. Не кружила б малышня Возле снежной бабы, Не петляла бы лыжня, Кабы, кабы, кабы… (Ю. Энтин) 5. Солнышко, свети, Пожелай нам, ветер, Доброго пути! (Г. Сапгир) |
2. Учащиеся ещё раз говорят о том, что в изъявительном наклонении глаголы имеют значение времени. Время в грамматике обозначает отношение действия к моменту речи, поэтому у глаголов в изъявительном наклонении может быть три времени: прошедшее (действие произошло или происходило до момента речи), настоящее (действие происходит в момент речи) и будущее (действие произойдёт или будет происходить после момента речи).
Значение настоящего времени отсутствует у глаголов совершенного вида, так как глаголы этого вида обозначают действие, указывающее на результат (завершение этого действия), то есть это действие или уже достигло результата или предполагается, что достигнет.
|
Пятиклассники также должны вспомнить, что у глаголов совершенного вида форма будущего времени простая (сделаю, напишу), а у глаголов несовершенного вида – составная (буду делать, буду писать).
Учащиеся проводят от заголовка «Изъявительное наклонение» три стрелки, под каждой из которых пишут название времени.
Задание 1. Образуйте формы времени данных глаголов. Глаголы записывайте в форме второго лица единственного числа. Какие орфограммы есть в этой форме глагола?
Вырастать, положить, распределять, скосить.
*Задание 2. По каким признакам можно распределить эти глаголы на две группы?
Ученики могут поделить эти глаголы на группы следующим образом.
1 вариант: вырастать (несов. вид), распределять (несов. вид) – положить (сов. вид), скосить (сов. вид).
2 вариант: вырастать (1 спр.), распределять (1 спр.) – положить (2 спр.), скосить (2 спр.).
3 вариант: вырастать, положить – распределять, скосить (глаголы с орфограммой «Гласная в корне с чередованием» -- глаголы с орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».
Пятиклассники вспоминают, что в прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Эти сведения заносятся в схему.
Задание. Определите непостоянные морфологические признаки глагольных форм, которые соответствуют данным схемам.
______л□, ________ла, _______ло, _______ли.