Цель урока – 1) закреплять в сознании учащихся представление о морфемном (морфологическом) принципе русской орфографии как ведущем и отрабатывать умение использовать этот принцип при выборе написания;
2) тренировать в умении проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.
I. Проверка умения опознавать изобразительно-выразительные средства языка и определять их назначение в художественной речи (проверка домашнего задания).
II. Отработка умения использовать морфемный (морфологический) принцип русской орфографии при выборе написания в словах (упр. 1009).
Отвечая на вопросы задания 1 (упр. 1009), учащиеся определят, что слова синица, пташка, егоза, франтиха, умница не являются синонимами, так как имеют разные лексические значения. Существительные пташка, егоза, франтиха и умница поэт использует, чтобы охарактеризовать синицу (умная, весёлая, шустрая и деловитая птичка) и выразить своё к ней отношение. Каждое из этих слов имеет свои синонимы: пташка – птичка, егоза – непоседа, франтиха – щеголиха, умница – разумница (разг.).
В сильном классе можем напомнить учащимся, что слова, которые используются автором для обозначения одного и того же лица (предмета) в рамках одного текста называют контекстными синонимами (в отличие от синонимов языковых).
III. Повторение сведений о правописании глаголов и совершенствование умения выбирать правильное написание (упр. 1010).
Предложим учащимся при подготовке устного высказывания записать свои примеры, которые они используют в процессе ответа.
IV. Определение домашнего задания.
Д. з.: 1) повторить §§ 28, 29;
2) подобрать и записать 7-10 предложений с разными пунктограммами.
|
Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 20-25 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 2 мин.
Урок 202.
Тема. Повторение по итогам года. Простое осложнённое предложение. Сложные предложения.
Цель урока – отрабатывать навыки правильного пунктуационного оформления простых осложнённых и сложных предложений.
I. Повторение сведений о структуре простых осложнённых и сложных предложений и отработка навыка их правильного пунктуационного оформления (проверка домашнего задания – объяснительный взаимодиктант).
Предложим учащимся поочерёдно продиктовать одноклассникам по одному примеру записанных дома предложений. Пятиклассники записывают предложения и проводят их пунктуационный анализ.
II. Пунктуационный и смысловой анализ текста (упр. 1011).
III. Определение домашнего задания.
Д. з.: упр. 1013.
Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 30-35 мин., III этап – 1 мин.
Урок 203.
Тема. Повторение по итогам года. Разученный диктант.
Цель урока – потренировать учащихся в орфографическом и пунктуационном анализе текста и записи его под диктовку.
Диктант проводится по тексту упр. 1014.
Д. з.: 1) повторить § 30;
2) подобрать и записать 5-7 примеров предложений с прямой речью, составить схемы;
3) проверить предыдущую домашнюю работу (выполнение упр. 1013).
Урок 204.
Тема. Повторение по итогам года. Языковой анализ текста.
Цель урока – потренировать учащихся в языковом анализе текста.
|
I. Анализ разученных диктантов. Проверка домашнего задания.
Один из вариантов проведения проверки домашнего задания – взаимодиктант в парах: учащиеся диктуют друг другу по два предложения с прямой речью, после чего проводится взаимопроверка.
После этого пятиклассники проводят устный орфографический и пунктуационный анализ текста домашнего упражнения.
II. Языковой анализ текста.
Языковой анализ можно провести на материале текста домашнего упражнения.
Фонетический разбор: затеял.
Морфемный разбор.
1. Укажите морфемный состав глаголов вылез, погреться, встал, зажмурился, зачесалось.
2. Выпишите из второго абзаца текста существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в той форме, в которой они употреблены в тексте, и запишите их в составе словообразовательных пар (лапками, коготками, шёрстку, гребешком, цветочками).
Морфологический разбор.
1. По окончаниям существительных (см. предыдущее задание) определите их непостоянные признаки. Запишите эти существительные в начальной форме и определите постоянные признаки.
2. Проведите морфологический разбор глагола зажмурился.
3. Выпишите из второго абзаца текста формы повелительного наклонения глаголов и измените их по числам.
Синтаксический разбор.
Провести полный синтаксический разбор первого предложения текста.
Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 25 мин., III этап – 5 мин.
Д. з.: 1) перечитать классную работу;
2) запишите текст и проведите языковые разборы.
|
В яркой синеве над могучими соснами скапливаются белые облака. Высоко перекатывается гром, и начинает сыпать сквозь солнце блестящий дождь, который быстро превращается от зноя в душистый сосновый пар.
(По И. Бунину)
1. Озаглавьте текст. Выпишите изобразительно-выразительные средства и объясните их роль в тексте.
2. Проведите морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола.
3. Проведите синтаксический разбор первого предложения и пунктуационный – второго.
Урок 205.