Удержаться, просыпается, строится, расколется, разобраться, занимается, вертится, обниматься, разделится, борется, зачитываться.
III. Формирование представления о семантических и синтаксических различиях возвратных и невозвратных глаголов (упр. 924, 925).
После того как пятиклассники составят предложения с каждым из глаголов данных в упр. 924 пар, в сильном классе и в классе средней успеваемости можем предложить им задание сопоставить глаголы в каждой паре по значению. После того как учащиеся проанализируют предложения, рассмотрят фотоколлаж, подведём их к выводу, что возвратные глаголы, которые даны в упражнении, объединены особенностями значения: они обозначают действие, которое субъект (производитель этого действия) направляет на самого себя, тогда как невозвратные глаголы обозначают действие, которое направлено на какой-то объект (предмет).
В сильном классе учитель также может сказать о существовании группы возвратных глаголов со значением постоянного признака: хлеб крошится, звёзды зажигаются; со значением распределения действия между несколькими субъектами: Вчера мы виделись с друзьями; со страдательным значением: Всё в мире создаётся людьми.
Выполнив упр. 925, ученики сделают вывод о том, что обычно возвратные глаголы являются непереходными.
IV. Подведение итогов урока и изучения темы «Постоянные морфологические признаки глагола» (пересказ текста о возвратных-невозвратных глаголах, упр. 926, 921) и определение домашнего задания.
В слабом классе организуем совместную работу с заданием упр. 926: учащиеся записывают в тетради план ответа и примеры, которые в устной форме предлагаются в ходе обсуждения плана, и после этого дополняют записи своими примерами.
|
Одна из форм работы с упр. 921 (орфографический минимум) может быть следующей. Предложим учащимся выписать словосочетания, которые называют понятия, изученные на уроках по теме «Постоянные морфологические признаки глагола». После этого организуем орфографическое проговаривание этих словосочетаний. Затем попросим учащихся зрительно запомнить написание остальных словосочетаний, закрыть книги и записать их по памяти. Во время самопроверки пятиклассники дополняют списки.
Д. з.: упр. 923.
Думаем, целесообразно будет провести с текстом домашнего упражнения предварительную работу: предложить ученикам внимательно прочитать текст про себя, затем выразительно вслух. После этого организуем обсуждение смысла названия. В слабом классе и классе средней успеваемости совместно проводим морфологический разбор одного из возвратных глаголов.
Примерное распределение времени урока: I этап – 3 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 10-12 мин., IV этап – 20 мин.
Урок 180.
Тема. Правописание корней с чередующимися гласными е-и (§ 71).
Цели урока: 1) формировать умение различать слова, в которых есть корень с чередованием е-и;
2) выработать у учащихся правильный способ действия при выборе гласной е-и в корне с чередованием.
I. Повторение правила о написании корней с чередованием а-о (упр. 927).
II. Овладение правильным способом действия при выборе гласной в корне с чередованием е-и (правило на стр. 141, упр. 928, 930).
Учебная игра. Целесообразно будет уже на уроке предоставить учащимся время для запоминания корней с чередованием гласных е-и, а затем организовать взаимопроверку или провести игру «Эстафета».
|
Упр. 928 позволит обратить особое внимание учащихся на то, что чередование гласных е-и происходит в корне глаголов, составляющих видовую пару. Это знание поможет отличить эту орфограмму от орфограммы «Безударная гласная в корне слова».
III. Тренировка в умении различать орфограммы «Гласная в корне с чередованием е-и » и «Безударная гласная в корне слова» (объяснительно-распределительный диктант).
Задание. Запишите слова, распределяя их в два столбика. Обозначьте орфограмму в корне.
Растирать, постирать, отмерять, замирать, блеснуть, придержать, задирать, помирить, пировать, отпирать, растеряться.
IV. Подведение итогов урока (пересказ правила о написании слов с чередованием е-и в корне, упр. 931 – устное высказывание) и определение домашнего задания.
Постараемся добиться от учащихся, чтобы в их устном высказывании (упр. 931) прозвучала мысль о том, что каждый из вариантов корня с чередованием представляет один корень, а не разные. Например, -бер-/-бир- -- это один и тот же корень, так как едино лексическое значение всех однокоренных слов, которое он в себе заключает. Но пишется этот корень в однокоренных словах по-разному, поэтому слова эти являются исключением из правила о единообразном написании морфем.
Д. з.: 1) выучить наизусть правило о написании корней с чередованием е-и;
2) упр. 929;
3) повторить устное высказывание по упр. 926 (см. этап IV предыдущего урока).
Конкурс. Определяя домашнее задание, можем провести конкурс на самое выразительное прочтение стихотворных отрывков из поэмы «Руслан и Людмила» и сказок Пушкина.
Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 20-25 мин., III этап – 5-7 мин., IV этап – 5 мин.
Уроки 181-191.