Тема. Правильное произношение имён прилагательных. Лексические нормы.




Цели урока: 1) совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, лексических, грамматических норм;

2) формировать навыки использования прилагательных в собственной речи с учётом их точного лексического значения и требования лексической сочетаемости.

 

I. Проверка умения проводить морфологический разбор прилагательных (проверка домашнего задания).

 

II. Повторение сведений о типах норм, существующих в русском языке (упр. 876).

 

III. Совершенствование умения использовать орфоэпический словарь для определения правильного произношения имён прилагательных (упр. 877).

 

IV. Отработка умения образовывать и правильно произносить формы степеней сравнения и краткие формы качественных имён прилагательных (упр. 878, 879).

 

V. Составление словосочетаний со сходными по звучанию однокоренными прилагательными с учётом требования лексической сочетаемости (упр. 880, 882).

 

В сильном классе попросим учеников вспомнить термин, которым называют однокоренные слова, сходные по звучанию, но различные по значению и лексической сочетаемости (паронимы).

VI. Определение домашнего задания.

Д. з.: упр. 881, или 883, или 884 (по выбору учащихся).

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 3 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 2 мин.

Урок 170.

Тема. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных в речи. Закрепление (§ 67).

Цели урока: 1) совершенствование умения использовать прилагательные-паронимы с учётом особенностей их значения и употребления в речи;

2) организовать наблюдение за использованием в речи прилагательных с особой стилистической функцией и учить употреблять прилагательные с выразительной функцией в собственной речи;

3) обобщить изученное по теме «Имя прилагательное» на основе морфологического разбора разных форм этой части речи.

 

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся высказываются по содержанию домашней работы, записывают наиболее удачные словосочетания или предложения, составленные одноклассниками при выполнении выбранных ими упражнений.

 

II. Тренировка в умении исправлять речевые недочёты в употреблении прилагательных (упр. 885).

 

В слабом классе можно дать слова для справок: памятный, вязкий, вольнолюбивый, бездеятельный.

 

III. Наблюдение за образной функцией прилагательных в речи (упр. 887), анализ художественного текста, упр. 890).

 

Задание 1. Выразительно прочитайте текст. Какие чувства передаёт автор? Определите тему и главную мысль текста.

 

Недавно шел первый снег, и все в природе нахо­дилось под властью этого молодого снега. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах -- все было мягко, бело, молодо. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, по­хожее на белый, молодой, пушистый снег.

(По А. Чехову)

 

Задание 2. Какие виды описания использует автор? Слова какой части речи выполняют особую роль в создании описания? Докажите, что имена прилагательные позволяют описать не только состояние природы, но и состояние человека. Подумайте, какой эпитет передаёт ощущение свежести, новизны, которое испытывает автор.

 

Задание 3. Подчеркните все имена прилагательные как члены предложения. Попытайтесь объяснить, почему слова первый, ярче не являются именами прилагательными.

 

Задание 4. Проведите морфологический разбор одного прилагательного в краткой форме (на выбор) и прилагательного в форме сравнительной степени.

 

Анализируя текст, пятиклассники определят радостное, бодрое настроение, которое передаёт автор. Тема текста – «Первый снег». Автор передаёт мысль о том, что первый снег очень украшает природу и оживляет всё вокруг. Природа выглядит обновлённой, и это радует ощущением новизны, молодости, свежести. Ученики отметят роль в тексте эпитета молодой, который используется автором трижды. Тип речи – описание природы и описание состояния человека. В создании описания особая роль отведена прилагательным в полной, краткой форме и в простой форме сравнительной степени.

Выполняя задание упр. 890, учащиеся могут использовать в качестве доказательства своих мыслей примеры из текста, анализ которого они провели.

 

IV. Д. з.: упр. 888.

Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., {ф} II этап – 3 мин., III этап – 30 мин., IV этап – 2 мин.

Урок 171.

Тема. Контрольная работа № 9 (зачёт по теме «Имя прилагательное»).

Цель урока – проверить усвоение темы «Имя прилагательное».

 

I. Проверка домашнего задания.

II. Проверка сформированности умений в объёме темы «Имя прилагательное».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: