I. Проверка домашнего задания.




II. Совершенствование умения образовывать падежные формы имён существительных (упр. 810, 813).

 

III. Тренировка в умении определять род несклоняемых имён существительных с использованием справочного материала (грамматического, орфографического или толкового словарей) (упр. 812).

 

IV. Совершенствование умения определять и исправлять нарушения лексических норм употребления имён существительных (упр. 814, 815).

 

V. Определение домашнего задания.

Д. з.: упр. 811.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 3-5 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 2 мин.

 

Резерв – упр. 816.

 

Упр. 816 тренирует учащихся в редактировании речевого высказывания.

В сильном классе будет полезно рекомендовать учащимся квалифицировать те ошибки, которые допущены в предложениях упражнения: нарушены грамматические (словообразовательные) нормы – правила образования слов. 1 -- по имеющейся в языке модели образовано слово, которого в языке не существует; 2, 3, 4 -- неправильно выбрано средство (суффикс) для образования существительного; 5 -- допущены нарушения в морфемном составе существительного.

Урок 148.

Тема. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

Цель урока: повторить и систематизировать сведения по теме.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Повторение сведений по теме «Имя существительное» (анализ текста, выполнение языковых заданий).

 

1. Выразительно прочитайте записанный на доске текст. Определите, какая часть речи помогает автору создать это описание.

 

Путь в лесах -- это к_лометры т_шины, безветрия. Это грибная прель, ост_рожное пер_пархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, ж_сткая тр_ва, холодные белые грибы, земл_ника, л_ловые колокольчики на п_лянах, дрожь осиновых листьев, т_ржественный свет и, наконец, лесные сум_рки, когда из мхов тянет сыростью и в тр_ве горят св_тляки.

(К. Г. Паустовский)

 

2. Попробуйте прочитать текст, опуская имена существительные. Что получилось? Сделайте вывод о роли имён существительных в речи.

3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку тире в первом предложении.

4. Выпишите из первого предложения отвлечённые имена существительные, ставя их в начальную форму. Определите их склонение.

5. Найдите в тексте два одушевлённых имени существительных. Докажите своё предположение.

6. Выпишите из третьего предложения существительные женского рода и определите их склонение. Существительные записывайте в начальной форме.

7. Определите, в каком падеже и числе употреблены имена существительные в третьем предложении. Выпишите имена существительные, которые могут употребляться только в единственном или только во множественном числе.

8. Докажите на примере существительных данного текста, что имя существительное может выполнять в предложении роль любого его члена.

9. Проведите морфологический разбор существительных лес (1-ое предложение), птица (2-ое предложение).

 

Д. з.: 1) внимательно перечитать классную работу, исправить ошибки и неточности;

2) повторить теоретические сведения по теме «Имя существительное»;

3) составить диктовку из 20-30 существительных с изученными орфограммами.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап –35-40 мин., III этап – 2 мин.

 

Урок 149.

Тема. Контрольная работа № 8 (диктант по теме «Имя существительное»).

Цель урока – проверить усвоение темы «Имя существительное».

 

Высокий уровень подготовки.

Диктант.

Шёпот снегов.

 

Снег прикасается к стволам и ветвям деревьев и тихо шелестит. Каждое дерево в лесу встречает снегопад.

Ели плотно запахнули свои одежды и протягивают снежинкам только кончики лап.

Сосны принимают на себя снег, и он остаётся между иголок.

Рябина, с которой дрозды не склевали ягод, подставляет багряную горсть и просит: «Пожалуйста, сыпь».

У берёз опущены гибкие плакучие ветви. Летит белый снег мимо белых стволов. Не шелохнутся берёзы. Опустили ветки и подсказывают: «Сюда сыпь, снежок. Укрой нам ножки, босым стоять зябко».

Молодая ёлочка раскинула лапки, будто зелёные ладони. Удивляется малышка снегу. Снег шепчет, и ёлочка шепчет: «Хорошо».

Шёпот. Шорохи. Снежинок безостановочный полёт. Бережно, нежно касаются снежинки деревьев в мягкий зимний снегопад.

 

(По И. Полуянову)

(109 слов)

Языковые задания.

 

Задание 1. Укажите морфемный состав существительных последнего предложения.

Задание 2. Выпишите из первого предложения существительные ветвям (1 вариант) и деревьев (2 вариант). Проведите их морфологический разбор.

Задание 3. Найдите в тексте и подчеркните существительное в роли обращения.

Задание 4. Выпишите из третьего предложения словосочетание, в котором существительное выступает в роли главного слова.

Задание 5. Разберите по членам второе предложение текста.

*Задание 6. Выпишите существительные, которые выполняют в тексте роль художественных средств выразительности. Укажите, в роли каких тропов выступают эти существительные.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: