Диктант.
Аистник.
Аистник – это невзрачное растение с простенькими малиновыми цветами. Этот сорняк растёт на огородах.
В июле цветы аистника уже отцветают, и на их месте из каждой чашечки торчит «клюв аиста». Клюв – это пять плодиков, которые срослись корнями. Плодик аистника остроносый, щетинистый, хвостатый. Хвост на конце загнут серпом, а ниже свёрнут винтом. Этот винт от сырости раскручивается.
Когда плодик аистника падает, он втыкается в землю. Хвост плодика зацепляется серпом на конце за травинки. В сырую погоду винт раскручивается, и остроносый плодик ввинчивается в землю.
Вот какой хитрый аистник: сам свои семена в землю сажает!
(По В. Бианки)
(92 слова)
Примечание. Объяснить написание прилагательного невзрачный. Сказать о постановке кавычек в третьем предложении и о постановке двоеточия в последнем предложении текста.
Языковой анализ текста.
1 вариант Задание 1. Выделите приставки в словах второго абзаца. Задание 2. Выпишите из первого абзаца производные существительные и покажите графически, как они образованы. Задание 3. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание корней с чередованием гласных а/о ». Орфограмму обозначьте. | 2 вариант Задание 1. Выделите приставки в словах двух последних абзацев. Задание 2. Выпишите из второго абзаца производные прилагательные и покажите графически, как они образованы. Задание 3. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание корней с чередованием гласных а/о ». Орфограмму обозначьте. |
Урок 112.
Тема. Подготовка к сочинению по картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье» (упр. 640).
|
Цель урока – совершенствовать умение составлять устное описание природы.
I. Анализ контрольных работ.
II. Смысловой, частичный стилистический и орфографический анализ текста К. Паустовского о картине Н. М. Ромадина (текст упр. 640).
Будет полезно предложить учащимся сначала прочитать текст К. Г. Паустовского про себя, осмыслить его и подготовить выразительное чтение.
После выразительного чтения вслух просим учащихся определить тему (сила художественного мастерства Н. Ромадина) и главную мысль этого текста (глядя на цветущую ветлу, изображённую на картине Ромадина, мы особенно остро испытываем любовь к России и ощущаем себя её частью).
Далее пятиклассники определяют тип речи текста (рассуждение) и проводят его частичный стилистический анализ: называют стиль (художественный) и изобразительно-выразительные средства: метафоры (пушистые барашки, ворсистая шубка), эпитеты (удивительная (страна), невозможна, бессмысленна, ничтожна (жизнь)). В сильном классе можно отметить приём градации, использованный автором для выражения мысли о невозможности существования человека без родины.
После этого пятиклассники проводят орфографический анализ текста.
III. Обсуждение картины Н. М. Ромадина «Вербы в половодье».
IV. Определение домашнего задания.
Д. з.: 1) работа над ошибками;
2) сочинение-миниатюра по картине Н. М. Ромадина (упр. 640).
Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 20 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 2 мин.
Уроки 113-128.
Тема. Лексикология и фразеология. Деление лексики русского языка на группы.
|
Урок 113.
Тема. Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы. Слова однозначные и многозначные (§ 45).
Цели урока: 1) повторить и углубить сведения о лексикологии и фразеологии как разделах лингвистики;
2) сформировать представление о группировке лексики с точки зрения смысловых связей слов; с точки зрения употребления слов в речи, с точки зрения их происхождения;
3) сформировать умение различать однозначные и многозначные слова с использованием толкового словаря.
I. Повторение сведений о лексикологии как разделе лингвистики и формирование представления о делении лексики на группы (работа с вопросами перед текстом на стр. 29, чтение и анализ текста и схемы (стр. 29-30)).
В сильном классе, после того как учащиеся с помощью учителя восстановят в памяти сведения о лексикологии и фразеологии как разделах лингвистики и определят объём работы по изучению этих разделов в 5-ом классе, будет целесообразно предложить им сначала рассмотреть схему на стр. 30 и построить по ней устное высказывание, и лишь затем ознакомиться с текстом. Ещё один вариант работы с теоретическим материалом – совместное составление схемы на доске и в тетрадях (при направляющей роли учителя) с последующей сверкой со схемой в учебнике и работой с текстом.
II. Формирование представления об однозначных и многозначных словах и отработка умения их различать; тренировка в умении использовать толковый словарь для определения значения (значений) слов (внимательное чтение текста на стр. 30-31, упр. 643, 644).
|
Работу с текстом § 45 в сильном классе можно организовать так: дать учащимся время на самостоятельное ознакомление с теоретическим материалом, а затем провести взаимоопрос – пятиклассники задают друг другу вопросы по тексту. После этого предлагаем пятиклассникам по материалам параграфа составить схему.
Думаем, полезно будет сразу после работы с текстом потренировать пятиклассников в различении однозначных и многозначных слов: учитель, заглядывая в словарь, называет слова, а ученики отыскивают это слово и строят высказывание, доказывая его отнесённость к той или иной группе.
На этом этапе введём в лексикон учащихся сочетание «словарная статья». Понятие о словарной статье поможет учащимся осмыслить структурные особенности толкового словаря и облегчит в дальнейшем понимание различий многозначных слов и омонимов.