III. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




Учащиеся рассказывают о сложении как способе словообразования и приводят примеры сложных слов.

В качестве подготовки к выполнению домашнего задания рассматриваем рисунок к упр. 589 и даём самое общее представление о словообразовательном гнезде.

Д. з.: 1) упр. 589;

2) упр. 590 (по желанию).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15-20 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 3-5 мин.

 

Резерв – упр. 577.

 

Урок 100.

 

Тема. Правописание букв а-о в корнях с чередованием (§ 38).

 

Цели урока: 1) повторить сведения о корнях с чередованием (на основе схемы упр. 122);

2) отработать умение выбирать правильное написание наиболее употребительных слов с корнями –лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -кас-//-кос-.

 

I. Проверка умения определять способ образования слов и составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки (самостоятельная работа).

 

Самостоятельная работа.

Задание 1. Распределительный диктант.

 

Запишите под диктовку слова, распределяя их по столбикам.

 

Приставочный способ образования Суффиксальный способ образования Сложение

 

Поприветствовать, молодёжь, неудачный, канатоходец, изображение, местность, съёжиться, старательный, чаепитие, кофеварка, бревенчатый, долгожитель.

 

Задание 2. Запишите слова в составе словообразовательных пар.

 

Изменчивый, детство, фигуристка, радостный.

 

* Задание 3. Восстановите словообразовательную цепочку данных слов.

 

Сожаление, ограничитель.

 

Задание 4. Используя приём поморфемной записи слов, объясните написание следующих слов.

 

Ст_левар, водопр_вод, пог_сить, пог_стить, схв_тить, скр_вить, перед_вать, сд_вить, подск_зать.

 

II. Повторение сведений о правописании букв а-о в корнях с чередованием (на основе схемы из упр. 121, текста на стр. 11).

 

Думаем, будет целесообразно, прежде чем учащиеся обратятся к схеме в упр. 121, предоставить им возможность вспомнить самостоятельно то, что известно о написании корней с чередованием а-о.

В сильном классе полезно будет провести объяснительный самодиктант (7-10 слов): предложить учащимся привести свои примеры слов с чередованием а-о в корне и объяснить написание.

 

III. Формирование умения правильно выбирать написание гласной в корнях слов с чередованием а-о (упр. 591, {ф} 593).

 

Выполнить работу с данным упражнением лучше по цепочке. Каждый ученик подробно объясняет выбор гласной, и, таким образом, все учащиеся многократно прослушивают, как применяется правило.

{ф}Дополнительное задание. Поставьте соответствующую цифру над каждым записанным словосочетанием: 1 – нар. + глагол (гл. слово), 2 – глагол (гл. слово) + сущ., 3 – прил. + сущ. (гл. слово), 4 – над словосочетаниями, построенными по другим моделям.

 

IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

 

Д. з.: упр. 592.

 

В упражнение включены важные задания по анализу текста. На уроках русского языка пятиклассники учатся понимать не только художественный текст, но и тексты других стилей, в данном случае – научно-популярного. Поэтому работу с текстом будет целесообразно организовать в классе.

Пятиклассники внимательно читают текст и определяют, что в нём рассказывается о Японии, её ландшафте, особенностях расположения, климатических условий, а также о некоторых особенностях мировосприятия её жителей. Автор этого текста стремится донести до читателя мысль о том, что Япония – это удивительная страна: удивительны и её география, и люди, её населяющие. Тип речи – описание с элементами рассуждения.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап –5 мин., III этап – 20 мин., IV этап – 5 мин.

 

Урок 101.

 

Тема. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов (§ 39).

 

 

Цели урока: 1) закрепить умение опознавать орфограмму «Гласные а-о в корнях с чередованием» и отличать её от орфограммы «Безударная гласная в корне слова»;

2) добиваться усвоения правила написания о-ё после шипящих в корне и отработать умение правильно писать наиболее употребительные слова с о-ё после шипящих в корне.

 

I. Закрепление умения опознавать орфограмму «Гласные о-е в корне с чередованием» и отличать её от орфограммы «Безударная гласная в корне слова» (проверка домашнего задания, упр. 594, распределительный диктант).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: