Учащиеся рассказывают о сложении как способе словообразования и приводят примеры сложных слов.
В качестве подготовки к выполнению домашнего задания рассматриваем рисунок к упр. 589 и даём самое общее представление о словообразовательном гнезде.
Д. з.: 1) упр. 589;
2) упр. 590 (по желанию).
Примерное распределение времени урока: I этап – 15-20 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 3-5 мин.
Резерв – упр. 577.
Урок 100.
Тема. Правописание букв а-о в корнях с чередованием (§ 38).
Цели урока: 1) повторить сведения о корнях с чередованием (на основе схемы упр. 122);
2) отработать умение выбирать правильное написание наиболее употребительных слов с корнями –лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -кас-//-кос-.
I. Проверка умения определять способ образования слов и составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки (самостоятельная работа).
Самостоятельная работа.
Задание 1. Распределительный диктант.
Запишите под диктовку слова, распределяя их по столбикам.
Приставочный способ образования | Суффиксальный способ образования | Сложение |
Поприветствовать, молодёжь, неудачный, канатоходец, изображение, местность, съёжиться, старательный, чаепитие, кофеварка, бревенчатый, долгожитель.
Задание 2. Запишите слова в составе словообразовательных пар.
Изменчивый, детство, фигуристка, радостный.
* Задание 3. Восстановите словообразовательную цепочку данных слов.
Сожаление, ограничитель.
Задание 4. Используя приём поморфемной записи слов, объясните написание следующих слов.
Ст_левар, водопр_вод, пог_сить, пог_стить, схв_тить, скр_вить, перед_вать, сд_вить, подск_зать.
II. Повторение сведений о правописании букв а-о в корнях с чередованием (на основе схемы из упр. 121, текста на стр. 11).
Думаем, будет целесообразно, прежде чем учащиеся обратятся к схеме в упр. 121, предоставить им возможность вспомнить самостоятельно то, что известно о написании корней с чередованием а-о.
В сильном классе полезно будет провести объяснительный самодиктант (7-10 слов): предложить учащимся привести свои примеры слов с чередованием а-о в корне и объяснить написание.
III. Формирование умения правильно выбирать написание гласной в корнях слов с чередованием а-о (упр. 591, {ф} 593).
Выполнить работу с данным упражнением лучше по цепочке. Каждый ученик подробно объясняет выбор гласной, и, таким образом, все учащиеся многократно прослушивают, как применяется правило.
{ф}Дополнительное задание. Поставьте соответствующую цифру над каждым записанным словосочетанием: 1 – нар. + глагол (гл. слово), 2 – глагол (гл. слово) + сущ., 3 – прил. + сущ. (гл. слово), 4 – над словосочетаниями, построенными по другим моделям.
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Д. з.: упр. 592.
В упражнение включены важные задания по анализу текста. На уроках русского языка пятиклассники учатся понимать не только художественный текст, но и тексты других стилей, в данном случае – научно-популярного. Поэтому работу с текстом будет целесообразно организовать в классе.
Пятиклассники внимательно читают текст и определяют, что в нём рассказывается о Японии, её ландшафте, особенностях расположения, климатических условий, а также о некоторых особенностях мировосприятия её жителей. Автор этого текста стремится донести до читателя мысль о том, что Япония – это удивительная страна: удивительны и её география, и люди, её населяющие. Тип речи – описание с элементами рассуждения.
Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап –5 мин., III этап – 20 мин., IV этап – 5 мин.
Урок 101.
Тема. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов (§ 39).
Цели урока: 1) закрепить умение опознавать орфограмму «Гласные а-о в корнях с чередованием» и отличать её от орфограммы «Безударная гласная в корне слова»;
2) добиваться усвоения правила написания о-ё после шипящих в корне и отработать умение правильно писать наиболее употребительные слова с о-ё после шипящих в корне.
I. Закрепление умения опознавать орфограмму «Гласные о-е в корне с чередованием» и отличать её от орфограммы «Безударная гласная в корне слова» (проверка домашнего задания, упр. 594, распределительный диктант).