Цели урока: 1) обобщить и систематизировать знания о пунктуационных знаках;
2) повторить сведения о знаках препинания в конце предложения и знаках препинания внутри простого предложения и отработать умение проводить пунктуационный анализ предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
I. Закрепление сведений о назначении знаков препинания в письменной речи и формирование общего представления о системе пунктуационных правил (проверка домашнего задания, упр. 480, чтение и пересказ текста на стр. 181).
II. Повторение сведений о знаках препинания в конце предложения (упр. 483, { ф } упр. 484).
Прежде всего обратим внимание учащихся на то, что знаки препинания в конце предложения являются выражением его эмоциональной окраски и цели высказывания. В слабом классе сначала повторяем сведения о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
III. Повторение и систематизация сведений о знаках препинания внутри простого предложения (упр. 486 – устное высказывание).
После изучения раздела «Синтаксис» ещё свежи в памяти сведения о знаках препинания внутри простого предложения. Поэтому в сильном классе можно предложить учащимся, закрыв книги, самим составить таблицу «Знаки препинания внутри простого предложения». Другой, более предпочтительный вариант работы в сильном классе и в классе средней успеваемости, -- совместное составление схемы: от записанной на доске темы учитель проводит стрелки и под диктовку учеников записывает название пунктуационных правил. Ученики выполняют эту работу в тетради. В качестве примеров просим пятиклассников назвать строчки из художественных произведений.
|
В слабом классе рассматриваем таблицу совместно с учениками и предлагаем распределительный диктант.
Распределительный диктант.
Задание. Заполните данными примерами таблицу упр. 486.
1. Пожелай нам, ветер, доброго пути (Г. Сапгир и Г. Циферов). 2. Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах (М. Пляцковский). 3. Чтение — вот лучшее учение. 4. Мерцают, как живые, росинки при луне (М. Пляцковский) 5. Мы, конечно, верим в чудеса.
IV. Закрепление умения правильно оформлять предложения с тире между главными членами. Повторение лингвистических терминов (упр. 487).
Это упражнение целесообразно предложить учащимся выполнить самостоятельно, воспользовавшись в случае затруднения материалами учебника. При проверке обращаем внимание на точность формулировки определений. Можно также предложить отдельным учащимся после выполнения письменного задания воспроизвести определения терминов, закрыв тетради. О том, что будет проведена проверка в устной форме, сообщаем заранее, нацеливая их, таким образом, на внимательное отношение к содержанию составленных предложений.
V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся перечисляют группы пунктуационных правил и называют пунктуационные правила постановки знаков препинания внутри простого предложения.
Д. з.: 1) пересказ текста на стр. 181, повторить упр. 486 (устное высказывание);
2) на выбор: упр. 485 или упр. 491.
Определяя домашнее задание, ещё раз предлагаем учащимся рассказать о знаках препинания внутри простого предложения.
Текст упр. 465 пятиклассники выразительно читают и называют использованные поэтом тропы.
Резерв – упр. 482.
Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 10-12 мин., III этап –10 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 3-5 мин.
Урок 90.