Учащиеся выразительно читают высказывание Н. В. Гоголя, стараясь передать эмоциональный настрой автора, и объясняют, почему это высказывание вынесено в качестве эпиграфа к разделу «Фонетика». Затем пятиклассники записывают эпиграф в тетрадь.
III. Формирование представления о фонетике как разделе лингвистики (чтение и анализ текстана стр. 7).
Если на предыдущем уроке не была организована беседа по упр. 4, то после работы с первым заданием на стр. 6 предлагаем учащимся выяснить по толковому словарику (см. справочник) значение слова фотоколлаж и подумать над вопросами, которые предваряют текст.
Составленный после вдумчивого чтения текста план может выглядеть следующим образом: 1. Особенности звуков речи.
2. Предмет изучения фонетики.
3. Цели изучения фонетики в школе.
4. Назначение транскрипции.
IV. Повторение и углубление сведений о звуках речи (чтение и анализ текста на стр. 8).
Работу с текстом § 2учащиеся начинают с выполнения предтекстовых заданий: анализируют заголовок параграфа; восстанавливают в памяти известные им с начальной школы сведения по фонетике; знакомятся с информацией, используя просмотровое чтение. Цель просмотрового чтения -- быстро понять, о чём этот текст, получить самое общее представление о его содержании и выявить те элементы текста, на которые нужно обратить особое внимание при медленном чтении. Затем пятиклассники внимательно читают текст и отвечают на вопросы после него.
Учебная игра. Разнообразить работу с текстом можно с помощью игровых заданий. Так, при выполнении второго задания после текста можно провести игру «Аукцион». Учащиеся по очереди называют слова с определёнными в задании ударными гласными. Побеждает тот, кто последним назовёт слово.
|
Продолжить выполнение этого задания можно также с помощью игры «Кто больше?», в ходе которойучащиеся в течение отведённого времени записывают слова с названной учителем ударной гласной, а затем для участия в состязании учитель отбирает тех, кто набрал большее количество слов, и выявляет победителя.
Игра «Состязание команд» может быть проведена с целью проверки усвоения и повторения материала всего параграфа. Игра может включать несколько туров. 1 тур. Представители каждого ряда получают возможность назвать перечни непарных согласных звуков по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости и таким образом принести своей команде очко. 2 тур. Представители каждого ряда задают соперникам свой вопрос по содержанию текста. Учитывается и правильность формулировки вопроса, и ответ команды-соперницы. 3 тур. Все представители команд по цепочке перечисляют гласные звуки. Ученик, который «прерывает» цепочку, лишает команду очка. Очерёдность выступления команд определяется жребием.
V. Формирование умения соотносить фонетические явления с требованиями орфографии (умения проводить фонетико-орфографический анализ) (упр. 7).
Выполняя упражнение 6, учащиеся приходят к выводу о том, что в большинстве случаев написание слов не совпадает с их произношением, поэтому необходимо при их написании руководствоваться знаниями по фонетике и орфографии. Знание фонетики способствует пониманию многих орфографических правил. Например, знание о том, что на конце слова происходит оглушение согласных звуков (кровь, пирог), напоминает о необходимости применения правила о написании парных согласных.
|
В сильном классе можем заострить внимание учащихся на том, что перед звонкими согласными происходит озвончение глухих (сборный), а перед глухими и на конце слова происходит оглушение звонких (снег, сказка); для гласных звуков безударная позиция – «слабая», поэтому их написание нужно проверять.
Учащиеся сами назовут аналогичные случаи в упражнении и запишут свои примеры слов, в которых происходит озвончение и оглушение согласных.