Предмет трудового права
Предмет трудового права составляют общественные отношения, возникающие в
связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда (выполнения работы), а также иные тесно связанные с ними отношения.
Общественные отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью
людей в процессе труда (выполнения работы), называются трудовыми отношениями.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда.
Метод трудового права – комплекс юридических средств, используемых при регулировании трудовых и связанных с ними отношений.
Комплексный характер метода трудового права состоит в сочетании публично-
правовых и частно-правовых компонентов.
Основные особенности метода трудового права:
1. равенство сторон трудового отношения при заключении трудового договора и подчинении работника в процессе трудовой деятельности правилам внутреннего трудового распорядка;
2. основание возникновения трудовых отношений двусторонний акт – трудовой договор;
3. многообразие способов установления прав и обязанностей сторон (законами и подзаконными актами, коллективными договорами и соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором);
4. специфичность защиты трудовых прав (рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, государственный надзор и контроль, самозащита) и обеспечение исполнение работником обязанностей (дисциплинарная и материальная ответственность).
1. Диспозитивный метод – разрешено все, что не запрещено(метод дозволения)
2. Императивный метод – запрещено все, что не разрешено
3. Императивно-диспозитивный метод – смешанный метод российского трудового права.
3. Система принципов трудового права (от общеправовых до внутриотраслевых)
Принципы трудового права это основные руководящие начала, характеризующие черты и сущность трудового права.
По сфере действия принципы делятся на:
1) общеправовые — свойственные всем отраслям права (принципы законности, равноправия, судебной защиты прав граждан)
2) отраслевые — отражающие специфику отрасли права,
3) внутриотраслевые — свойственные отдельным институтам.
Отраслевые принципы закреплены в ст. 2 Трудового кодекса. Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
- принцип обеспечения свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
- обеспечение стабильности трудовых отношений и защиты от безработицы, содействие в трудоустройстве;
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
К внутриотраслевым принципам относится:
- принцип обеспечения права на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства;
- обеспечение права на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- обеспечение права на охрану труда;
- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
4. Понятие и признаки трудовых правоотношений.
Понятие трудовых отношений
Трудовые правоотношения – это урегулированные нормами трудового права трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения.
О трудовых правоотношениях можно говорить в широком и узком смыслах.
В широком смысле данное понятие охватывает весь спектр отношений, составляющих предмет трудового права.
В узком смысле оно обозначает конкретные отношения между работником и работодателем, возникающие на основа-нии трудового договора и фактического допуска к работе.
. Их понятие и основные признаки содержатся в ст. 15 ТК.
Сторонами трудового отношения являются работник и работодатель. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовое отношение с работодателем. Работодателем может быть физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовое отношение р работником.
Трудовые отношения предполагают устойчивую правовую связь между работником и работодателем, оформленную трудовым договором, который всегда является необходимым юридическим основанием возникновения трудовых отношений, регулируемых трудовым правом.
Признаки трудовых отношений:
1. Субъекты – работник и работодатель 2. Работник выполняет работу по определению трудовой функции. 3. Результат работ и выполнение конкретного задания не является основанием прекращения трудовых отношений. 4. Работа выполняется лично. 5. Работники включаются в штат организации. 6. Работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка (ПВТР) - это локальный нормативный акт. 7. Трудовые отношения всегда возмездны. 8 Содержание трудовых отношений составляют:- права; - обязанности; - ответственности сторон
5. Основания возникновения трудовых правоотношений.
В соответствии с общим правилом, установленным ч. 1 ст. 16 Трудового кодексаРФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Трудового кодекса РФ, в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
1. избрания на должность – если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст. 17 Трудового кодекса РФ);
2. избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, если трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 Трудового кодекса РФ);
3. назначения на должность или утверждения в должности (ст. 19 Трудового кодекса РФ);
4. направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
Сторонами трудового отношения являются работник и работодатель. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовое отношение с работодателем. Работодателем может быть физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовое отношение р работником.
Трудовые отношения предполагают устойчивую правовую связь между работником и работодателем, оформленную трудовым договором, который всегда является необходимым юридическим основанием возникновения трудовых отношений, регулируемых трудовым правом.
6. Правоотношения тесно связанные с трудовыми.
Все иные правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми, определены в ч. 2 ст. 1 ТК РФ. Они не имеют самостоятельного значения и существуют постольку, поскольку трудовое отношение либо существует в настоящее время, либо было в прошлом, либо будет иметь место в будущем. Поэтому их делят на три группы: предшествующие, сопутствующие и вытекающие из трудовых.
Правоотношения, предшествующие трудовым, возникают и развиваются до трудовых и прекращаются обычно в связи с появлением последних. К ним относятся, например, трудоустройство, профессиональная подготовка кадров (ученичество). Такие правоотношения являются гражданско-правовыми и регулируются гражданским законодательством.
Правоотношения, сопутствующие трудовым. Возникают и развиваются параллельно с трудовыми для нормального существования последних.
Сопутствующими трудовыми являются правоотношения по:
– организации труда и управлению трудом;
– профессиональной подготовке работников;
– социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
– участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;
– материальной ответственности работодателей и работников;
– надзору за соблюдением трудового законодательства, включая профсоюзный контроль за соблюдением прав работников;
– разрешению трудовых споров и самозащите работниками трудовых прав.
Правоотношения, вытекающие из трудовых. Возникают в связи с прекращением трудовых и имеют целью либо материальное обеспечение уволенного работника, либо его восстановление на работе.
Правоотношениями, вытекающими из трудовых, следует также признать правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами («Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
7. Стороны трудовых правоотношений, их права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Трудового кодекса РФ, сторонами трудовых правоотношенийявляются работник(гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) и работодатель (юридическое или физическое лицо, иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных федеральными законами. Работники и работодатели, вступающие в трудовые отношения, должны соответствовать определенным установленным трудовым законодательством требованиям.
Определение работника содержится в ч. 2 ст. 20 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Но что вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ, – также лица, не достигшие указанного возраста. Следует учитывать, что в некоторых особых случаях возраст, с которого можно вступать в трудовые отношения, законодательно повышается до восемнадцати лет и выше.
Определение работодателя содержится в ч. 4 ст. 20 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Основные права и обязанности сторон трудового отношения закреплены в ст. 21-22 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на:
1. заключение, изменение и расторжение трудового договора; 2. предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; 3. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; 4. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; 5. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; 6. полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; 7. профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации; 8. объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; 9. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; 10. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами; 11. возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке; 12. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель имеет право:
1. заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками; 2. вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; 3. поощрять работников за добросовестный эффективный труд; 4. требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; 5. привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
6. создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в установленные сроки; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, уплачивать штрафы; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред.
8. Источники трудового права. Структура ТК РФ.
Источники трудового права многочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. По характеру принятияисточники трудового права можно разделить на принимаемые государственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).
Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.
Источниками трудового права являются законодательные (нормативные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.
Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.
Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Содержание норм трудового законодательства определяется также федеральными конституционными законами. Принятие таких законов предусмотрено Конституцией РФ. Одним из них является Закон «О чрезвычайном положении». В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из действующих законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан.
Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. 1 ст. 72), следует различать среди источников трудового права наряду с федеральными законами законы субъектов Российской Федерации.
Среди законов субъектов РФ в сфере труда также следует различать конституционные и обычные (текущие) законы. Все они принимаются соответствующими органами государственной власти — законодательными собраниями (думами) республик, областными, краевыми, городскими думами и другими местными органами государственной власти, распространяя свое действие на соответствующие регионы.
Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).
Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Он закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками и работодателями. Трудовой кодекс РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать трудовому кодексу РФ, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий.Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).
Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия.
Итак, система источников трудового права — это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.
Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.
9. Международно-правовые источники трудового права.
Источниками международного трудового права или международно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них – декларации, пакты, конвенции, рекомендации закрепляющие некоторые принципы правового регулирования труда и основные трудовые права. Большое внимание ООН уделяет социально-трудовым вопросам. В их развитие МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Но МОТ как специализированная по вопросам труда международная организация может принимать конвенции и рекомендации и по другим вопросам труда, не предусмотренным в актах ООН. Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный кодекс труда как юридическая международная основа для издания национальных норм трудового законодательства. При этом следует отметить, что из 300 международных актов о труде Россией ратифицированы менее 50. Все источники международно-правового регулирования труда имеют договорный характер.
Принимает эти акты высший орган МОТ – Генеральная конференция (ассамблея), собирающаяся ежегодно в Женеве.
Она построена по принципу трипартизма (т.е. два представителя от правительства страны – члена МОТ и по одному – от работников и работодателей, все четыре представителя голосуют самостоятельно).
Устав ООН в ст. 55 предусматривает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.
Главным вкладом ООН в международно-правовое регулирование социальной защиты является определение каталога основных прав человека, которые должны обеспечиваться в законодательстве любой страны, претендующей считаться цивилизованной.
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) –в первую очередь программный политический документ, в котором сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых социально-трудовых прав человека: право на труд, право на свободный выбор работы, право на защиту от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда и др. Всеобщая декларация прав человека стала основой, международным стандартом для всей системы международных актов по правам человека, в том числе деклараций о правах отдельных категорий лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, пактов и конвенций ООН. Специалисты международного права считают, что права и свободы, провозглашенные во всеобщей декларации, являются юридически обязательными, общепризнанными международными нормами.
Пакты и конвенции ООН, ратифицированные государством, носят юридически обязательный характер. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966 г., ратифицирован СССР в 1973 г.2) участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на труд, безопасные и здоровые условия труда, право на отдых, на объединение в профсоюзы и т.д.
Международные декларации и конвенции ООН также содержат общепризнанные международные принципы и права. Так, Декларация ООН о правах инвалидов (1975 г.), Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), «О защите прав трудящихся-мигрантов» (1990 г.) акцентируют особое внимание на обеспечении принципа равенства при реализации трудовых прав названных категорий работников.
10. МОТ: создание, полномочия и акты.
Ведущую роль по количеству и содержанию принятых международных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда, играет Международная организация труда (МОТ). МОТ, в которую входят 175 государств-членов, была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции 11 апреля 1919 г.
В 1946 г. по соглашению с ООН она стала ее специализированным учреждением, провозгласившим в качестве своей цели содействие улучшению условий труда наемных работников во всех странах.
Основные задачи МОТ:
– разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
– разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления политики в области труда;
– помощь странам-участницам в решение проблем занятости и сокращения безработицы;
– защита прав человека, защита от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
– борьба за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
– развитие трипартизма. (т.е. два представителя от правительства страны – члена МОТ и по одному – от работников и работодателей, все четыре представителя голосуют самостоятельно).
Руководящие органы МОТ.
1. Генеральная конференция (высший орган МОТ; включает делегатов всех государств – членов МОТ; созывается не реже одного раза в год).
2. Административный совет (исполнительный орган; выбирает генерального директора, который разрабатывает проект бюджета и осуществляет общее управление МБТ).
3. Международное бюро труда (МБТ) – постоянный орган МОТ, выполняющий функции ее секритариата.
Принципом работы МОТ является трипартизм – сотрудничество на равных представителей трех сторон: правительств государств, трудящихся и работодателей.
Конвенция МОТ – это юридический документ, имеющий силу международного договора и обязательный для исполнения государствами-членами.
Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами – членами МОТ. Для государства-члена конвенция приобретает юридическую силу с момента ее ратификации высшим органом государственной власти.
Рекомендация МОТ – правовой документ, который не является международным договором и не требует ратификации.
Рекомендация представляет собой обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендации принимаются в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия конвенционных обязательств или когда требуется детализировать, дополнить положения принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым изменениям.
Совокупность конвенций и рекомендаций МОТ в зарубежной литературе и официальных изданиях МБТ принято называть Международным трудовым кодексом.
Международный трудовой кодекс – тематически систематизированный свод социально-трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ и служащим для международного регулирования труда. Тексты, содержащие эти нормы, предназначены для использования в национальном законодательстве, в том числе и в Российской Федерации.
Устав МОТ содержит положения о механизме контроля за реализацией принимаемых МОТ правовых документов. Он включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юри-стов различных стран, назначаемых МБТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по приме-нению конвенций и рекомендаций, состоящего из представи-телей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Ратификация - присоединение к Конвенции СССР в 1956 г.
К 2005 г. МОТ приняла более 210 конвенций и 240 рекомендаций (в России действуют менее 1/3 этих конвенций). Конвенции МОТ для страны, к ним присоединившейся путем их ратификации, обязательны для исполнения. МОТ контролирует это. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации, но их значение в том, что они часто подробно разъясняют конвенции, дополняют их, а рекомендации МОТ по вопросам, не предусмотренным конвенциями, помогают в совершенствовании национального трудового законодательства. Многие рекомендации просто дублируют конвенции, помогая тем странам, которые к соответствующей конвенции не присоединились.
Перечень Конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации:
1. Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921
2. Конвенция № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921 г.).
3. Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921 г.).
4. Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921 г.).
5. Конвенция № 23 «О репатриации моряков» (1926 г.).
6. Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929 г.).
7. Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.).
8. Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов «(1932 г.).
9. Конвенция № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935 г.).
10. Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.).
11. Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936 г.).
12. Конвенция № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.).
13. Конвенция № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.).
14. Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.).
15. Конвенция № 78 ««О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.).
16. Конвенция № 79 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду» (1946 г.).
17. Конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 г.).
18. Протокол к Конвенции № 81 (1995 г.).
19. Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию (1948 г.).
20. Конвенция № 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1949
21. Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.).
22. Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.).
23. Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.).
24. Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951
25. Конвенция № 103 «Об охране материнства» (1952 г.).
26. Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.).
27. Конвенция № 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957 г.).
28. Конвенция № 108 «О национальном удостоверении личности моряков (1958 г.).
29. Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).
30. Конвенция № 113 «О медицинском осмотре моряков» (1959 г.).
31. Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации (1960 г.).
32. Конвенция № 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.).
33. Конвенция № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» (1964 г.).
34. Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.).
35. Конвенция № 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965 г.).
36. Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на бор-ту рыболовецких судов» (1966 г.).
37. Конвенция № 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961 г.).
38. Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов». Доп. положения (1970 г.).
39. Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970 г.).
40. Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.).
41. Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.).
42. Конвенция № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976 г.).
43. Конвенция № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах» (1977 г.).
44. Конвенция № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977
45. Конвенция № 150 «О регулировании вопросов труда» (1978 г.).
46. Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда» (1978 г.).
47. Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин; трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.).
48. Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.).
49. Конвенция № 160 «О статистике труда» (1985 г.).
50. Конвенция № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986 г.).
51. Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.).
52. Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.).
53. Конвенция № 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973
54. Конвенция № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979
11. Понятие занятости, правовой статус безработных в РФ.
Занятость – это не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).
Виды занятости:
1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояния занятости;
2) предпринимательство, в том числе фермерство;
3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);
4) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;
5) военная и