Красота или красивость. Достоверность и правдивость в фотографии




Красота или красивость. Достоверность и правдивость в фотографии

Рамазанова Ольга, 33 студия

Красота или красивость. Достоверность и правдивость в фотографии

Красивость и красота – однокоренные слова. У них одна точка роста, общий заглавный слог – крас, краса, красота. В какой же момент разошлись их дороги?

Человек интуитивно чувствует разницу, даже если ему трудно это объяснить словами. Если обратиться к словарю Ожегова, то можно прочитать следующее:

КРАСИВОСТЬ — жен. Чисто внешняя красота, украшения с притязаниями на красоту.

Хорошее и емкое объяснение. Внешняя красота, которая подобно броне не позволяет заглянуть дальше, глубже, внутрь. Не будит фантазию, не разжигает любопытства. Не смеет показать мысли, чувства, пережитой опыт. «Смотрите, какое красивое у меня платье, как умело наложен макияж, какое у меня стройное тело, и вы никогда не увидите мою душу даже краешком глаза» - вот такое послание транслируют нам фото в модных журналах.

Обратимся снова к Ожегову:

КРАСОТА - жен.. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Думается, что главное отличие и лежит как раз в области «нравственное наслаждение». Это наши собственные чувства и мысли, которые рождаются при взгляде на красоту.

Разве не красивы старые вещи, которые прожили долгую жизнь и могут рассказать историю своей жизни внимательному зрителю? Деревянный стол, который помнит и домашние школьные задания детей, и раскатанное тесто, и семейные праздники? Разве не обращается наш внутренний взгляд в собственное прошлое?

 

В фотографиях людей, если повезет, душу можно увидеть в их глазах. Глаза – это те окна, которые позволяют, пусть мельком, увидеть прекрасную душу, которая может скрываться за неидеальной внешностью. И ее свет озаряет лицо, не позволяя оторвать взгляд...

Фотография, как никакой другой вид искусства, страдает сейчас от коммерциализации. Фотопортреты, жанровые и пейзажные фотографии превратились в средство воздействия на людей. По силе последствий это средство можно приравнять к оружию массового поражения....

То, что окружает нас – фотографии в журналах, газетах, сетевых ресурсах, подчинено в конечном итоге одной цели – сформировать такую среду, такое мироощущение, которое будет зависеть именно от красивости. Это значит, что фокус смещен на внешнее, заточен только на покупку новых вещей, стимуляцию путешествий, сохранение молодости. И пытается маскироваться под красоту.

 

На контрасте хорошо видно истинную цель, намерение, послание, которое несет снимок.

 

 

Лица пожилых людей разительно отличаются от гладких целлулоидных лиц рекламных моделей. Их лица каждой своей морщинкой рассказывают непростую историю их долгой жизни...

 

В фотографиях, где участвуют несколько персонажей, важную роль имеют их взаимоотношения. Их отношения могут быть продемонстрированы явно, могут быть скрыты, но угадываться по некоторым признакам - взгляду, позам, взаимному расположению фигур. Все это составляет важную часть ценности снимка.

Разглядывая приведенные пары снимков, легко заметить, насколько различное они производят впечатление. Особенно интересно анализировать, сколько времени тратит зритель на рассматривание каждого из снимков, как приковывает и не отпускает внимание каждая деталь на одном снимке и как ничто не цепляет взгляд на другом.

Главное, что должна дарить хорошая фотография, как и вообще любое произведение искусства – это пробуждение в нас эмоций. Вызвать сопереживание. Зритель должен слиться с героями, стремиться проникнуть в их душу. Узнать их. По хорошим фотографиям нельзя просто скользнуть глазом. Нужно дать себе время прочитать их историю...

 

Здесь не имеет значения отсутствие маникюра, домашнее платье и интерьер.

Значение имеет только то, что зритель увидел красоту в неидеальном.

 

Все сказанное выше можно отнести к любому жанру, даже пейзажу. Может быть, даже особенно к пейзажу. Потому что здесь как нигде больше, легко скатиться к «открыточности» вида.

 

 

 

 

Достоверность и правдивость – неотъемлимые атрибуты фотографии. Можно нарисовать то, чего нет. Но сфотографировать то,чего нет, нельзя.

Достоверность и правдивость фотографии ставят ее в уникальное положение: она играет важную роль в журналистике, иллюстрируя и дополняя текст. Начиная с 1897 года фотография последовательно вытесняла из газет гравюры, пока не наступила «золотая эра» фотожурналистики, обусловленная выпуском 35 мм камеры компанией Leica и первых вспышек (между 1927-м и 1930-м годами). С тех пор ценность снимков только увеличивается, зачастую заменяя собой слова.

 

Фотография прекрасно фиксирует приметы времени. Детали быта, предметная среда остаются запечатленными и доступными для последующих поколений во всем своем многообразии.

 

 

Но некоторые сюжеты – вне времени:

 

 

У фотографии практически неограниченный кредит доверия. Жаль, но этим доверием можно злоупотребить. Запредельные возможности цифровой фотографии, постановочные кадры, использование фотографии с текстом, искажающем факты. Но исключения только добавляют убедительности фотографии как жанру. Без фотожурналистики, где, как известно, фотография играет первую скрипку, трудно представить современную жизнь.

Но есть и подводные камни. Иногда может показаться, что достоверности для снимка вполне достаточно. Художественность отодвигается на второй план или вообще отвергается. Таким образом принижается роль фотографии как искусства и обедняется ее роль. Хотя есть множество доказательств, что эти качества не только могут, но и должны соседствовать в хорошем фотоснимке.

Некоторые снимки должны избегать художественности, она им противопоказана. Это снимки, которые должны сухо констатировать происходящее. Фиксировать действительность, без увода в нежелательные эмоции. Как правило, это снимки фотохроники.

Но остальные снимки из области фотодокументалистики не только могут, но и должны нести творческое начало.

 

 

 

Землетрясение в Армении

Фотографию, как вид технического искусства, долгое время пренебрежительно считали недостойным относить к творческим занятиям. Так долго и упорно бороться за это право, наверное, не приходилось ни одному виду искусства. На фоне этого произошла пародоксальная вещь – фотографы стали отрицать саму природу фотографии, пытаясь замаскировать объект съемки, сделать его практически «неопознаваемым». Это увлечение техническими приемами, результат которого заставляет недоумевать по поводу того, что же на этом снимке представлено, не следует держать за самоцель. Любые технические приемы должны быть призваны помочь выявить суть, подчеркнуть видение автора.

И несколько цитат в завершение:

«Фотография - это некое высказывание, смысл которого должен быть «прочитан» зрителем. Каждое высказывание, сообщение должно быть оформлено, организовано. К примеру, набор производльных слов без правил грамматики и пунктуации не будет содержать практически никакой информации» (Лапин А.И. Фотография как).

«Для меня форма уже давно стала неотделима от содержания. Именно форма является той пластической структурой, благодаря которой наши чувства и взгляды становятся конкретными и ощутимыми» (А. Картье-Брессон)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: