Понятие Правительства - Совета Министров Республики Беларусь




Оглавление

 

Введение

. Понятие Правительства - Совета Министров Республики Беларусь

. Состав, структура, порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь

. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь

Заключение

 


 

Введение

 

Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач, функций и действующие в установленном государством порядке.

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Исполнительная власть - это системное общественное явление, состоящее из ряда частей, признаков.

Во-первых, исполнительная власть, как и в целом государственная власть, -это право и возможность повелевать, принуждать, подчинять своей чужую власть.

Во-вторых, исполнительная власть имеет исполнительскую направленность, предназначение.

В-третьих, исполнительная власть осуществляется особой системой многочисленных государственных органов, органов государственного управления.

Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

Основной задачей данной работы является определить состав и порядок формирования, компетенцию и организацию деятельности Правительства Республики Беларусь.

Цель данной работы: рассмотреть и проанализировать понятие «Правительства - Совета Министров Республики Беларусь», его состав и компетенцию. При написании данной работы был использован ни отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В их числе методы анализа и синтеза, формально-логический методы, метод сравнения, описательный метод и другие.

 


 

Понятие Правительства - Совета Министров Республики Беларусь

 

Согласно ст. 1 Закону «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008 г. №424-З, Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Проанализировав определение Совета Министров Республики Беларусь, следует отметить признаки данного органа государственного управления, отражающие его специфику. Во-первых, это состав Совета Министров Республики Беларусь. Он состоит из: Премьер-министра Республики Беларусь; Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь; Главы Администрации Президента; Председателя Комитета государственного контроля; Председателя Правления Национального банка; Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси; министров; Председателя государственных комитетов; Председателя Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ [3]. Правительства существуют во всех государствах, однако их количественный состав не одинаков.

Во-вторых, Совет Министров Республики Беларусь - это коллегиальный центральный орган государственного управления. Данный признак подчеркивает, что он занимает главенствующее положение в системе органов государственного управления. Совет Министров Республики Беларусь находится на самой высшей ступени в иерархии органов государственного управления, однако не на высшей ступени, так как высшую ступень занимает Президент Республики Беларусь. Однако стоит отметить, что термин «центральный» не совсем точно характеризует Правительство, несколько снижает его роль, не указывает на настоящее место в системе органов государственного управления и не раскрывает его сущность, а в большей мере отражает территориальный масштаб деятельности данного органа. Вероятно, по этой причине в юридической литературе при классификации органов государственного управления продолжают выделять в отдельный вид центральные органы, к которым не относят Совет Министров.

По Конституции 1994 г.(до внесения изменений и дополнений 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) Центральным органом был Кабинет Министров, такое название он носил по причине того, что главой исполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате, находившемся при Президенте. По Конституции 1996 г. также подобные функции сохранились за Президентом и даже несколько расширились. Согласно Конституции БССР 1978 г. Совет Министров выступал как высшей исполнительно-распорядительный орган государственного управления. Его полномочия включали решения всех вопросов государственного управления, отнесенные к компетенции Белорусской ССР, так как они не входили, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета БССР и его Президиума, и только Совет Министров возглавлял всю систему органов государственного управления[9].

В-третьих, Совет Министров является органом исполнительной власти. Согласно с ч.1 ст. 106 Конституции и ст. 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» исполнительную власть в Республике Беларусь призвано осуществлять Правительство. Данный признак дает четкое обособление Совета Министров от Национального Собрания, судебных органов, органов прокуратуры.

И наконец, в-четвертых, отличительный его признак состоит в том, что Совет Министров - это орган общей компетенции. Такая компетенция четко обозначена в гл. 3 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь », «Компетенция Совета Министров Республики Беларусь». Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственной власти (ст. 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). Оно обеспечивает исполнение положений законов, декретов, указов и распоряжений Президента. Следовательно, Совет Министров является, кроме того, исполнительным органом.

В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров. За рубежом оно иногда может иметь такое же название, например во Франции, Индии, а также Правительство может носить название Федеральное Правительство (Германия), Федеральный совет (Швейцария), Государственный Совет (Китай) и т.п. Несмотря на то, что в конституционном праве зарубежных стран используются различные понятия, обобщающим является термин "Правительство" [16].

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами. Ни одно государство не возможно представить без правительства.

В отличие от Конституций других государств (например, США), Конституция Республики Беларусь прямо предусматривает образование и деятельность правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах».

Чаще всего порядок образования и деятельности правительства, а также юридическая природа правовых актов, издаваемых Правительством, предопределяет форма правления в государстве. В государствах формы президентских республик Правительство обладает меньшей самостоятельностью, а также, чаще всего, не является коллегиальным органом с властными полномочиями. В парламентских республиках Правительство представляет собой коллегиальный орган, представляющий исполнительную власть в государстве. В таком случае Правительство ответственно перед парламентом, которое формирует Правительство, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в данной ситуации ему очень важно заручиться поддержкой большинства членов парламента.

Отношения между Правительством, Парламентом и судами в Республике Беларусь более определенные. В отношении влияния Президента на Правительство, его деятельность, то оно вполне типично для президентских республик. Президент, хотя формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что как и в других президентских республиках он является реальным главой этой ветви власти.[9]

По своему политическому или партийному составу Правительство может быть партийным (однопартийным или коалиционным) и беспартийным.

В новейшей истории Республики Беларусь не было объединенных правительств. С начала 90-х годов в его составе чаще всего находились коммунисты, а позже - лица, вышедшие из состава КПСС. Следует отметить, что в 1994-1995 гг. в его составе находились представители и других партий, однако Правительство в данном случае формировалось не по партийному, а по профессиональному признаку, решающее значение имели не партии, делегирующие своих членов в состав правительства, а Президент, его желание назначить на соответствующий пост в Правительстве то или иное лицо.

Различают правительства партийного большинства и правительства партийного меньшинства.

Создание правительства меньшинства вполне возможно даже в парламентарных республиках. Например, впервые в посткоммунистической истории Восточной Европы правые силы в Чехии, получившие по итогам парламентских выборов в 1998 г. большинство в парламенте и в связи с этим право сформировать Правительство, не воспользовались им, а отдали это право социал-демократам. Так, в чешском парламенте из 200 депутатов 102 места имеют представители правых партий, однако в результате переговоров между лидерами партий право сформировать новое Правительство получил лидер социал-демократов, имеющий всего 74 мандата. Интересно отметить, что в результате прошедших переговоров достигнуто соглашение не добиваться вотума недоверия правительству в течение четырех лет (Известия, 1998, 11 июля)[9].

В истории известны периоды, когда в условия преодоления кризиса, (политического, экономического, военного и др.) партии, отбросив существующие между ними разногласия, создавали правительства национального единства.

Как уже отмечалось, наряду с партийными могут формироваться и беспартийные правительства, часто именуемые как “служебные”, “чиновничьи” правительства.

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В части четвертой ст. 106 Основного Закона лишь указано, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. В соответствии с п. 7 ст. 84 Конституции структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

В соответствии с действующей Конституцией Республики Беларусь в своей деятельности Совет Министров Республики Беларусь подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответственен перед Национальным Собранием Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь обязан не реже одного раза в квартал предоставлять отчет Президенту Республики Беларусь о совей деятельности, если для этого есть необходимость.

Как отмечалось ранее Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Совет Министров стоит в одном ряду с другими общегосударственными органами, а также имеет некоторые схожие черты с другими органами государственной власти.

Президент Республики Беларусь является Главой государства и избирается всем населением республики. Он обладает определенными полномочиями по отношению ко всем ветвям власти, но наиболее широкими - в отношении исполнительной власти.

Президент занимается наиболее важными вопросами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического характера, решение которых относится и к компетенции Правительства. Он не всегда принимает декреты, указы по указанным вопросам, а направляет деятельность Правительства в нужное русло и иными способами оказывает ему помощь в устранении недостатков работы.

Президент ответственен за успешную работу Правительства, прежде всего, потому что именно Президент формирует Правительство. Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства. Правительство обязано руководствоваться такими идеологическими установками и следовать им. В соответствии с частью 1 ст. 2 Закона «О Совете Министров и подчиненных ему органах», Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту. Подотчетность выражается в том, что по мере необходимости Правительство обязано предоставлять Президенту отчет о своей деятельности(ч.2 ст. 2 указанного Закона).

Отчет - это форма контроля за деятельностью Правительства, важная управленческая функция. Отчет может быть как о всей деятельности за определенный период, так и по отдельным вопросам.[14]

Правительство находится в прямой зависимости от Президента и занимает вторую ступень в общегосударственном масштабе в иерархии исполнительной власти.

Отношения Совета Министров с Национальным собранием можно охарактеризовать следующими направлениями:

¾ Утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

¾ Заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;

¾ Рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;

¾ Дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра.

¾ Осуществление Советом Министров законодательной инициативы;

¾ Внесение предложений Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

¾ Участие Премьер-министра и других членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и их органов;

¾ Совет Министров может требовать принятие Палатой представителей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта.

Законодательство регулирует также и взаимоотношения Совета Министров с местными исполнительными и распорядительными органами (гл. 4 Закона «О Совете Министров и подчиненных ему органах») и с местными Советами (ст. 17 указанного Закона).

Местные исполнительные комитеты не подотчетны Совету Министров. Областные и Минский городской исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Совету Министров лишь по вопросам, входящих в компетенцию Правительства (ч.6 ст. 9 Закона «О государственном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Совет Министров не имеет право отменять акты местных исполнительных комитетов, приостанавливать акты местных Советов, как это было раньше. Вместе с тем интересы Совета Министров рассматриваемых местных органов не только не противоречат друг другу, а являются общегосударственными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: