Компетенция Совета Министров Республики Беларусь




 

Компетенция Совета Министров представляет собой важный составной элемент его правового статуса. Компетенция Совета Министров обусловлена его природой и правовым положением. Он подчеркивает особенности Совета Министров и выделяет среди других органов государственного управления республиканского уровня.

Деятельность Совета Министров распространяется на наиболее важные сферы государственной жизни и предназначена для решения вопросов в рамках той или иной отрасли или сферы. В целом компетенция Совета Министров сформулирована в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Правительство - Совет Министров:

· Руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

· Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации.

· Разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении для внесения в парламент.

· Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

· Принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

· Выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью.

· Обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.

· Отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

· Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [11, с.243-244].

Составной частью компетенции являются полномочия. Полномочия Совета Министров в зависимости от направлений его деятельности следует разделить на четыре вида:

) полномочия по областям и сферам деятельности Совета Министров (общие полномочия);

) полномочия в отношении подчиненных Совету Министров органов государственного управления;

) полномочия Совета Министров в отношении подчиненных ему государственных организаций;

) полномочия в отношении местных исполнительных и распорядительных органов.

Совет Министров имеет значительные полномочия в государственном управлении.

Полномочия Совета Министров распространяется на следующие сферы:

¾ экономическая;

¾ финансовая;

¾ наука, образование;

¾ культура;

¾ здравоохранение;

¾ социальное обеспечение, охрана и оплата труда;

¾ охрана окружающей среды;

¾ гидрометеорологическая деятельность;

¾ обеспечение законности и правопорядка;

¾ обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства;

¾ внутренняя и внешняя политика;

¾ кадровая политика.

В каждой сфере существуют конкретные вопросы, с учетом особенностей, которые могу и должны решаться Советом Министров, используя различные способы, установленные Законом. К данным способам относятся:

¾ обеспечение;

¾ регулирование;

¾ принятие мер;

¾ определение мер, путей, политики;

¾ координирование;

¾ осуществление мер;

¾ утверждение;

¾ создание условий;

¾ принятие решений;

¾ руководство;

¾ установление;

¾ осуществление контроля.

В статья 11. Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» определяются следующие полномочия Совета Министров Республики Беларусь в экономической сфере. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере:

обеспечивает проведение единой экономической политики;

регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию; осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь; обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов; принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами; устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ; совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий; выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица; содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь; осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции; проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;

обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в экономической сфере кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

В статье 12 Закона определены полномочия Совета Министров Республики Беларусь в финансовой сфере. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в финансовой сфере:

обеспечивает проведение единой финансовой политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и отчет о его исполнении; осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь; обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь; выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь; определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

В социально-культурной сфере Совет Министров уполномочен обеспечивать проведение единой государственной политики в области науки, здравоохранения, социальной защиты, создавать условия для поддержания установленного законодательством республики уровня социального обеспечения, принимать меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствовать систему социальной защиты, принимать меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, содействовать развитию физической культуры и спорта, осуществлять меры по развитию и улучшению работы учреждений культуры, архивных учреждений, обеспечивать охрану историко-культурного наследия и другое. В рассматриваемой области Совет Министров наделен широкими полномочиями (более 21 вида).

Совет Министров наделен значительными правами и обязанностями в области охраны окружающей среды (устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования; устанавливает лимиты на природопользование; устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды и другие), обеспечения законности и правопорядка (принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь и другие), национальной безопасности и обороноспособности государства (принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь и другие) и в иных областях, оговоренных в Законе [2].

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положение о министерствах и других центральных органах управления; утверждает состав коллегий этих органов управления. Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органах управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента, Правительства и в случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования. Имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руководителей других центральных органах управления, их заместителей.

Совет Министров обладает всеми общими функциями. Так, Совет Министров разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-экономического развития, другие государственные программы и концепции. В этом случае следует говорить о функции прогнозирования.

Функции планирования Совета Министров состоит в том, что он разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности, разрабатывает и осуществляет единую государственную политику в области ценообразования, разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики; определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения дохода семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат.

Организационная функция реализуется по отношению к подчиненным организациям. Так, Совет Министров утверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления, назначает заместителей министров, руководителей государственных организаций, подчиненных Совету Министров, и их заместителей.

Функция регулирования осуществляется в разных областях и сферах. Совет Министров регулирует деятельность всех отраслей экономики республики, внешнеторговую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) республики, регулирует вопросы внутреннего и внешнего государственного долга, разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды.

В деятельности совета Министров применяется и функция координации. Совет Министров осуществляет в установленном порядке инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития государства, устанавливает минимальные потребительские бюджеты для разных социально-демографических групп населения, осуществляет меры по развитию научных организаций, по подготовке научных кадров, осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями, координирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров.

Функция контроля и учета заключается в контроле Советом Министров работу всех подчиненных органов государственного республиканского масштаба, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Совет Министров вынужден осуществлять контроль также в целях реализации таких функций, как регулирование, руководство и координация.

Правительство наделено и специальными функциями. Они дополняют и развивают общие функции. Особенно распространены в разных областях и сферах деятельности совета Министров такие функции, как обеспечение, принятие мер, оказание содействия, создание условий и другие.

 


 

Заключение

 

Итак, Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Мы описали взаимодействия Совета Министров с Президентом и Парламентом. Формирование в целом Правительства осуществляется Главой государства, который в принципе самостоятелен в своём выборе. Ознакомившись с нормативной литературой можем сказать, что в Конституции и другом законодательстве Республики Беларусь не устанавливается каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра

Рассматривая существующую систему органов исполнительной власти, до настоящего времени устанавливаемую Президентом Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что она в ней существуют недостатки и обоснованно вызывает замечания со стороны не только ученых, но и самих управленцев-практиков. С этой целью перспективными задачами будут следующие: усиление активной роли исполнительной власти в системе государственного управления; совершенствование самой системы органов исполнительной власти, особенно взаимоотношений с президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь и иными органами государства; определение иерархической структуры органов исполнительной власти, характера взаимоотношений с местными органами управления и самоуправления; повышение уровня деятельности управленческих структур органов исполнительной власти и их ответственности; упорядочение организации и процедур деятельности управленческого персонала; усиление демократических основ в организации и деятельности системы органов исполнительной власти; обеспечение подконтрольности исполнительной власти общественности и самое главное - укрепление законодательной основы исполнительной власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: