ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО БИОЛОГИИ
"ВЛИЯНИЕ ПОЧВЫНА РОСТ РАСТЕНИЙ"
Автор проекта:
Просандеева Людмила Анатольевна
Ученица 9 класса МКОУ СОШ №13 имени Федора Ивановича Фоменко
Руководитель: Князев Олег Анатольевич учитель физики и информатики МКОУ СОШ №13 имени Федора Ивановича Фоменко
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ЧАСТЬ 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧВ 1.1 ДОРОЖЕ ЖЕМЧУГА И ЗЛАТА ПОД НОГАМИ – ЗЕМЛЯ! | |
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧВ | |
ЧАСТЬ 2 ПОЧВА И РАСТЕНИЯ | |
2.1. УСЛОВИЯ ПОСАДКИ | |
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫЭКСПЕРИМЕНТА ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ | |
2.3. 14 ДНЕЙ С НАЧАЛА ЭКСПЕРИМЕНТА | |
2.4. РЕЗУЛЬТАТЫОПЫТОВ ЧЕРЕЗ 30 ДНЕЙ | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ЛИТЕРАТУРА | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 |
ВВЕДЕНИЕ
«…Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»
К. Паустовский
Богата наша земля. Люди разыскали в ней залежи железа, меди, золота, угля, нефти. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле – земля, почва.
О земле говорят – плодородная. Она родит плоды – рожь, пшеницу, картофель, ягоды, фрукты.
Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир. Где сохранилась почва, там взметнулись ввысь деревья, наливаются колосья пшеницы, разносится аромат зрелых яблок.
Издревле на Руси занимались земледелием. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. Потому с необычайной любовью и уважением относились люди к земле.
|
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, земля или по-другому почва. Мы каждый день шагаем по неё, вытаптывая ботинками, с весны до глубокой осени бороним, рыхлим, поливаем на садовых участках. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Один из героев сказки на вопрос: «Что самое ценное на свете?», сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся, живем и умираем, она наша кормилица. Поэтому земля – дороже жемчуга и злата» (Приложение 1).
Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила найти ответ на вопрос «Поэтому земля – дороже жемчуга и злата?».
Цель исследования: изучение влияния состава почвы на рост растений.
Задачи исследования:
· собрать и изучить информацию о почве;
· провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;
· изучить условия роста растений в различных почвах;
· проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.
Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при создании определенных условий; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках биологии и географии, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧВ
|
1.1 ДОРОЖЕ ЖЕМЧУГА И ЗЛАТА ПОД НОГАМИ – ЗЕМЛЯ!
Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву.
Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни.
Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.
Но солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее [1].
В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧВ
Песчаные почвы
Песчаные почвы – это лёгкие, тёплые, хорошо пропускают воду, поэтому поспевают раньше других. Однако большинство овощных культур испытывают на них недостаток влаги: после дождей или полива питательные вещества промываются в нижние слои и становятся недоступными растениям. Эти почвы бедны также и микроэлементами. Поэтому перед посевом или посадкой овощных культур рекомендуется внесение глин в виде порошка до 10 кг/м2 с дополнительным обогащением почвы перегноем (3 кг/м2) и фосфорно-калийными удобрениями. Песчаные и супесчаные почвы — относятся к легким (Рис.1).
|
Рис. 1 Песчаная почва
Их состав – это бесчисленное количество частичек песка, через которые с легкостью просачивается влага.
- Эти почвы мало содержат питательные вещества.
- Они быстро прогреваются, но и также легко теряют тепло.
- Их легко и просто обрабатывать и они хорошо впитывают влагу.
- Но без систематической дополнительной обработки они не смогут обеспечить хороший урожай посаженных садово-огородных культур так как
- Растения обычно страдают от «недополучения» и нехватки воды.
Из-за своей большой влагопроницаемости практически все питательные вещества из таких почв быстро вымываются, а органические вещества — начинают разлагаться. Поэтому в такие почвы необходимо добавлять гумус и связывающие вещества — компост и порошок торфа. Песчаные почвы часто имеют примесь глины.
Улучшают плодородие таких почв искусственно - путем создания плодородного слоя или же постоянного внесения органических удобрений. Добавлять удобрения лучше в весеннее время и маленькими дозами. При внесении достаточного количества органических удобрений и необходимой влаги на песчаных супесчаных почвах хорошо растут плодовые деревья [2].
Солончаковые почвы
Солончаковая почва (Рис.2) – это почва, в которой много растворимых солей по всему профилю. В верхнем слое такой почвы содержание солей может достигать 60 процентов.
Солончаковые почвы образуются под влиянием грунтовых, обогащенными минералами вод или засоленной горной породы. Они распространены в полупустынях, пустынях и южных степях, где могут простираться на обширные территории.
В местах близкого залегания грунтовых вод, в условиях выпотного режима происходит сильное испарение воды с поверхности почвы. Если грунтовые воды содержат минералы, то после испарения в капиллярах почвы оседают соли. Со временем процент их содержания увеличивается. Иногда солончаки могут образовываться из-за неправильного орошения, минерализации богатых натрием, хлором и серой растений-галофитов, наноса солей с помощью ветра и т.д.
Рис.2 Солончаковая почва
Черноземые почвы
Чернозём (Рис.3) – это богатые плодородные почвы, которые можно назвать гордостью России, её национальным достоянием. Во время Великой Отечественной войны немцы вагонами вывозили чернозём с Украины наравне с иными ценностями нашей великой страны. О великолепных свойствах чернозёма упоминается и в древних летописях V-VI века: «чернозёмная земля – наилучшая кормилица народа, потому что она не боится ни холодов, ни ветров и ливней, ни засухи».
Рис.3 Чернозём
Природное совершенство чернозёма не способны заменить никакие минеральные и органические удобрения. Ведь чернозём формируется в природе в течение нескольких тысяч лет, в условиях тёплого и влажного климата. Создать чернозём искусственно невозможно, так как на его образование влияют сотни природных факторов (геологических, климатических, биологических и т.д.)
Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами. В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающейся корнями растений.
ЧАСТЬ 2 ПОЧВА И РАСТЕНИЯ
УСЛОВИЯ ПОСАДКИ
Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?
Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Подготовили для эксперимента почвы разных видов.
Наша экспериментальная площадка (Рис.4)
Рис.4 Экспериментальная площадка
Подготовили для посадки семена фасоли, пшеницы (Рис. 5)
Рис.5 Экспериментальные образцы
Семена предварительно замочили в воде (Рис.6).
Рис.6 Подготовка семян к высаживанию
Произвели посадку семян фасоли и пшеницы в разную почву (Рис.7)
Рис.7 Высадка семян в почвы