Древние китайские города строились по заранее продуманному плану. Обычно они были квадратными или прямоугольными, О характере средневековых китайских городов можно судить и по сохранившимся кварталам Пекина.
Внутренняя планировка города строилась обычно по определенной схеме. Знать строила свои дома в наиболее благоприятной с точки зрения природных условий части города. В центре была запретная часть города, где располагались дворец императора и административные здания. Дома простых людей размещались на его периферии, в основном, на западной и восточной сторонах, где находились большие рынки.
Наиболее важные здания находились на основной магистрали, шедшей с юга на север и пересекавшей весь город. Территория разбивалась на прямоугольные квадраты. Улицы шли по прямой линии с юга на север и с запада на восток (до сих пор в некоторых городах сохранились названия районов: северный, южный, западный и восточный). Такая планировка напоминает, например, планировку Манхэттена в Нью-Йорке. Из-за частых междоусобных войн город окружали стеной.
В соответствии с правилами, обусловленными религиозно-философскими учениями, здания имели различные размеры и высоту в зависимости от их функций и положения их владельца. Здания, расположенные по главной оси, были основными и имели большие размеры и высоту, чем здания в восточной и западной частях, застроенные преимущественно небольшими жилыми домами. Поэтому город был четко зонирован по высоте.
Естественно, самыми высокими были здания, принадлежавшие императору, затем дома знати, чиновников и так далее - по рангам. Простой народ мог строить только низкие одноэтажные дома. На силуэте города видно, как с приближением к центру города, к дворцу императора, здания становятся все выше, подчеркивая могущество императора, его близость к небу. Этот архитектурно-композиционный прием подчеркивал роль и значение правящей элиты.
|
Для китайских жилых зданий и комплексов, начиная с простых жилых сельских и городских построек и кончая дворцовыми ансамблями, характерна компоновка вместе с дворами. Двор органически вошел в систему композиций китайского жилья. Один замкнутый двор соединялся с другим через ворота, создавая анфиладу. Решению ворот и входов придавалось большое значение.
Проход в стене
Проход в стене двора жилого дома, Пекин
Многие жилые дома имеют перед входом террасы, тянущиеся во всю длину фасада. В центре террасы, по оси симметрии, устраивались открытые входы, имеющие очертания в виде круга, прямоугольника, силуэта вазы или цветка. Через это отверстие видна часть здания. Часто в стенах дворов устраивали различные по форме окна, через которые видны уголки соседних садов.
Одно из важных мест в китайском доме занимает композиция. Открытые галереи, окружающие дом, размещение стены со значительным отступом от переднего плана, от колонн создают впечатление легкости всей постройки. Это ощущение еще усиливается своеобразной "летящей" крышей с причудливой кривизной и изящно загнутыми углами.
Вход в стене двора жилого дома, Пекин
Китайский дом
Планировка китайских домов четкая и простая, как в обычных домах, так и во дворцах. Они имеют определенную повторяющуюся схему. План обычно прямоугольный. Если было нужно увеличить площадь, пристраивалось помещение такой же простой формы. Иногда небольшие здания пристраивались друг к другу, и создавался целый комплекс, объединенный двором.
|
Обычно крупные здания имели окна во двор и одной стороной образовывали наружную стену двора. Иногда два рядом стоящие во дворе здания имели общую стену, соединяющую их, перекрывались одной крышей, напоминая (по композиции, но не по декору и конструкциям) русские деревянные избы - "двойни" и "тройни". Дворцовые сооружения обычно являлись отдельными зданиями и стояли на определенном расстоянии друг от друга.
Наиболее распространенным типом отдельно стоящего дома был так называемый дянь - здание с прямоугольным планом, разделенное внутри двумя рядами колонн на три продольных помещения. Иногда один ряд колонн был вынесен за пределы стен, образуя портик перед главным фасадом, обычно с южной стороны.
Интересным типом китайского дома был дом лоу. Это многоэтажное здание, окруженное террасами или с галереей с одной южной стороны. Многоэтажные дома, появившиеся в Китае еще в древности, не нашли позднее широкого применения. Было и много других приемов планировки. Встречались и не прямоугольные формы планов - круглые и многоугольные.
Для того, чтобы дом казался выше, применяли тип тай - в нем недостаточная высота компенсировалась тем, что дом ставили на высокую платформу - постамент. Ее делали из утрамбованной земли, облицовывали камнем (часто мрамором). Высота платформы зависела от назначения здания. Обычно в дворцовых сооружениях она имела высоту 1,5 м, но могла быть и выше. Наверху платформы часто можно встретить своеобразный слив для удаления дождевой воды с площадки. Он может быть выполнен в виде головы крокодила или других животных, изо рта которых вытекает вода. Иногда головы размещали по всему периметру платформы.
|
Зимний Дворец, Пекин. Фрагмент угла платформы
На этой платформе или стилобате воздвигалась вся конструктивная основа здания, состоящая из сборного каркаса, собранного из типовых элементов: столбов-колонн и системы балок, карниза и стропил.
Стены здания, особенно на юге - легкие, не несущие. Они были лишь ширмой, заполнением, отделяющим помещение от окружения и защищающим его от непогоды. Благодаря тому, что стены не были несущими, появлялись возможности самых различных комбинаций расположения и размеров оконных и дверных проемов. Главный фасад здания, обращенный на юг, имел вход и окна, занимающие всю плоскость стены.
Окна в доме размещались в зависимости от климатических условий. Отсутствие окон, выходящих на север, предотвращало проникновение холодных зимних ветров в помещение, которое летом защищалось от солнечных лучей крышами с большими свесами. Решетчатые окна, занимавшие всю южную стену, заклеивались бумагой.
Схема типичного китайского здания с названием основных частей.
1 - крыша; 2 - доу-гун; 3 - колонна с базой; 4 - платформа; 5 - структурная рама; 6 - балка, связывающая колонны; 7 - промежуточная связь; 8 - связь колонн в поперечном направлении; 9 - конек; 10 завершение конька ши-вей; 11 - конек ската.
Каркасная система была распространена не только в деревянных, но и в каменных зданиях, где толстые кирпичные стены были лишь заполнением между деревянными столбами. Кроме дерева, кирпича и камня, стены могли возводиться и из сырца или быть глинобитными.
Основные архитектурно-конструктивные принципы были разработаны для деревянных построек, а затем перенесены в каменные. Интересно, что для китайской архитектуры характерно сочетание камня и дерева в одном здании.
Широкое применение деревянных конструкций в каменных зданиях было, вероятно, вызвано желанием создать национальную "летящую" крышу с изогнутыми скатами, разработанную в деревянной архитектуре и связанную со столбами.
Сочетание дерева и камня давало большие возможности архитекторам при создании разнообразных сооружений. Строились здания с каркасом из дерева, а каменные стены заполняли пролеты между колоннами на одну или две трети высоты дома.
Верхняя часть стены представляла собой деревянную перегородку, в которой по всему периметру располагали окна. Центральная часть главного фасада с дверью также выполнялась из дерева. Иногда три стены имели каменное заполнение или были глинобитными, а южный фасад - деревянное.