Архитектурно-строительные традиции Китая




Древнейшая архитектура Китая

 

 

О древнейшей архитектуре Китая мы узнаем благодаря археологическим раскопкам. Среди многочисленных археологических находок большой интерес представляют древнейшие подземные города, пещеры и различные предметы искусства и ремесла.

 

Очень интересны остатки последней столицы эпохи Инь, существовавшей с 14-го по 12-й век до нашей эры. В результате раскопок были обнаружены древние дворцы, храмы и жилые дома различных слоев населения. Как показывают раскопки, зодчие того времени были замечательными мастерами.

 

Китайские ученые считают, что архитектура Китая сформировалась в 15-м веке до нашей эры и достигла расцвета в 3-м веке до нашей эры. Остатки древних городов и крепостей являются памятниками материальной культуры и помогают представить жизнь древнекитайских городов. О древней архитектуре можно судить и по древним трактатам и историческим хроникам, по каменным рельефам на стенах пещерных храмов и гробниц, на которых изображены различные постройки.

 

О древней архитектуре Китая дают представление и глиняные модели различных построек - домов, амбаров, сторожевых башен, дворов и усадеб, найденные в погребениях периода Хань (3-й век до нашей эры и 3-й век нашей эры). Они свидетельствуют, что китайские зодчие были одними из первых в мире, кто стал строить многоэтажные дома. В моделях старались воссоздать "загробный дом" по примеру построек того времени. Модели отличаются тщательностью выполнения, вниманием к деталям.

 

Были найдены и модели целых ансамблей, например, модели, изображающие усадьбу мелкого феодала Ханьского периода. Сохранилось не очень много древних сооружений, поскольку частые разрушительные войны, характерные для истории Китая, вызывали быстрое разрушение зданий, тем более что камень и кирпич применялись редко.

 

 

Глиняные модели китайских зданий из погребений эпохи Хань

 

Все археологические данные и сохранившиеся постройки говорят, что китайская архитектура отличалась устойчивостью форм и традиций. Можно полагать, что уничтоженные памятники мало отличались от сохранившихся.

 

В древнем Китае не было архитекторов и инженеров-строителей как таковых. Все строилось народными мастерами. Обучались строительному мастерству прямо на практике. Правила или секреты мастерства облекались в форму легко запоминающихся песенных куплетов, которые на китайском языке назывались коу-цзюй и передавались из поколения в поколение. Сам метод обучения способствовал сохранению установившихся традиций, но имел и ряд прогрессивных черт, так как позволял получать каждый раз новый результат. К тому же, в разных районах Китая были свои особенности традиций планировки, конструкций и отделки домов.

 

Естественно, в историю вошли не дома простых людей, а дома, построенные по заказу императоров, крупных чиновников. И хотя их указания сводились лишь к планировке и объему здания, а все архитектурное решение принадлежало мастерам-строителям, большинство классических памятников известны по именам заказчиков. Известно только несколько имен китайских зодчих прежних эпох. Так, авторами плана перестройки императорского дворца в первые годы Минской династии (конец14-го - начало 15-го веков) были талантливые инженеры Чэнь Гуй и Юань Ань. В 12-м веке работал замечательный архитектор Лэй Фа-да, причем известно, что семь поколений его предков работали инженерами при императорском дворе.

 

Архитектурно-строительные традиции Китая

 

 

На архитектурно-строительные традиции Китая оказали заметное влияние религиозно-философские системы, например, конфуцианство, даосизм. Вместе с буддизмом из Индии появились и новые архитектурные формы, но они были переработаны, и даже пагоды скоро приобрели в Китае национальный характер.

 

В период расцвета буддизма многие представители знати жертвовали свои особняки, построенные в традиционном китайском стиле, для устройства в них храмов. Буддизм принес и новые декоративные элементы, например, стилизованные изображения лотоса и лиан.

 

В середине 3-го века до нашей эры произошло объединение страны из враждовавших ранее феодальных княжеств. Этот период характеризуется бурной строительной деятельностью, перестраиваются старые города, строятся новые, возводятся грандиозные дворцы и храмы, проводятся дороги, сооружаются каналы, строится Великая Китайская стена для защиты от набегов кочевников. Все это ложилось на плечи простого народа.

 

Так как строительство велось чрезвычайно жестокими методами, оно вызывало ожесточенный протест. Через сорок лет после объединения страны (до 206 года до нашей эры) правящая династия Цинь была свергнута народом, и вновь объединить страну удалось только при династии Хань. В Китай приглашаются архитекторы и художники из Греции и Рима, и искусство Китая обогащается под их влиянием, не теряя своей самобытности.

 

После этого страна еще распадалась и объединялась. Периоды расцвета сменялись упадком и войнами. В 1211 году Китай был завоеван монголами, что затормозило развитие культуры и искусства. Только в середине 14-го столетия монголы были изгнаны, и страна вступила в полосу экономического и культурного подъема. Строятся великолепные императорские дворцы, многие из которых сохранились до наших дней. Для этого периода характерно сочетание архитектуры с окружающим ландшафтом.

 

Продолжает развиваться и декоративность китайской архитектуры, иногда заметно преобладание декоративных элементов над конструктивными. Дома украшаются богатой резьбой. На крышах, выполненных из глазурованной черепицы, ставят фигуры фантастических животных и драконов. Крыши приобретают прихотливые изгибы и очертания.

 

В 14-15 веках окончательно складываются приемы планировки городов и дворцовых и жилых ансамблей, ставшие впоследствии каноническими.

 

В планировке большую роль играло правило фэншуй, действовавшее в течение всего феодального периода, согласно которому здания располагались в определенном порядке с соответствующей ориентацией. Рекомендовалось строить здания по северо-южной оси, обращая главный фасад на юг. Это имело утилитарный смысл. Ориентация фасада на юг обеспечивала желаемые температурные условия. Зимой помещения нагревались лучами низко стоящего солнца. Летом, когда солнце стояло высоко, внутренние помещения, открытые на юг, меньше перегревались. Сильно выступающий карниз давал тень и защищал комнаты от лучей солнца.

 

Своеобразные приемы строительства в Китае обуславливались потребностями человека, однако, на них оказывали влияния и древние религиозные воззрения, связанные с обожествлением природы, вопросы обрядности и этикета. Поэтому архитектурные традиции мало менялись.

 

В древнем Китае своеобразно толковали некоторые геометрические формы, например, круг и квадрат как символы неба и земли. Это приводило к определенной планировке отдельных зданий и целых ансамблей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: