Коммуникация китайских зданий




 

 

В Китае был выработан своеобразный классический архитектурный ордер, отличающийся от классической ордерной системы Греции. В китайском здании, даже если оно окружено колоннами, столб играет особую конструктивную и композиционную роль. Он не является только подпорой для лежащей выше части здания, как в Греции, а служит конструктивным элементом, связанным через так называемую "консольную капитель" со своеобразной системой вышележащих балок.

 

Балки воспринимают нагрузку от крыши и передают ее на столбы. Связь вертикальных и горизонтальных элементов здания, несущих нагрузку его верхней части, является специфической чертой китайской архитектуры.

 

Если в европейском здании крыша лежит на стене и опорах, то здесь она отделена от них с помощью сложной конструктивной системы карниза, состоящего из целого ряда деревянных элементов в виде балок и особых кронштейнов, так называемых доу и гун, получивших в дальнейшем название доу-гун. Доу-гун связывал балку и опору и в то же время являлся своеобразной капителью столба.

 

 

Конструктивная схема китайского архитектурного ордера.

1. гун - деталь в виде скобы, параллельно стене; 2. цяо - скоба перпендикулярно стене; 3. ан - выступающая часть; 4. шэн и доу - квадратный элемент, куда вставляется гун.

 

Он является очень древней конструкцией, известной еще в 8-м веке до нашей эры. Это чрезвычайно остроумное и сложное устройство, позволяющее создать множество вариантов, отличающихся числом типовых элементов. Помимо замечательных конструктивных свойств, доу-гун очень красив, эффектен и является украшением всего здания. Поэтому он превратился в широко используемое архитектурно- художественное средство.

 

Применялся он и в интерьере. В жилых здания доу-гун применялся лишь во дворцах: в народной архитектуре он был запрещен.

 

Форма доу-гуна, свойственная деревянному зодчеству, нашла применение и в каменной архитектуре, приобретя при этом чисто декоративное значение.

 

Доу-гун состоит из отдельных элементов, соединенных между собой врубками. Доу-гун имел различные названия, в зависимости от местоположения и конструкции. Обычно в системе доу-гуна было несколько элементов доу и гуна. Все доу имели одинаковые размеры, а каждый последующий гун был длиннее предыдущего.

 

Столбы обычно делались из высококачественных пород дерева: мелкослойной сосны, особого вида кедра - наньму, кипариса и других. Чтобы защитить дерево от загнивания, внизу столба часто делали сквозные прорези - продухи и применяли различные способы обработки поверхности. Иногда столб оклеивали несколькими слоями грубого материала и затем обмазывали специальным составом. Сверху защитный слой покрывали цветным лаком, преимущественно красного цвета. Иногда в краситель включали свиную кровь, придававшую особую прочность и блеск поверхности.

 

Свиную или коровью кровь добавляли в известь, скреплявшую кирпич. В результате известь получала лучшую вязкость и гидроизоляционные свойства. Долговечности деревянных построек способствовало и устройство зданий на высокой каменной платформе.

 

 

Доу-гун на углу здания

 

Крыша китайского здания

 

 

Крыша китайского здания кажется легкой, "летящей" благодаря криволинейной поверхности скатов, а также приподнятым углам, которые напоминают крылья парящей птицы. Загнутые концы крыши заставляют посмотреть на окружающую природу и создается впечатление органической связи дома и ландшафта. Этому способствует и система доу-гуна, напоминающего тянущиеся вверх ветви дерева. Иллюзия движения усиливается покрывающей крышу цилиндрической черепицей и декоративными скульптурными деталями, размещенными на коньке и загнутых ребрах скатов.

 

Скульптуры могут представлять собой фигуры людей, животных, птиц или драконов. Детали обычно делаются из керамики.

 

 

Гончарные скульптурные фигуры на коньке крыши. Зимний Дворец, Пекин

 

Черепичная кровля долговечна, и китайские крыши считаются лучшими в мире, как по конструктивным, так и архитектурно-декоративным качествам. То, что самые древние деревянные памятники сохранились именно в Китае, объясняется в том числе и черепичной крышей, предохранившей их от разрушения осадками.

 

Самая верхняя часть крыши чивей является массивным керамическим элементом, выполненным в виде головы дракона или другого животного. На месте пересечения скатов крыши также устанавливаются крупная черепичная деталь шоу-тоу в виде головы зверя и отдельные фигурные черепицы, перекрывающие щель между скатами. Фигурные черепицы с изображением птиц и животных имеют определенное символическое значение: они символизируют добрых духов, защищающих обитателей здания от злых духов.

 

Обычно на концах скатов помещают нечетное число фигур - три, пять... - одиннадцать. Количество зависит от назначения здания. Конечно же наибольшее число таких фигур установлено на императорских дворцах.

 

Легкие скульптурные украшения восходят к древней конструкции здания. Раньше черепицу прикрепляли особыми большими гвоздями. Благодаря появлению новых материалов, надобность в гвоздях отпала, и они превратились в декоративные детали.

 

 

Фигуры зверей на крыше китайского здания

 

В китайской архитектуре применялось много видов крыш: двускатные, четырехскатные, двух-, трех- и многоэтажные, круглые, конусообразные, шатровые, многогранные, с коньками и без коньков. Основными конструктивными элементами крыши являлись продольные прогоны и поперечные балки. Характерная кривизна китайской крыши создавалась в зависимости от числа прогонов. Чем чаще укладывались прогоны, тем сильнее была кривизна.

 

Изгибы крыши стали применяться в китайской архитектуре в эпоху Хань (3-й век до нашей эры - 3-й век нашей эры), а к 7-8 векам нашей эры они уже были широко распространены. Они настолько понравились людям, что стали отличительным признаком национальной архитектуры.

 

Придавая изгиб крыше, и поднимая ее углы вверх, зодчие не только создавали видимую легкость крыши, поддерживаемой тонкими столбами, но и действительно облегчали ее, уменьшая, благодаря кривизне, объем чердака при той же высоте. Кривизна скатов давала экономию дерева. Изогнутые скаты со свесами устойчивее к ветру, чем прямые, и они давали возможность отводить дождевую воду на большое расстояние от строения. Изгиб также облегчал плотное укладывание черепицы.

 

В разных районах Китая кривизна крыш была разной: на юге кривизна была больше, чем на севере.

 

Большое значение имел цвет крыши. В прямой зависимости от назначения здания применялась соответствующая черепица. Так, крыши императорских зданий были золотисто-желтыми, крыши храмов и дворцов знати и крупных чиновников - зелеными. Только некоторые здания были покрыты синей черепицей. На городских башнях середину крыши укладывали серой черепицей, а конек и края - зеленой.

 

Как мы уже говорили в этом разделе сайта, в центре города находились дворцы, храмы и важнейшие административные здания, на окраинах жили простые люди. Это подчеркивалось высотой зданий и цветом их крыш.

 

Планировка китайских жилищ

 

 

Планировка сельского дома отличалась большой простотой. Деревенский жилой дом в Китае, как правило, являлся единым помещением, которое не было разделено на отдельные комнаты внутренними перегородками. Если было нужно, на территории двора строился еще один дом; второго этажа обычно не делали. Согласно существовавшим в Китае обычаям, взрослые сыновья вместе со своими семьями обязаны были проживать вместе с родителями, на одном участке, что приводило к строительству одинаковых домов для членов семьи.

 

На территории одной усадьбы возникали группы сооружений, связанных между собой переходами и галереями. При создании такого комплекса всегда соблюдалась симметрия по отношению к центральной оси, где стояло главное здание. Второстепенные постройки располагались по периметру двора, окруженного стеной.

 

В жилых усадьбах количество домов было различно. На их расположение и ориентацию влияли уже упоминавшиеся в этом разделе сайта правила фэншуй. Обычно сразу же за входом с улицы внутри двора строилась небольшая стенка, стоящая отдельно, как бы сама по себе. Считалось, что она преграждает путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть стенку. Однако в ее устройстве был и утилитарный смысл: она закрывала двор и жилой дом от посторонних глаз с улицы. Посетителя обычно встречали перед стеной или в специальном помещении для гостей, расположенном в стороне от главного дома.

 

 

Китайский сельский жилой дом

 

Изоляция жилища от внешнего мира, ориентация окон во двор, устройство ряда домов, предшествующих главному помещению, и отделение его стеной отражали особенности средневекового уклада народной жизни с его тенденцией изоляции семьи от внешнего мира. Иногда во дворе устраивался ряд параллельных стенок с круглыми проходами в них.

 

Внешний вид современной усадьбы, несмотря па отсутствие окон, выходящих на улицу, довольно живописен, благодаря разным размерам построек и крышам. Двускатные крыши зданий, размещенных по периметру двора, поднимаются над его стенами. Иногда стена дома является одновременно и стеной двора. Отсутствие окон, выходящих на улицу, усиливает впечатление замкнутости и изолированности.

 

По свидетельству древних гравюр, помимо таких домов, в старину существовали и дома, где в сторону улицы делалось больше окон, чем во двор. В основном эти дома были двухэтажными. И теперь в некоторых провинциях встречаются дома с окнами, выходящими на улицу. Сейчас трудно установить, когда именно стали избегать устройства окон в стенах жилых домов со стороны улицы.

 

Регламентировались не только высота стен и цвет черепицы. Украшения и окраска стен разрешалась только знатным людям, приближенным императора и чиновникам. Поэтому в домах простых людей у стен как правило естественный цвет материала, из которого построены, или они белятся. Отсутствие украшений снаружи компенсировалось живописными очертаниями крыш.

 

Во внутренней части двора украшениям уделялось больше внимания. На южном фасаде здания окна и вход делали в виде решетчатой стены красного или синего цвета. Деревянные элементы крыши, карнизы, столбы окрашивали в разные тона.

 

Богатый городской дом имел ряд помещений, расположенных в определенном порядке в зависимости от их назначения. Наиболее распространен пятикомнатный дом, реже встречаются семи- и десятикомнатные дома. Каждая комната имела свое назначение, например, на северной стороне была комната предков, служившая молельной, спальня была обычно на южной стороне, были также гостиная, приемная, комната для слуг и другие помещения.

 

Фасад дома украшали галереи, балконы. Большое внимание уделялось оформлению окон и дверей. В богатых домах переплеты украшались богатой резьбой с различными резными элементами в виде розеток, завитков, кругов, цветов.

 

 

Народные жилища Китая

 

 

Жилой дом зажиточной китайской семьи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: