Тема: « Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста»




Литература:

& 1. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.А. Сародубова. – 3-изд.,стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. С.116 – 122.

& 2. Акулова О.В. УНТ как средство развития выразительности речи старших дошкольников: дис…канд… пед… наук. – СПб.,1999.

& 3.Колунова Л.А. Работа над смысловыми оттенками слова со старшими дошкольниками // Развитие речи и речевого общения дошкольников/ под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1995.

& 4. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – М.,1941. – Т.35.

& 5.Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т.35.

& 6.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. М., 2001.

? Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это………………………………………………………

 

–$ Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой – использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать……………………………… …………………………………………….

…живая человеческая речь………выражает и эмоциональные отношения человека к тому, о………………………………………………………………….

Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется ……………………….

Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.

К вербальным средст вам выразительности относятся:

1) звуковая выразительность, подразумевающая:

– чёткую артикуляцию звуков;(С.117. – Стародубова Н.А.).

– звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях),

. – интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя т… и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции (различение коммуникативных типов высказывания, дифференциацию частей высказывания соответственно их смысловой важности, выражение конкретной эмоции, вскрытие подтекста высказывания, характеристика говорящего и ситуации общения);

2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, стилистической оправданности, среди которых:

эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании …………………………………………………………………и т.д.;

изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.);

– функционально-стилистические возможности, основанные на дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и условий общения, от стиля языка;

3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора, анафора и др.) Анафора Эпифора — повторение слова (словосочетания) в начале или в конце ряда предложений или их частей. Синоним: единоначатие.

К невербальным средствам выразительности относятся жесты, поза и мимика. Они оформляют высказывание внешне.

Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передаёт содержание мыслей и чувств.

Феномен выразительности речи определяется объективными и субъективными факторами. Объективность выразительност и характеризуется выбором адекватных, т.е. объективно соответствующих содержанию речи средств вербальной и невербальной выразительности. Субъективность выразительности обусловлена целым рядом причин: на-правленностью и силой личных эмоций человека наличием определённых знаний о средствах выразительности и их значении, уровнем сформированности целого ряда специальных умений по их использованию;

характером опыта самостоятельной речевой деятельности; индивидуальными особенностями человека.

Определяющими показателями выразительности речи являются:

– логическая точность;

уместность (способность передать содержание в соответствии с задачами и обстановкой сообщения);

– образность; (С.118. – Стародубова Н.А.).

–эмоциональность;

– экспрессивность;

– индивидуальная оригинальность.

? Т.о., выразительность является……………………………………….

? ………………………………………………………………………….

 

Процесс развития выразительности речи имеет определённую временн́у́ю логику. Основы выразительности закладываются ещё……………

………………………………………………………………………………………

Речь младшего дошкольника благодаря…………………………………..

……………………………………………………………………………………

Она изобилует итерациями (……………………………..),………………оборотами, нарушением………..

………………………………………………………………………………………

? Дети очень широко используют………………………………. Выразительность речи дошкольников данного возраста ……………………….,она………………………………………………………….

 

В возрасте пяти – семи лет детская речь становится…………………….

 

более…………………………………………………………….. Этот период характеризуется «………………………………………….».(Л.С.Выготский).

Вместе с тем именно в возрасте…………………………………………………………………………….

По мнению А.М.Леушиной, у старших дошкольников появляется потребность…………………………………………………………………………

 

? Задача педагога –

 

……………………………………………………………………………………….

Таким образом, выразительность детской речи изменяется в связи с…..

(С.119. –Стародубова Н.А.)………………………………………………………

 

Прежде всего выразительность речи должна развиваться в единстве с решением других речевых задач…………………………………………………..

 

Чтобы речь дошкольников была выразительной, необходимо в процессе обучения использовать разнообразные средства. Одним из эффективных средств исследователи называют…………………………………

О.В. Акулова выделила следующие этапы развития выразительности речи в соответствии с логикой и закономерностями становления художественной деятельности детей:

? 1) этап…………….

2) этап………..

 

3) этап……………

На начальном этапе важно…………………(С. 120.– Стародубова Н.А)

 

? Основным содержанием следующего этапа является……………

 

? Заключительный этап развития выразительности связывается с творческими проявлениями детей в двух видах деятельности:…………..

 

? Не менее важным средством развития выразительности речи является изобразительное искусство. (С.121. – Стародубова Н.А.)

$–

 

Развитию выразительности речи способствуют также речевые игры, упражнения и творческие задания:

? – образование смысловых оттенков…………

 

 

– выделение……………

 

– подбор………….

 

– подбор………..

 

– выбор…………

 

– подбор………

 

– подбор……..

 

– подбор……

 

– активизация……………………………….(С. 122. – Стародубова Н.А.)

 

– речевые игры…….

 

 

? В результате у детей повышается………………………………………

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: