Литература:
& 1. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.А. Сародубова. – 3-изд.,стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. С.116 – 122.
& 2. Акулова О.В. УНТ как средство развития выразительности речи старших дошкольников: дис…канд… пед… наук. – СПб.,1999.
& 3.Колунова Л.А. Работа над смысловыми оттенками слова со старшими дошкольниками // Развитие речи и речевого общения дошкольников/ под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1995.
& 4. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – М.,1941. – Т.35.
& 5.Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т.35.
& 6.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. М., 2001.
? Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это………………………………………………………
–$ Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой – использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать……………………………… …………………………………………….
…живая человеческая речь………выражает и эмоциональные отношения человека к тому, о………………………………………………………………….
Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется ……………………….
Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.
К вербальным средст вам выразительности относятся:
1) звуковая выразительность, подразумевающая:
– чёткую артикуляцию звуков;(С.117. – Стародубова Н.А.).
– звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях),
. – интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя т… и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции (различение коммуникативных типов высказывания, дифференциацию частей высказывания соответственно их смысловой важности, выражение конкретной эмоции, вскрытие подтекста высказывания, характеристика говорящего и ситуации общения);
2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, стилистической оправданности, среди которых:
– эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании …………………………………………………………………и т.д.;
– изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.);
– функционально-стилистические возможности, основанные на дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и условий общения, от стиля языка;
3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора, анафора и др.) Анафора Эпифора — повторение слова (словосочетания) в начале или в конце ряда предложений или их частей. Синоним: единоначатие.
К невербальным средствам выразительности относятся жесты, поза и мимика. Они оформляют высказывание внешне.
Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передаёт содержание мыслей и чувств.
Феномен выразительности речи определяется объективными и субъективными факторами. Объективность выразительност и характеризуется выбором адекватных, т.е. объективно соответствующих содержанию речи средств вербальной и невербальной выразительности. Субъективность выразительности обусловлена целым рядом причин: на-правленностью и силой личных эмоций человека наличием определённых знаний о средствах выразительности и их значении, уровнем сформированности целого ряда специальных умений по их использованию;
характером опыта самостоятельной речевой деятельности; индивидуальными особенностями человека.
Определяющими показателями выразительности речи являются:
– логическая точность;
– уместность (способность передать содержание в соответствии с задачами и обстановкой сообщения);
– образность; (С.118. – Стародубова Н.А.).
–эмоциональность;
– экспрессивность;
– индивидуальная оригинальность.
? Т.о., выразительность является……………………………………….
? ………………………………………………………………………….
Процесс развития выразительности речи имеет определённую временн́у́ю логику. Основы выразительности закладываются ещё……………
………………………………………………………………………………………
Речь младшего дошкольника благодаря…………………………………..
……………………………………………………………………………………
Она изобилует итерациями (……………………………..),………………оборотами, нарушением………..
………………………………………………………………………………………
? Дети очень широко используют………………………………. Выразительность речи дошкольников данного возраста ……………………….,она………………………………………………………….
В возрасте пяти – семи лет детская речь становится…………………….
более…………………………………………………………….. Этот период характеризуется «………………………………………….».(Л.С.Выготский).
Вместе с тем именно в возрасте…………………………………………………………………………….
По мнению А.М.Леушиной, у старших дошкольников появляется потребность…………………………………………………………………………
? Задача педагога –
……………………………………………………………………………………….
Таким образом, выразительность детской речи изменяется в связи с…..
(С.119. –Стародубова Н.А.)………………………………………………………
Прежде всего выразительность речи должна развиваться в единстве с решением других речевых задач…………………………………………………..
Чтобы речь дошкольников была выразительной, необходимо в процессе обучения использовать разнообразные средства. Одним из эффективных средств исследователи называют…………………………………
О.В. Акулова выделила следующие этапы развития выразительности речи в соответствии с логикой и закономерностями становления художественной деятельности детей:
? 1) этап…………….
2) этап………..
3) этап……………
На начальном этапе важно…………………(С. 120.– Стародубова Н.А)
? Основным содержанием следующего этапа является……………
? Заключительный этап развития выразительности связывается с творческими проявлениями детей в двух видах деятельности:…………..
? Не менее важным средством развития выразительности речи является изобразительное искусство. (С.121. – Стародубова Н.А.)
$–
Развитию выразительности речи способствуют также речевые игры, упражнения и творческие задания:
? – образование смысловых оттенков…………
– выделение……………
– подбор………….
– подбор………..
– выбор…………
– подбор………
– подбор……..
– подбор……
– активизация……………………………….(С. 122. – Стародубова Н.А.)
– речевые игры…….
? В результате у детей повышается………………………………………