Теоретическое исследование — это такой уровень научного познания, на котором опосредованно на основе эмпирических данных раскрываются существенные стороны и закономерные связи явлений в изучаемой предметной области (посредством мысленного эксперимента).
Теоретическому уровню исследования соответствует научная теория.
Теоретическое исследование не имеет никаких материальных средств для исследования, т. к. при теоретическом исследовании нет связи с предметом исследования (проводится лишь мысленный эксперимент), который изучается лишь на основе имеющихся эмпирических данных. Исследователь-теоретик опосредованно через эмпирический уровень выходит в реальность.
На теоретическом уровне отражаются сущностные связи в общем виде (связи, которые позволяют отразить сущность), т. е. взаимодействие ряда законов изучаемого явления. Теоретическая закономерность состоит в связи между идеализацией.
Методы формирования теоретического языка науки:
? идеализация (операция абстрагирования некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели);
? мысленный эксперимент (эксперимент с идеальными объектами; логические операции) — установление сущностных характеристик объектов и связи;
? формализация (знаковое моделирование) — это способ построения абстрактно-математических моделей в виде знаковых систем (формулы, графики);
? метод восхождения от абстрактного к конкретному (процедура синтеза);
? исторический/логический метод — способ изучения эволюции объекта на выявление логики его развития.
Способы построения теории:
? аксиоматический метод построения теории — математический формализм (на основе аксиом, т. е. бездоказательно, априорно)
|
? гипотетико-дедуктивный метод — выдвигается гипотеза =? доказательства
? конструктивно-генетический метод
? опытно-индуктивная теория (Ф. Бэкон)
Основные признаки теории:
? эвристичность — характеризует объяснительные и предсказательные возможности научной теории;
? конструктивность — состоит в доступности способов проверки основных выводов и результатов теории;
? простота — подразумевает объяснение теорией максимально широкого круга явлений на основе минимального числа независимых допущений без введения произвольных гипотез.
Гипотеза — предположение (вероятностное/предположительное/гипотетическое знание).
Теория — это достоверное знание, аргументированное, имеющее доказательную базу; выполняет объяснительную и предсказательную функцию. Теория динамична, она развивается — на смену одной теории может прийти другая.
Теория — это целостная и непротиворечивая система знания, в обобщенной форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений.
В состав теории входит фундаментальная теоретическая схема, которую дополняют частные теоретические схемы.
Особенности теории предметного знания:
? теория — это системная целостная совокупность развивающегося знания
? теория есть объясняющая совокупность знания
? теория есть обоснованная эмпирическим базисом и доказанная совокупность знания
? теория есть свернутый генезис знания
Виды связей, существующие между отдельными компонентами теоретических знаний:
|
1. операциональная интерпретация теории, характеризующая связи между терминами ее языка и теми экспериментально-измерительными процедурами, которые осуществлялись на эмпирическом уровне познания;
2. семантическая интерпретация теории, в рамках которой фиксируются связи между различными уровнями и формами собственно теоретических терминов и понятий, отражающих содержание теории;
3. онтологическая интерпретация теории, в которой воспроизводится совокупность связей между терминами теоретического языка и конструктами научной картины мира.
Функции современной науки:
1. объяснительная функция — в изучаемой предметной области вся совокупность связей выделяет важный тип связи — каузуальный (причинно-следственная связь);
2. прогностическая (предсказательная) функция — теория оценивается не по имеющимся фактам, а по тем, которые еще не открыты;
3. систематизирующая функция — синтез всего предшествующего знания (новая теория не отрицает предыдущее знание, она лишь ограничивает предметные области их исследования).