Журналистская корпорация: возникновение
l Журналистика как корпорация начала формироваться в конце XIX в.
l Появление национальных союзов и гильдий, которые выросли из политических движений
l На ее развитие повлияло развитие коммерческих масс-медиа в начале XX в.
l У социологического подхода к профессиям как к общественным группам, играющим определенную роль в динамике общественного устройства, богатая история, однако до сегодняшнего времени по отношению к журналистике он не применялся.
Первые международные конференции журналистов
l 1893г. Чикаго – Международный конгресс по прессе
l 1894г. Антверпен - Международный союз организаций прессы
l 1897г. Лондон – «Журналисты – друзья мира»
l 1904г. Сент Луис – Мировая комиссия по прессе
l 1915г. Сан-Франциско – Мировой конгресс по прессе
l 1926г. Вашингтон – Панамериканский конгресс журналистов
l 1927г. Санто Доминго – Конгресс журналистов Латинской Америки
Первые международные отраслевые ассоциации
l 1894г. – Международный союз организаций прессы
l 1909г. – Верховный союз журналистов
l 1921г. – Международная ассоциация журналистов, аккредитованных в Лиге Наций
l 1924г. – Международная ассоциация спортивных СМИ
l 1925г. – Международная федерация технических СМИ
l 1925г. – Международная федерация периодических СМИ
l 1925г. – Международный католический союз прессы
l 1926г. – Международная федерация журналистов (Причина создания организации – итоги проведенного в 1925 г. Международной организацией труда опроса об условиях работы журналистов. В МФЖ вошли национальные ассоциации профессиональных журналистов, получающих основной доход от журналистской деятельности. Своей целью МФЖ ставит защиту прав и профессиональных интересов работников СМИ, охрану свободы прессы и журналистики, распространение демократических ценностей в мире).
l 1946г.- Международная организация журналистов (конгресс в Копенгагене, на котором присутствовали 165 делегатов из союзов журналистов 21 страны, от США и СССР до Австралии и Перу).
l 1948г. - с началом Холодной войны состав МОЖ изменился: из нее вышли США и западноевропейские страны, хотя представители журналистских союзов стран Восточной Европы и развивающихся стран приняли решение остаться в числе членов организации.
l 1952г. - по инициативе США и стран Западной Европы в Брюсселе была основана Международная федерация журналистов (МФЖ).
l 1956-1964гг. - МОЖ провела ряд встреч журналистского сообщества на мировом уровне.
Деление на МОЖ и МФЖ сохранялось до 1990-х гг.
Международное влияние на профессионализм
• Становление коллективной профессиональной идентичности и статуса профессии
• Акцент на роли журналистов в обществе
• Развитие профессиональных компетенций и навыков
• Несмотря на сотрудничество на международном уровне, журналистика остается преимущественно национальной
Профессиональные организации журналистов России
Союз журналистов России
https://www.ruj.ru
О бщероссийская общественная организация "Союз журналистов России" является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России.
Принцип организации: региональный
СЖР имеет свои структурные подразделения на территории более половины субъектов РФ
2. Медиасоюз
www.mediasoyuz.ru - общероссийская организация работников СМИ
Задачи:
• содействие деятельности СМИ и независимых журналистов в России;
• содействие реализации свободы слова и печати;
• содействие социальной защите журналистов.
Основное структурное подразделение — гильдии
Медиа Комитет
www.mediakomitet.ru
Задачи:
• удовлетворение общественных потребностей в получении реальной информации по вопросам теле-радиовещания;
• развитие стандартов качества для системы измерения теле-радио-аудитории и системы фиксации и мониторинга эфира;
• защита прав потребителей-пользователей от злоупотреблений и предоставления услуг несоответствующего характера путем проведения профессиональной экспертизы систем измерения теле-радио-аудитории.
4. Гильдия издателей периодической печати (ГИПП)
www.gipp.ru
Некоммерческое партнерство «Гильдия издателей периодической печати» создано в сентябре 1998 года по инициативе ряда ведущих российских издателей.
Миссия ГИПП - защищать и лоббировать интересы издателей, способствовать превращению отрасли в конкурентоспособный и инвестиционно привлекательный бизнес – c профессиональным управлением, высокими редакционными стандартами и экономической независимостью всех игроков рынка.
Экономическая и финансовая независимость издателей печатных СМИ рассматривается ГИПП как важнейшее условие свободы прессы в России.
Основная задача ГИПП – создание благоприятных условий для развития издательского бизнеса в России и формирование сплоченного издательского сообщества.
5. Фонд «Академия российского телевидения»
https://www.tefi.ru/
Некоммерческая организация, объединяющая интересы телевещателей и телепроизводителей
Учреждена в 1994 году как Российский Фонд развития телевидения (РФРТ) по инициативе ведущих телекомпаний страны (ОРТ, ВГТРК, ТВ-6, НТВ и ряда других), которые объединились для осуществления общей цели – создания Академии Российского телевидения и премии «ТЭФИ» за высшие достижения в области телевизионных искусств.
6. Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ)
www.nat.ru
• Профессиональное объединение телерадиокомпаний России.
• НАТ создана как добровольная некоммерческая организация. К основным направлениям деятельности ассоциации относится:
ü защита и представление интересов вещателей в органах законодательной и исполнительной власти.
ü вносит предложения по ряду законопроектов, которые касаются деятельности ее членов
ü оказывает информационную и практическую помощь вещательным компаниям по вопросам, связанных с лицензированием, профессиональной подготовки кадров, новинками технического развития
7. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР)
www.akarussia.ru – некоммерческая организация, объединяющая коммерческие организации, осуществляющие профессиональную деятельность в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций.
8. Альянс руководителей региональных СМИ России
www.arspress.ru – общественная организация, созданная в 1992 году по инициативе 19 главных редакторов крупнейших региональных газет России с целью содействия творческой и деловой активности региональных СМИ.
9. Рекламная федерация регионов
www.rfr.ru - общественная организация, деятельность которой нацелена на создание профессионального рекламного сообщества, представляющего интересы регионального бизнеса
Международные организации по защите прав журналистов
• Reporters Without Borders https://en.rsf.org
• Press Freedom Index - посмотреть
• Committee To Protect Journalists https://cpj.org