Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»

Направление подготовки 44.03.01

Профиль: Начальное образование

 

Итоговая работа

по дисциплине

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

на тему: «Учебный модуль как самостоятельный учебный компонент курса ОРКСЭ»

 

 

Выполнила: студентка группы ПОн/б-16-2о

Ковальчук Кристина

Проверила:

Смирнова Т.В.

 

 

Оценка: _________________________

 

«______» __________________ 2020г.

 

 

Севастополь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? 6

2. Содержание и краткая характеристика модулей курса ОРКСЭ.. 11

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫКАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫРЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». 15

3.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫСВЕТСКОЙ ЭТИКИ». 16

4.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫМИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» 18

5.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ». 20

6.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 22

7.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 23

8.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫБУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ». 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

Библиографический список: 26

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из важных педагогических задач нового предмета ОРКСЭ – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии, как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. Учебный курс ОРКСЭ состоит из шести модулей по выбору.

Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

Таким образом, предмет имеет не вероучительный, а светский культурологический характер, а культура у нас одна – это культура многонационального народа России. Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах народов, носителей традиционных религий России.

Культурологический характер означает изучение школьниками культурных реалий и явлений, в том числе относящихся к религиозной культуре: текстов, исторических событий, произведений искусства и кино, народного творчества, быта и обычаев народов, языковых явлений, содержащих духовно-нравственный элемент, его вычленение и работа над смыслом этого духовно-нравственного понятия.

В содержании модулей «Основы светской этики» и «Основы православной культуры» есть темы о грехе и добродетели. Материалом для изучения этих понятий будут, например, рассказы и повести русских писателей Н. Носова, В. Драгунского, стихи Е. Благининой, С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского, басни И.А. Крылова и других авторов. Например, герой рассказа Н. Носова «Огурцы» Котька принѐс маме огурцы, украденные с колхозного огорода. Ребята читают рассказ и отвечают на вопросы, связанные с поступками героев Котьки, Павлика, мамы и дедушки сторожа – и оценивают их.

Они приходят к выводу, что брать чужое – нехорошо, это дурной поступок. Дурные поступки называются пороками. Все религиозные традиции учат избегать дурных поступков, которые называются грехами. От пороков надо избавляться, не допускать того, чтобы они прорастали в характере, они наносят вред другим людям и самому человеку. Если говорить о православной традиции, то в культуре православных народов сложилась целая система борьбы человека с грехами, в том числе – исповедь и причастие. Учитель сообщает о религиозном понимании греха (ознакомление, информация есть реализация светского культурологического подхода), но не вовлекает учащихся в таинство исповеди, не требует чтения покаянных молитв или наложения креста, ибо всѐ перечисленное относится к религиозному образованию.

Цель работы – раскрыть учебный модуль как самостоятельный учебный компонент курса ОРКСЭ.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1. Анализ литературы для установления сущности учебного модуля как самостоятельного учебного компонента курса ОРКСЭ.

2. Раскрыть содержание и дать краткую характеристику модулей курса ОРКСЭ.

3. Разработать советы как помочь ребенку в изучении курса.

Методы работы: анализ психолого-педагогической и методической литературы.

 

Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

 

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4 класса — первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.

Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

Не случайно тема «отцов и детей» относится к категории вечных. Этот спор был начат очень давно и продолжается по сей день. Яркие иллюстрации напряжённости этого конфликта мы находим на страницах мировой литературы: трагедия шекспировского короля Лира, ожесточённые столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим» в комедии А. С. Грибоедова, разрушительный нигилизм тургеневского Базарова, обернувшийся против самого героя, и многие другие примеры.

Современная эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из то­го, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя.

Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

Действительно ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.

Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям?

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

Содержание и краткая характеристика модулей курса ОРКСЭ

Комплексный курс включает шесть самостоятельных модулей, ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе. Современное российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества естественным образом представлено и в школе. Педагог не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения. Противопоставление может вызывать непонимание со стороны обучающихся, ценностные и мировоззренческие конфликты в их сознании, поэтому учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов.

Чтобы не допустить противоречий, важно постоянно учитывать, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия.

Основные содержательные модули курса ОРКСЭ:

- Основы православной культуры;

- Основы исламской культуры;

- Основы буддийской культуры;

- Основы иудейской культуры;

- Основы мировых религиозных культур;

- Основы светской этики.

В целях укрепления взаимопонимания и уважения ко взглядам других учеников, изучающих разные модули, образовательной организации рекомендуется не разделять обучающихся одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков – общее для всех модулей. На 31-34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения.

Педагогические задачи преподавания предмета:

1) разработка технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения;

2) выстраивание системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;

3) организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;

4) организация проектной и внеучебной деятельности обучающихся.

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.

Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

· словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);

· наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);

· практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);

· репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда).

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. Работа учащихся в группе должна длиться не более 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

Задача школы - воспитание будущего поколения россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫКАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫРЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка; вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Совет 3. Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Совет 4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики»», - понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Совет 6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

 

3.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫСВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этика. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учащиеся знакомятся с историей развития представлений человека о морали и нравственности, общественными нормами нравственности и морали. Учатся устанавливать взаимосвязь между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных традиций.

Учебное пособие «Основы светской этики» знакомит школьников с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба и порядочность, честь и достоинство, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужественность, терпение, правда, стыд и совесть, этика и многое другое.

Учебный модуль «Основы светской этики» даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

 

4.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫМИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Учебник входит в систему «Школа России» и в систему «Перспектива»

Авторы: Е.В.Саплина, А.Л.Беглов

В учебнике с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей.

Цель модуля: Формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.

Задачи: Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику. Ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Содержание модуля:

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

5.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Учебник входит в систему «Школа России» и в систему «Перспектива»

Автор: А.В.Кураев

Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрываете значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Православие является неотъемлемой частью истории и культуры русского народа, духовно-нравственным ядром русской культуры и поэтому никакое полноценное познание русской культуры и приобщение к ней невозможно без получения систематических знаний о Православии, истории и культуре Русской Православной Церкви. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современности.

Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.

Содержание модуля:

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

 

6.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учащиеся знакомятся с историей возникновения и распространения иудейской культуры, изучают основы духовной традиции иудаизма. Учатся устанавливать взаимосвязь между иудейской культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры. Учатся описывать различные явления иудейской духовной традиции и культуры. Излагают свое мнение по поводу значения иудейской культуры в жизни людей, общества, знакомятся с развитием иудейской культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами иудейской культуры.

Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает ее значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также ее влияния на историю еврейского народа и мировые религии – христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

7.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности и исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учащиеся знакомятся с историей возникновения и распространения исламской культуры, изучают основы духовной традиции ислама. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры. Излагают свое мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей и общества. Учатся толерантному отношению к представителям исламских культурных традиций.

Учебное пособие «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчеркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

 

8.УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫБУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценность. Буддизм в России. Человек в буддийский картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учащиеся знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры, изучают основы духовной традиции буддизма. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры. Излагают свое мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей и общества. Учатся толерантному отношению к представителям буддийских культурных традиций.

Учебное пособие «Основы буддийской культуры» знакомит школьников с основами буддийской культуры: Ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, Святынями, праздниками и искусством буддийской культуры.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

Новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. Изучение ОРКСЭ ориентировано на тесное взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями школьников, а также – с представителями общественных структур, в том числе с представителями религиозных организаций.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. Происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян.

 

 

Библиографический список:

1. https://school-3-sykt.ucoz.ru/ORKSE/metodicheskie_rekomendacii_vybor_modulja_kursa_ork.pdf

2. https://mbounsh-ds24.ru/ORKSE.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: