Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4 имени Героя Советского Союза,
Почетного гражданина Новгорода И. А. Каберова»
РАССМОТРЕНА на педагогическом совете МАОУ «Гимназия № 4» (протокол № 1 от 29.08.2019 г) | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Гимназия № 4» / Е. Н. Матвеева от 29. 08.2019 г |
Дополнительная общеразвивающая
программа для детей
«Иероглифы на камнях»
Авторы программы: Бычкова С.Н., учитель русского языка и литературы, Васильева И.В., учитель математики, Петрова Е.С., учитель истории, Филиппова И.А., учитель русского языка и литературы. Возраст обучающихся: 14-16 лет Срок реализации программы: 1 год |
Великий Новгород
Содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Общая характеристика программы «Иероглифы на камнях». 6
3. Планируемые результаты освоения программы.. 8
4. Учебный план и формы аттестации. 11
5. Содержание программы.. 12
6. Календарный учебный график. 15
7. Методическое обеспечение. 19
8. Список рекомендуемой литературы.. 21
Приложение 1.Примерные темы исследовательских и проектных работ обучающихся. 22
Пояснительная записка
Мира не узнаешь,
не зная края своего.
В. Шукшин
Исторические события, изучаемые на уроках, очень часто тесным образом связаны с событиями, происходящими на нашей малой родине, и это становится частью общей истории страны. Зачастую это страницы почти неизвестные или недостаточно изученные.
Необходимость изучения культуры и истории своего народа, его настоящего прошлого и будущего является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Нравственное здоровье нации зависит прежде всего от того, насколько человек знает и уважает традиции и культуру своей страны и своей «малой родины», места, где он родился и вырос.
Воспитание гордости за наследие предков через историю родного края и литературу является главной целью краеведческой программы «Иероглифы на камнях». Уникальное место – село Медведь – на карте Новгородской области дает богатый краеведческий материал для изучения истории малой родины, а книга С. Потаповой «Надя-сан из села Медведь» помогает расширить и углубить эти знания.
Историко-художественный роман предоставляет обучающимся возможность погрузиться в эпоху провинциального быта первой половины двадцатого века, в эпоху бесславного поражения русского оружия в Русско-японской войне и последствий тех событий, которые так тесно связали воедино маленькое село Медведь и далекую Японию.
Педагогическая целесообразность программы заключается, прежде всего, в ее воспитательных целях и задачах, так как она воспитывает у обучающихся интерес и уважение к своей малой Родине, знакомит с малоизученной историей края, формируя таким образом патриотическое и историческое сознание.
Актуальность образовательной программы определяется важностью патриотического, духовно-нравственного, гражданского воспитания учащихся (Концепция развития дополнительного образования детей на 2015 – 2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р). Программа соответствует законодательству Российской Федерации, в том числе нормативно-правовым актам Министерства образования и науки РФ, включая Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа «Иероглифы на камнях» является частью областного проекта с международным участием «Уникальное место России», организованного при поддержке Министерства образования Новгородской области в рамках русско-японского сотрудничества в перекрёстный год Японии в России.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода.
Новизна и особенность данной дополнительной общеразвивающей программы в том, что она, отражая туристско-краеведческую направленность, не тольковключает материал по культуре, литературе, истории родного языка, но и знакомит с особенностями мировой культуры и мировой истории.
Дополнительная общеразвивающая программа «Иероглифы на камнях» – программа ознакомительного уровня.
Данная программа является экспериментальной и реализуется педагогами МАОУ «Гимназия № 4 имени Героя Советского Союза, Почетного гражданина Новгорода И.А. Каберова». В рамках эксперимента подтверждается правильность отбора объема содержания программы, адекватность содержания возрастным особенностям детей.
Цели программы:
1. формирования интереса к изучению истории родного края через изучение романа С. Потаповой «Надя-сан из села Медведь»;
2. воспитание толерантного отношения к представителям других культур.
Достижение поставленных целей возможно при решении следующих задач:
1. изучить роман С. Потаповой «Надя-сан из села Медведь» как роман о малоизвестном эпизоде из истории родного края;
2. углубить знания военной истории России начала XX века на примере русско-японской войны;
3. изучить страницы истории Новгородской земли периода Русско-японской войны;
4. углубить знания об истории и о культуре Японии, формировать у обучающихся толерантное отношение к другим народам;
5. определить роль диалектных явлений в художественном тексте, развивать у обучающихся интерес к изучению родного языка, обостренное чувство слова;
6. сформировать у обучающихся навыки работы с различными языковыми источниками (словарями, справочниками, научными статьями, историческими документами).
2. Общая характеристика программы «Иероглифы на камнях»
Программа «Иероглифы на камнях» рассчитана на 36 часов и включает 5 содержательных блоков: исторический, краеведческий, литературоведческий, языковой и культурологический. Содержательные блоки могут изучаться как последовательно, так и параллельно. Логика данной программы построена от общего к частному, от исторических событий к истории персонажей и прототипов романа С. А. Потаповой «Надя-сан из села Медведь».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы: 14-16 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 час в неделю 36 учебных (аудиторных) часов в год: теории 17 часов, практики 19 часов. Продолжительность занятий – 40 минут.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные или разновозрастные группы детей. Наполняемость групп – не менее 15 человек, не более 30 человек. На этапе выполнения творческих заданий и в процессе работы над проектом происходит объединение в группы от 2 до 5 человек.
Формы проведения занятий:
- лекции,
- беседы,
- практические работы;
- экскурсии (заочные экскурсии);
- игры (квест);
- викторины (квиз-викторина);
- мастер-классы
- творческие встречи.
Особенностью программы «Иероглифы на камнях» является то, что она может быть реализована не только учителями русского языка и литературы, истории, но и библиотекарями, работниками музея, педагогами и родителями, интересующимися историей родного края. В ходе реализации программы организовано социальное партнерство и сетевое взаимодействие: в практических занятиях приняли участие работники библиотеки «Читай-город», члены «Новгородской Федерации Айкидо Айкикай» и клуба «Фитодизайн», экскурсоводы краеведческого музея села Медведь.
В ходе реализации программы дополнительного образования предполагается организация экскурсии в село Медведь с посещением краеведческого музея, Аракчеевских казарм и мемориала русско-японской дружбы.
Достижению целей программы способствуют современные образовательные технологии:
· лекционно-семинарская система обучения (Н.П. Гузик) позволяет давать материал крупными блоками, что способствует формированию у обучающихся целостной картины происходящих событий и установлению причинно-следственных связей;
· проблемное обучение, основанное на положениях философа, психолога и педагога Д. Дьюи, при котором на занятиях создаются проблемные ситуации, а обучающиеся включаются в деятельность по их разрешению под руководством учителя или самостоятельно;
· исследовательский метод обучения (М. Н. Скаткин) предполагает, что обучающиеся, сопоставляя и анализируя факты, делают самостоятельные выводы, приобретают навыки самостоятельного критического мышления, учатся работать с информацией;
· технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, Ш. Амонашвили и др.), позволяет учитывать интересы и склонности обучающихся;
· игровые методы обучения (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) способствуют воспитанию познавательного интереса, вырабатывают речевые навыки, развивают внимание, учат основам коммуникации и социализации;
· технология развития критического мышления через чтение и письмо (С. Уолтер, Ч. Темпл и др.) позволяет сформировать навыки работы с информацией в процессе чтения и письма;
· технология проектного обучения удачно подходит для оценки результатов программы. Обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя приобретают знания из дополнительных источников, решают с их помощью познавательные и практические задачи, развивают системное мышление.
Планируемые результаты освоения программы
Программа дополнительного образования направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему родного края, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, сознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира.
4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России).
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира).
2. Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной ситуации.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Умение находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
3. Предметные результаты освоения программы:
1. Расширение и углубление знаний по истории родного края периода Русско-японской войны.
2. Умение свободно ориентироваться в военной истории России начала XX века, приобретение опыта историко-культурного подхода к оценке различных явлений и событий.
3. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.
4. Овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
5. Умение создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;
6. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции.
Основные формы представления результатов:
- презентация,
- разработка викторины или игры,
- творческая работа,
- сочинение,
- защита проекта.
4. Учебный план и формы аттестации
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего часов | теоретические занятия | практические занятия | ||
Введение | ||||
История | ||||
Краеведение | ||||
Литература | ||||
Родной язык | ||||
Культура | ||||
Итоговое занятие | ||||
Итого |
Программа предусматривает проведение следующих видов диагностики обучающихся:
Входная диагностика (проводится на начальном этапе) – это изучение отношения обучающихся к выбранной теме.
Промежуточная диагностика (проводится на конец первого полугодия) – это изучение динамики освоения предметного содержания обучающимся.
Текущая диагностика проводится после изучения каждого раздела программы, что позволяет своевременно корректировать объем и интенсивность нагрузки, выявить интерес к рассматриваемым темам.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций.
Программа предполагает различные формы диагностики промежуточных и конечных результатов:
· тестирование;
· творческие задания;
· викторины и интеллектуальные игры.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы –
публичная защита продукта учебно-исследовательской, проектной или творческой работы.
Содержание программы
Введение (1 час)
Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями. Предмет курса. Входная диагностика.
2. Содержание блока «История» (6 часов).
Теоретические занятия:
Общий обзор взаимоотношений России и Японии в начале XX века. Россия в конце XIX века – начале XX века. Первые контакты России с Японией. Русская и японская армии к началу XX века: общая характеристика. Геостратегическое и военно-политическое положение России и Японии в начале XX века. Численность, вооружение, боеготовность армий и флота в начале XX века.
Русско-японская война 1904-1905 годов. Причины войны, военные действия на суше и на море (Мукденское и Цусимское сражения), военное командование Российской армии, причины неудач русских войск. Соотношение сил и коммуникаций: армия, флот. Ход боевых действий
Отношение русской общественности и мирового сообщества к русско-японской войне. Полководцы и флотоводцы, политические деятели рассматриваемых событий. Итоги и последствия войны. Портсмутский мирный договор
Положение пленных в России и Японии. Оценка событий и последствий Русско-японской войны историками и политическими деятелями.
Практические занятия:
Работа с картой. Соотношение сил и коммуникаций: армия, флот. Ход боевых действий.
Исторический квест.
3. Содержание блока «Краеведение» (8часов).
Теоретические занятия:
Административно-территориальное устройство Новгородской земли.
История села Медведь. Село Медведь во времена Александра Невского. Аракчеевские казармы на территории Новгородской земли. Село Медведь как военное поселение. Дислокация воинских частей в казармах села Медведь с 1818 года по 2010 год. Лагерь для военнопленных в 1905-1906 гг. Село в период Великой Отечественной войны.
Достопримечательности села: дом купца Михаила Кузьмича Гаврилова, колокольня Свято-Троицкой церкви. Медведский народный театр. Сельский краеведческий музей. Иероглифы на камнях. Веер дружбы.
Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Пётр Ильич Чайковский и другие знаменитые гости села Медведь. Земляки, которыми гордится село Медведь.
Практические занятия (возможно проведение заочной экскурсии):
Экскурсия в село Медведь с посещением Аракчеевских казарм, дома купца Гаврилова, колокольни Свято-Троицкой церкви, народного театра, мемориала «За мир и дружбу между Россией и Японией».
Экскурсия в краеведческий музей села Медведь.
Творческая работа: фотовыставка, рекламный буклет и т.п.
Квиз - викторина «Иероглифы на камнях».
Содержание блока «Литература» (8 часов).
Теоретические занятия:
Россия в первой половине XX века. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Отражение событий Русско-японской войны в культуре:
- в живописи В. Верещагин «Петропавловск», «Японка»,
- в поэзии: А. Блок «Девушка пела в церковном хоре», Рудольф Грейнц «Der „Warjag“»,
- в музыке: «На сопках Маньчжурии» (муз. И. Шатров), «Раскинулось море широко» (неизв. автор), «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» (муз. А.Турищев, сл. Рудольф Грейнц, пер. Евгении Студенской), «Чужая война» (О. Митяев),
- в японских песнях: «Цусимское сражение», «Встреча в Шуйшиине», «Боевой товарищ», «Капитан второго ранга Хиросэ».
Обзор литературы, посвященной Русско-японской войне:
Леонид Андреев «Красный смех»,
Александр Куприн «Штабс-капитан Рыбников»,
Алексей Новиков-Прибой «Цусима»,
Валентин Пикуль «Три возраста Окини-сан», «Каторга», «Крейсера»,
Александр Степанов «Порт-Артур»,
Борис Акунин «Алмазная колесница».
Роман Светланы Потаповой «Надя-сан из села Медведь» как историко-художественный лингвистический роман.
Система персонажей. Сюжет романа. Прототипы. Тема, идея, проблематика: толерантность, уважение к другим народам и культурам, война и мир, причины возникновения войны, человечность, милосердие, гуманность, человек и общество, красота и ее восприятие, человек-мир, человек-природа. Роль пейзажа в романе. Роль детали. Дневник как отдельный жанр литературы и вставной эпизод.
Практические занятия:
Анализ стихотворения.
Анализ эпизода романа А. Потаповой «Надя-Сан из села Медведь».
Сочинение по роману.
Содержание блока «Родной язык» (6 часов).
Теоретические занятия:
Своеобразие языка романа С. Потаповой «Надя-сан из села Медведь».
Язык русской интеллигенции начала 20 века. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
Диалектные слова. Понятие диалекта и диалектного языка. Диалекты и литературный язык. Диалекты русского языка. Новгородская группа говоров. Словарный состав диалектов. Фонетические, лексические и грамматические особенности диалекта, распространенного на территории Шимского района. Новгородский областной словарь.
Практические занятия:
Анализ речи персонажа романа.
Работа с новгородским областным словарем.
Содержание блока «Культура» (5 часов).
Теоретические занятия:
Особенности японской культуры. Японские национальные праздники. Традиции празднования нового года в России и Японии. Японская и русская кухня. Традиции японского чаепития. Искусство оригами. Искусство каллиграфии. Традиционная японская музыка. Японская поэзия: хокку.
Практические занятия:
Сочинение хокку.
Мастер-класс по искусству оригами, икебаны или каллиграфии.
Участие в раскопках в селе Медведь.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время прове-дения | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведе-ния |
1. | сентябрь | Введение. Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями. Предмет курса. Входная диагностика. | ||||
2. | сентябрь | История. Общий обзор взаимоотношений России и Японии в начале XX века. Россия в конце XIX века – начале XX века. Первые контакты России с Японией. Русская и японская армии к началу XX века: общая характеристика. Геостратегическое и военно-политическое положение России и Японии в начале XX века. Численность, вооружение, боеготовность армий и флота в начале XX века. | ||||
3. | сентябрь | Русско-японская война 1904-1905 годов. Причины войны, военные действия на суше и на море (Мукденское и Цусимское сражения), военное командование Российской армии, причины неудач русских войск. Соотношение сил и коммуникаций: армия, флот. Ход боевых действий. | ||||
4. | сентябрь | Практическое занятие: Работа с картой. Соотношение сил и коммуникаций: армия, флот. Ход боевых действий. | ||||
5. | октябрь | Отношение русской общественности и мирового сообщества к русско-японской войне. Полководцы и флотоводцы, политические деятели рассматриваемых событий. Итоги и последствия войны. Портсмутский мирный договор | ||||
6. | октябрь | Положение пленных в России и Японии. Оценка событий и последствий Русско-японской войны историками и политическими деятелями. | ||||
7. | октябрь | Практическое занятие: Составление исторического квеста. Текущая диагностика. | ||||
8. | октябрь | Краеведение. Административно-территориальное устройство Новгородской земли. Аракчеевские казармы на территории Новгородской земли. | ||||
9. | ноябрь | История села Медведь. Село Медведь во времена Александра Невского. Село Медведь как военное поселение. Дислокация воинских частей в казармах села Медведь с 1818 года по 2010 год. Лагерь для военнопленных в 1905-1906 гг. Село в период Великой Отечественной войны. | ||||
10. | ноябрь | Достопримечательности села: дом купца Михаила Кузьмича Гаврилова, колокольня Свято-Троицкой церкви. Медведский народный театр. Сельский краеведческий музей. Иероглифы на камнях. Веер дружбы. | ||||
11. | ноябрь | Практическое занятие (возможно проведение заочной экскурсии): Экскурсия в село Медведь с посещением Аракчеевских казарм, дома купца Гаврилова, колокольни Свято-Троицкой церкви, народного театра, мемориала «За мир и дружбу между Россией и Японией». Экскурсия в краеведческий музей села Медведь. | ||||
12. | ноябрь | |||||
13. | декабрь | Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Пётр Ильич Чайковский и другие знаменитые гости села Медведь. Земляки, которыми гордится село Медведь. | ||||
14. | декабрь | Практическое занятие: Творческая работа: фотовыставка, рекламный буклет и т.п. | ||||
15. | декабрь | Квиз – викторина «Иероглифы на камнях». Промежуточная диагностика. | ||||
16. | декабрь | Литература.Россия в первой половине XX века. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. | ||||
17. | январь | Отражение событий Русско-японской войны в культуре России и Японии: живописи, поэзии, музыке. Обзор литературы, посвященной Русско-японской войне. | ||||
18. | январь | Практическое занятие: Анализ стихотворения (по выбору педагога). А. Блок «Девушка пела в церковном хоре», Рудольф Грейнц «Der „Warjag“» и др. | ||||
19. | январь | Роман Светланы Потаповой «Надя-сан из села Медведь» как историко-художественный лингвистический роман. Система персонажей. Сюжет романа. Прототипы. | ||||
20. | январь | Тема, идея, проблематика: толерантность, уважение к другим народам и культурам, война и мир, причины возникновения войны, человечность, милосердие, гуманность, человек и общество, красота и ее восприятие, человек-мир, человек-природа. | ||||
21. | февраль | Практическое занятие: Анализ эпизода романа А. Потаповой «Надя-Сан из села Медведь». | ||||
22. | февраль | Роль пейзажа в романе. Роль детали. Дневник как отдельный жанр литературы и вставной эпизод. | ||||
23. | февраль | Практическое занятие (по выбору педагога): Сочинение по роману Светланы Потаповой «Надя-сан из села Медведь» или творческая встреча с автором романа. Текущая диагностика. | ||||
24. | февраль | Родной язык.Своеобразие языка романа С. Потаповой «Надя-сан из села Медведь». Язык русской интеллигенции начала 20 века. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. | ||||
25. | март | Диалектные слова. Понятие диалекта и диалектного языка. Диалекты и литературный язык. Диалекты русского языка. | ||||
26. | март | Практическое занятие: Анализ речи персонажа романа. | ||||
27. | март | Новгородская группа говоров. Словарный состав диалектов. | ||||
28. | март | Фонетические, лексические и грамматические особенности диалекта, распространенного на территории Шимского района. Новгородский областной словарь. | ||||
29. | апрель | Практическое занятие: Работа с новгородским областным словарем. Текущая диагностика. | ||||
30. | апрель | Культура.Особенности японской культуры. Японские национальные праздники. Традиции празднования нового года в России и Японии. | ||||
31. | апрель | Практическое занятие: Японская и русская кухня. Традиции японского чаепития. | ||||
32. | апрель | Традиционная японская музыка. Японская поэзия: хокку. Искусство оригами. Искусство каллиграфии. Искусство икебаны. | ||||
33. | май | Практическое занятие (по выбору педагога): Сочинение хокку. Участие в раскопках в селе Медведь. | ||||
34. | май | Практическое занятие (по выбору педагога): Мастер-класс по искусству оригами или каллиграфии. | ||||
35. | май | Итоговое занятие. Защита проектов. Итоговая диагностика. | ||||
36. | май |