Практическое занятие 5-6. Современные технологии обучения русскому языку
План
1. Понятие о технологии. Технологии обучения (модульная технология, технология развивающего обучения, игровая технология, проблемно-эвристическая технология, обучение в малых группах, метод проектов, информационные технологии, портфолио и др.).
2. Технология проблемного обучения. Особенности использования технологии проблемного обучения в преподавании гуманитарных предметов. Применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка. Применение проблемной технологии в организации исследовательской работы учащихся.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Развитие критического мышления через чтение – в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы» и др.). Особенности применения приемов технологии в работе с текстами (приемы «толстые и тонкие вопросы», «чтение с остановками» и др.). Организация учебной дискуссии при анализе текста. Развитие критического мышления через письмо. Жанры творческих письменных работ (эссе, синквейн и др.). Рефлексия как важнейшая фаза технологии развития критического мышления. Творческие формы письменной рефлексии.
4. Технология «Творческая мастерская». Теория «Мастерской» и «законы» ее проведения.. Термины «Мастерской» (индуктор, деконструкция, реконструкция, инсайт, рефлексия). Мастерская построения знаний и возможности ее использования при изучении русского языка. Мастерская творческого письма как способ развития речи на уроках русского языка. Особенности подготовки и проведения занятий по данной технологии.
5. Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом по русскому языку. Общее знакомство с методом проектов. Исследовательский проект как частный случай применения метода проектов. Руководство исследовательским проектом. Виды творческих заданий для проектной и исследовательской деятельности. Соответствие выбора темы учебного исследования личностным особенностям ученика. Требования к оформлению и презентации исследовательского проекта. Реферат как форма проектной деятельности. Обучение написанию реферата.
6. Информационные технологии в преподавании русского языка. Информационные технологии в работе учителя: возможности компьютерного набора и размножения материала. Информационные ресурсы Интернета. Полезные ссылки в Интернете. Возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. Обучающие программы по русскому языку. Информационные ресурсы по языку.
7. Интернет учителю и учащимся:
Федеральный портал "Российское образование"
Каталог образовательных интернет-ресурсов; Законодательство (образование, наука, культура); Нормативные документы системы образования; Государственные образовательные стандарты; Глоссарий (образование, педагогика); Учреждения; техникумы, вузы; Дистанционное обучение (курсы, организации, нормативная база); Мероприятия (конференции, семинары, выставки).
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
Федеральные образовательные ресурсы; Региональные образовательные ресурсы; Образовательная пресса; Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады; Инструментальные программные средства; Энциклопедии, словари, справочники, каталоги; Ресурсы для администрации и методистов; Ресурсы для дистанционных форм обучения; Информационная поддержка ЕГЭ; Ресурсы для абитуриентов; Ресурсы по предметам образовательной программы.
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
Нормативные документы; Демонстрационные версии тестов (ЕГЭ); Информационная поддержка разработчиков КИМ; Архив заданий официальных вариантов ЕГЭ.
Всероссийский интернет-педсовет
Аналитические и информационные материалы; Образовательные сообщества; Педагогические технологии.
Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам
Оригинальные материалы для студентов и школьников; Учебные пособия; Экзаменационные билеты, вопросы, варианты ответов по всем предметам школьной программы.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Библиотека (учебные и учебно-методические материалы); Книги (аннотации и оглавления); Интернет-ресурсы (метаописания и ссылки); Организации; Персоналии; Материалы конференций.
8. Сообщества, реализующие отдельные аспекты модернизации образования:
Современный мультимедийный урок, Интернет-уроки. Интернет на уроке и после него., НОУ-ХАУ (Проектная и исследовательская работа в школе), Интерактивная доска для начинающих и не только..., Здоровьесберегающие технологии в школе, Современная библиотека – центр информационной культуры, Готовим(ся) к экзаменам,аттестации, конкурсам., Открытое информационное пространство школы, Малокомплектная сельская школа, Методические службы системы образования России, "... с особыми образовательными потребностями", Творческая лаборатория педагога-экспериментатора.
9. Иные сетевые педагогические сообщества:
Наш портал, Молодой специалист, Психология для учителя, Электронные таблицы и офисное программирование (VBA), Заграншколы, Научная работа учителей, Юридическая консультация для учителя, Pil курсы Microsoft «Партнерство в образовании».