Организменная среда жизни и адаптация организмов к ней.




Государственный медицинский колледж имени Д.Калматаева

Методическая разработка занятия № 5

По теме «Среды жизни и адаптации к ним организмов»

Предмет: «Экология и устойчивое развитие»

Специальность: 0302000 «Сестринское дело»

Квалификация: 0302033 «Медицинская сестра общей практики»

Тема: «Среды жизни и адаптации к ним организмов»

Преподаватель: Савушкина Е.В.

 

Тема урока: «Среды жизни и адаптации к ним организмов»

Вид урока: теория

Учебное время: 2ч.

Методическая цель занятия: сформировать понятия о средах жизни, лимитирующих факторах и механизмах адаптации к ним в различных средах жизни: наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной

Задачи занятия:

Образовательная: сформировать понятия о средах жизни, лимитирующих факторах и механизмах адаптации к ним в различных средах жизни: наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной Развивающая: развивать логическое мышление, умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученными предметами

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, ответственность, самостоятельность, патриотизм, любовь к будущей профессии

 

Обучающийся должен знать:понятие о средах жизни, лимитирующие факторы и механизмы адаптации к ним в различных средах жизни: наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной Обучающийся должен уметь:применять в практике знания о средах жизни и механизмах адаптации к ним

Межпредметные связи: биология, география, анатомия, охрана окружающей среды, химия, правоведение, медицина, психология

Оснащение урока: схемы, таблицы, иллюстрации

Литература для обучающихся:

К.А.Алишева Экология Алматы, 2007

Литература для преподавателя:

В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология Ростов-на-Дону,2007

Домашнее задание:

К.А.Алишева Экология Алматы, 2007 стр.16-20

В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология Ростов-на-Дону,2007 стр.26-43

План занятия

І. Организационный момент - 2 мин..

ІІ. Целевая установка занятия – 3 мин.

ІІІ. Актуализация опорных знаний – 10 мин

ІҮ. Объяснение нового учебного материала – 50 мин

 

Ү. Обобщение и закрепление нового материала – 20 мин.

ҮІ. Выставление оценок – 2 мин.

ҮІІ. Домашнее задание - 3 мин.

 

Актуализация опорных знаний - индивидуальный устный опрос

1. Зоны действия экологического фактора. Экологическая валентность. Стенобионтные и эврибионтные организмы.

2. Лимитирующие факторы и их значение. Закон минимума Ю Либиха. Закон толерантности В.Шелфорда.

3. Фотопериодизм и биоритмы организмов как проявление компенсации действия экологических факторов.

4. Периодические и непериодические факторы. Особенности адаптации к периодическим и непериодическим факторам.

 

Экологический диктант

Вариант – 1

Стратегической задачей экологии является...

2. Перечислите уровни организации живых систем в экологии.

Что такое эмержентность?

Что такое абиотические факторы? На какие виды они классифицируются?

Закон толерантности Шелфорда.

Вариант – 2

1. Главнейшей целью современной экологии является...

2. Перечислите методы исследований в экологии.

3. Законы Коммонера.

Что такое антропогенные факторы? На какие виды они классифицируются?

Закон минимума Либиха.

 

ІҮ. План изложения нового материала

Водная среда жизни и адаптация организмов к ней.

Наземно-воздушная среда жизни и адаптация организмов к ней.

Почвенная среда жизни и адаптация организмов к ней.

Организменная среда жизни и адаптация организмов к ней.

1.На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, сильно различающиеся по специфике условий. Водная среда была первой, в которой возникла и распространилась жизнь. В последующем живые организмы овладели наземно-воздушной средой, создали и заселили почву. Четвертой специфической средой жизни стали сами живые организмы, каждый из которых представляет собой целый мир для населяющих его паразитов или симбионтов.

Вода как среда обитания имеет ряд специфических свойств, таких, как

· большая плотность,

· сильные перепады давления,

· относительно малое содержание кислорода,

· сильное поглощение солнечных лучей и др.

· Водоемы и отдельные их участки различаются, кроме того, солевым режимом,

· скоростью горизонтальных перемещений (течений),

· содержанием взвешенных частиц.

· Для жизни придонных организмов имеют значение свойства грунта,

· режим разложения органических остатков и т. п.

Поэтому наряду с адаптациями к общим свойствам водной среды ее обитатели должны быть приспособлены и к разнообразным частным условиям. Обитатели водной среды получили в экологии общее название гидробионтов. Они населяют Мировой океан, континентальные водоемы и подземные воды. В любом водоеме можно выделить различные по условиям зоны.

Эта среда наиболее однородна среди других. Она мало изменяется в пространстве, здесь нет четких границ между отдельными экосистемами. Амплитуды значений факторов также невелики. Разница между максимальными и минимальными значениями температуры здесь обычно не превышает 50°С (в наземно-воздушной среде - до 100°С). Среде присуща высокая плотность. Для океанических вод она равна 1,3 г/см3, для пресных - близка к единице. Давление изменяется только в зависимости от глубины: каждый 10-метровый слой воды увеличивает давление на 1 атмосферу.

Лимитирующим фактором часто бывает кислород. Содержание его обычно не превышает 1 % от объема. При повышении температуры, обогащении органическим веществом и слабом перемешивании содержание кислорода в воде уменьшается. Малая доступность кислорода для организмов связана также с его слабой диффузией (в воде она в тысячи раз меньше, чем в воздухе). Второй лимитирующий фактор - свет. Освещенность быстро уменьшается с глубиной. В идеально чистых водах свет может проникать до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных - только на несколько сантиметров.

В воде мало теплокровных, или гомойотермных, организмов. Это результат двух причин: малое колебание температур и недостаток кислорода. Основной адаптационный механизм гомойотермии - противостояние неблагоприятным температурам. В воде такие температуры маловероятны, а в глубинных слоях температура практически постоянна (+4°С). Поддержание постоянной температуры тела обязательно связано с интенсивными процессами обмена веществ, что возможно только при хорошей обеспеченности кислородом. В воде таких условий нет. Теплокровные животные водной среды (киты, тюлени, морские котики и др.) - это бывшие обитатели суши. Их существование невозможно без периодической связи с воздушной средой.

Типичные обитатели водной среды имеют переменную температуру тела и относятся к группе пойкилотермных (греч. пойкиос - разнообразный).

Недостаток кислорода они в какой-то мере компенсируют увеличением соприкосновения органов дыхания с водой. Многие обитатели вод (гидробионты) потребляют кислород через все покровы тела. Часто дыхание сочетается с фильтрационным типом питания, при котором через организм пропускается большое количество воды. Некоторые организмы в периоды острого недостатка кислорода способны резко замедлять жизнедеятельность, вплоть до состояния анабиоза (почти полное прекращение обмена веществ).

К высокой плотности воды организмы адаптируются в основном двумя путями. Одни используют ее как опору и находятся в состоянии свободного парения. Плотность (удельный вес) таких организмов обычно мало отличается от плотности воды. Этому способствует полное или почти полное отсутствие скелета, наличие выростов, капелек жира в теле или воздушных полостей. Такие организмы объединяются в группу планктона (греч. планктос -блуждающий). Различают растительный (фито-) и животный (зоо-) планктон. Размеры планктонных организмов обычно невелики. Но на их долю приходится основная масса водных обитателей.

Активно передвигающиеся организмы (пловцы) адаптируются к преодолению высокой плотности воды. Для них характерна продолговатая форма тела, хорошо развитая мускулатура, наличие структур, уменьшающих трение (слизь, чешуя). В целом же высокая плотность воды имеет следствием уменьшение доли скелета в общей массе тела гидробионтов по сравнению с наземными организмами.

В условиях недостатка света или его отсутствия организмы для ориентации используют звук. Он в воде распространяется намного быстрее, чем в воздухе. Для обнаружения различных препятствий используется отраженный звук по типу эхолокации. Для ориентации используются также запаховые явления (в воде запахи ощущаются намного лучше, чем в воздухе). В глубинах вод многие организмы обладают свойством самосвечения (биолюминесценции).

Растения, обитающие в толще воды, используют в процессе фотосинтеза наиболее глубоко проникающие в воду голубые, синие и сине-фиолетовые лучи. Соответственно и цвет растений меняется с глубиной от зеленого к бурому и красному.

 

Адекватно адаптационным механизмам выделяются следующие группы гидробионтов: отмеченный выше планктон - свободнопарящие, нектон (греч. нектос - плавающий) - активно передвигающиеся, бентос (греч. бентос - глубина) - обитатели дна, пелагос (греч. пелагос - открытое море) - обитатели водной толщи, нейстон - обитатели верхней пленки воды (часть тела может быть в воде, часть - в воздухе).

Воздействие человека на водную среду проявляется в уменьшении прозрачности, изменении химического состава (загрязнении) и температуры (тепловое загрязнение). Следствием этих и других воздействий является обеднение кислородом, снижение продуктивности, смены видового состава и другие отклонения от нормы.

 

2.Наземно-воздушная среда. Эта среда относится к наиболее сложной как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве. Для нее характерна

· низкая плотность воздуха,

· большие колебания температуры (годовые амплитуды до 100°С),

· высокая подвижность атмосферы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: