Тема 1. Синтаксис как высший уровень языковой системы и как раздел языкознания. Связь синтаксиса с другими уровнями языка.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Е.А.Стародумова


СИНТАКСИС

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

(учебно-методическое пособие)

 

 

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное пособие предназначается для студентов-филологов дневного и заочного обучения, изучающих курс синтаксиса современного русского языка. В пособие включены вопросы к семинарским занятиям, упражнения к практическим занятиям, задания к лабораторным работам и темы контрольных работ, вопросы к экзаменам, список обязательной и дополнительной литературы и тексты для синтаксического анализа. В предлагаемых заданиях отражены все разделы курса “Синтаксис современного русского языка”:

1. Введение: Предмет и задачи курса. Аспекты синтаксиса. Связь синтаксиса с другими уровнями языковой системы. Формальные средства синтаксиса.

2. Основные понятия конструктивного синтаксиса. Синтаксические отношения, их типология. Синтаксические связи и их различные классификации. Понятие о синтаксической конструкции и структурной схеме.

3. Основные понятия семантического синтаксиса. Пропозиция и ее структура: предикат и актанты, сирконстанты. Диктум и модус высказывания. Модусные категории высказывания.

4. Основные понятия коммуникативного синтаксиса. Высказывание как речевая и языковая единица. Типология высказывания. Актуальное членение и средства его выражения.

5. Синтаксические единицы в разных аспектах. Иерархия синтаксических единиц. Проблема минимальной и максимальной единицы.

6. Словосочетание как элементарная синтаксическая единица. Разные концепции словосочетания. Типология. Словосочетание как синтаксическая конструкция. Другие аспекты словосочетания.

7. Предикативная единица. Понятие о предикативности. Объективная модальность и темпоральность. Предикат. Классификации предикативных единиц.

8. Структурная схема ПЕ. Минимальная структурная схема., ее релевантные признаки, семантика и регулярные реализации. Парадигма. Понятие о расширенной структурной схеме.

9.Двусоставное предложение. Подлежащее и сказуемое. Предикативная связь и предикативное отношение. Типы сказуемого.

10. Односоставные предложения. Понятие односоставности. Односоставные предложения в структурных схемах. Классификация односоставных предложений. Спорные вопросы в классификации и их отражение в лингвистической литературе.

11. Распространение простого предложения. Второстепенные члены предложения в традиционной грамматике. Современная лингвистика о распространении простого предложения. Виды неприсловных и присловных распространителей.

12. Сложное предложение. Разные аспекты. СП в конструктивном аспекте. Принципы классификации СП. Современные классификации сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложений.

13. Осложненное предложение. Признаки конструктивного осложнения. Виды осложнения: дополнительная предикативность и внутрирядные отношения. Конструкции, образуемые союзами и производными предлогами. Отношение к осложнению вводных, вставочных компонентов и обращения.

14. Текст как синтаксическое образование. Специфика текстовых (межфразовых) связей.

 

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1. Синтаксис как высший уровень языковой системы и как раздел языкознания. Связь синтаксиса с другими уровнями языка.

 

Вопросы:

1. Два значения термина “синтаксис”. Предмет синтаксиса как науки.

2. Связь синтаксиса с другими уровнями языковой системы: синтаксис и фонетика, синтаксис и словообразование, синтаксис и лексика.

3. Синтаксис и морфология как две составные части грамматики. Роль морфологических форм в образовании синтаксических конструкций. Приведите примеры с синтаксически релевантными и синтаксически нерелевантными словоформами.

4. Как проявляется национальная специфика русского языка во взаимодействии морфологии и синтаксиса?

 

Практические задания:

1. Покажите на примерах трех словоформ их синтаксические возможности: N1, N3, N5, Inf, Adj и др. (см. Русская грамматика. Т2. Синтаксис.§). Приведите примеры на каждое синтаксическое значение каждой словоформы.

2. Определите в тексте слова как части речи. Укажите синтаксически релевантные словоформы. Запишите их латинскими символами.

Стихи: о разлуке, о смерти, о прошлом. Невозможно определить точный срок перемены в отношении к стихотворчеству, - когда опротивела мастерская, классификация слов, коллекция рифм. Но как было мучительно трудно все это сломать, рассыпать, забыть! Ложные навыки держались крепко, сжившиеся слова не хотели расщепиться. Сами по себе они не были ни хороши, ни плохи... Считать себя бездарностью вряд ли было бы лучше, чем верить в свою гениальность. Федор Константинович сомневался в первом и допускал второе, а главное, силился не поддаваться бесовскому унынию белого листа (В.Набоков. Дар).

 

Литература:

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956.

2. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. М., 1980, § 2680 - 2751

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: