В: Вот мы приехали на станцию «Колосок».
Посмотрите на нашем поле появились зеленые росточки. Как называются эти культуры?
Д: Рожь, пшеница.
В: Как вы думаете почему эти культуры называют зерновыми?
Д: Они дают зерно.
В: Рассмотрите колосок ржи и пшеницы, сравните их. Чем они похожи?
Д: Стебель, усики, зернышки.
В: А чем они отличаются?
Д: Зерна ржи длинные, а пшеницы круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.
В: Молодцы! Вы заработали еще одну букву. Едем дальше.
Третья станция «Урожайная»
В: Вот и приехали на станцию «Урожайная»
Как вы думаете в какое время года убирают зерно?
Д: Летом в августе и осенью в сентябре.
В: Какая техника выходит в поле?
Д: Комбайны, грузовики, самосвалы, камазы
В: Колосочки поспевают,
Комбайнеры выезжают,
Быстро и дружно
Убрать нам хлеб нужно!
Игра «Собери пшеницу»
В: Предлагаю вам собрать урожай пшеницы. Вы согласны помочь хлеборобам (ответы детей).
В: Давайте разделимся на две команды. Как вы назовете свою команду?
Посмотрите по всему залу разбросаны колоски, а возле каждой команды лежат корзинки. Каждый человек должен взять один колосок и положить его в свою корзинку. Брать можно только по одному колоску.
Чья команда больше и быстрее соберет колоски, та и будет победителем.
В: Вот и собрали мы зерно. Куда его после уборки повезут?
Д: Зерно после уборки отправляют на ток.
В: Для чего зерно привозят на ток? (Ответы детей)
В: Да на току зерно подготавливают к хранению сушат, очищают, отбирают на помол и на семена.
А для чего людям нужны семена пшеницы и ржи?(Ответы детей)
В: Да для того чтобы на следующий год заново засеять поля и вырастить зерно. А знаете где хранится это зерно. (ответы детей).
В: Да зерно хранится на элеваторах. Посмотрите на картинке изображены эти сооружения для хранения зерна.
В: Молодцы получаете третью букву.
Садимся в машину и едем дальше.
Четвертая станция «Мельничная»
В: Вот мы приехали на станцию «Мельничная». Как вы думаете что делают с зерном на мельнице?
Д: Размалывают на мелкие кусочки, очищают, просеивают и получают чистую муку.
В: Какие бывают мельницы?
Д: Водяные, ветряные, электрические.
В: Что приводило в движение водяную мельницу?
Д: Вода.
В: Электрическую?
Д: Ток.
В: Ветряную?
Д: Ветер.
В: Наши предки мололи муку с помощью ручной мельницы и ступы. Это была очень тяжелая работа.
В: Давайте с вами попробуем смолоть муку.
Дети перемалывают и просеивают муку, рассматривают. У нас получилась мука, а что осталось в сите?
Д: ответы детей.
В: А в сите ребята остались отруби. Как вы думаете что можно сделать с отрубями?
Д: Покормить птиц на прогулке, покормить домашних животных, испечь хлеб с отрубями.
В: Молодцы справились с заданием. Снимаем фартуки.
За работу получаете букву. Едем дальше.
Пятая станция «Пекарня»
В: Вот и приехали на следующую станцию. Вы наверно уже догадались что это за станция? (Ответы детей)
В: Ребята можно из муки сразу испечь хлебобулочные изделия?
А что нужно сначала сделать?
Д: Замесить тесто.
В: Давайте вспомним, что необходимо для приготовления теста.
Д: Мука, вода, соль.
В: А что можно испечь из теста?
Д: Хлеб, батон, баранки, пряники...
В: Русский народ сложил много песен, стихов, пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?
1. Нет хлеба, так и нет обеда.
2. Глубже пахать – больше хлеба терять.
3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.
4. Хлеб бросать, силу терять.
5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.
6. Землю уважай, она даёт урожай.
7. Сам себя вини: что посеял, то и жни.
8. Много снега – много хлеба.
9. Горька порой работа, да хлеб сладок.
10. Не трудиться, так хлеба не добиться.
11. В мае дождь – родиться рожь.
12. Лето – припасиха, осень – прибериха.
13. Весна красна цветами, а осень снопами.
14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.
15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
16. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.
17. Хлеб - всему голова.
В Ребята скажите, а где можно испечь хлеб?
Д:В духовом шкафу, в печке.
В: Я хочу загадать вам загадку.
В: Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка.
Д: Изба, в избе печка, а в печке пироги.
В: Что было главным в избе?
Д: Главной была печь.
В: Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В старину говорили: «Печи нет — жизни нет. Как вы думаете, почему так говорили?
Д: Печь избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать.
Ребенок: Русской печи нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
В:Молодцы вы славно потрудились и получаете последнюю букву.
Садимся на машину и возвращаемся в детский сад.
В: Давайте посмотрим какое слово у нас получилось?
Д: «КАЛАЧ»
В: А вы знаете, что в нашем городе пекут знаменитый Саратовский калач.
Саратовский калач — является символом Саратовской губернии.
Его пекут из особого сорта пшеницы — белотурка.
Впервые саратовские мельники привезли калач на ярмарку в Нижний Новгород более 100 лет назад.
Особенность калача в том, что при высоте 40 см. его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму.»
Знаете как в старину проверяли качество калача? На него садились и если после этого калач выпрямится значит его можно покупать, он будет вкусный и свежий.
Стук в дверь, входит повар.
П: Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать. Принесла вам угощение — Саратовский калач.
Д: Спасибо.
В: Ребята, мы прошли с вами все этапы происхождения хлеба и теперь знаем откуда он на к нам на стол пришел. Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
Я хочу чтобы вы дома рассказали своей семье с каким трудом выращивают хлеб и как его нужно беречь.
Сейчас мы с вами возьмем калач, угостим своих друзей и покормим отрубями птиц на прогулке.
Давайте скажем нашим гостям до свидания.