Предмет, объект, методы психолингвистики
I. Предмет и объект психолингивстики
Открыв как отечественные, так и зарубежные учебники по психолингвистике, мы встретим несколько различных определений ее объекта и предмета. Мы также найдем определения самих понятий «объекта» и «предмета». Простыми словами, объект науки – это фрагмент реальности, на изучение которого направлена научная деятельность, предмет науки – это накопленные знания об этом объекте либо его конкретные свойства, характеристики, особенности, рассматриваемые этой наукой. Например, психология и психиатрия имеют один тот же объект – психика, внутренний мир человека, но разные предметы - закономерности функционирования и развития психики человека (у психологии) и психические расстройства человека (у психиатрии). Иными словами, психология имеет своим предметом норму психического поведения человека, тогда как предмет психиатрии – отклонения от этой нормы.
Автор учебника «Основы психолингвистики» (1997г.) Леонтьев А.А. дает краткое определение объекта психолингвистики – «совокупность речевых событий или речевых ситуаций» (процессуальность, субъект речи, объект речи или ее адресат, мотив или потребность, интенция или речевое намерение, цель (хотя в бихевиористском фрейме она факультативна), содержание или предмет речевого общения, языковые или семиотические средства. Этот объект у психолингвистики – общий с лингвистикой.
Предмет психолингвистики определялся по-разному на различных этапах ее развития. Самое первое определение принадлежит американскому психологу Ч. Осгуду (Charles Osgood), данное им в 1954г.. В нем автор определяет дисциплину как изучение «процессов кодирования и декодирования [сообщений] в индивидуальных участниках коммуникации». Такой подход предполагает соотнесенность процессов речевой деятельности не с системой языка, а с психическими механизмами человека, задействованными в этих процессах.
|
Другой подход прослеживается в определении, предложенным А.А.Леонтьевым, российским психологом и лингвистом, основателем отечественной психолингвистической школы, в 1976г. в его предисловии к переведенной в СССР «Психолингвистике» Д.Слобина и Дж.Грин: «Ее [психолингвистики] предметом является устройство и функционирование речевых механизмов человека <…> в плане их соотнесенности со структурой языка» (сам Д.Слобин, американский лингвист и психолог, кратко охарактеризовал психолингвистику как «науку об усвоении и использовании структуры языка»).
Особенность отечественной предметной терминологии психолингвистики в том, что эта дисциплина долгое время в нашей стране именовалась «теорией речевой деятельности», по определению А.А. Леонтьева: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования».
Более детальный взгляд на предмет науки о языке и мышлении представлен в другом определении, предложенном Леонтьевым в 1996г.: «Целью психолингвистики является <...> рассмотрение особенностей работы этих механизмов (механизмов порождения и восприятия речи) в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности». Исходя из этого определения, можно выделить три предметных области психолингвистики:
|
1) производство речи (speech production);
2) восприятие речи (speech perception);
3) формирование речи, или освоение языка (language acquisition).
Учитывая тенденцию зарубежных справочников по психолингвистики включать исследования расстройств речи в ее предметную область, можно выделить еще один аспект дисциплины, актуальный на сегодняшний момент:
4) речевые расстройства (speech disorders), или патопсихолингвистика (speech pathology).
II. Междисциплинарность психолингвистики.
Хотя связь психолингвистики с психологией и лингвистикой очевидна, границы между этими дисциплинами не всегда остаются четкими. На сегодняшний день практически каждая традиционная предметная область языкознания тесно связана с психолингвистикой:
1. Фонетика и фонология (особенности акустических образов слов того или иного языка важны в психолингвистике для понимания процесса их восприятия и производства). Например, эксперименты показали, что произнесение последовательностей слов со схожими по звучанию начальными слогами требует больших усилий от говорящего, чем произнесение слов с различным звуковым составом [Sevald, C. A., & Dell, G. S. (1994). The sequential cuing effect in speech production. Cognition, 53, 91–127].
2. Морфология (восприятие и производство морфологически сложных слов также является предметом исследований в психолингвистике). Ряд опытов продемонстрировал, что морфологический состав слов влияет на скорость и успешность восприятия письменной речи. Например, в ходе экспериментов на принятие лексического решения (lexical decision task) испытуемые столь же быстро узнавали искомое слово в цепочке слов corner-corn, не связанных друг с другом семантически, сколько в семантически связанной цепочке cleaner-clean. [Rastle, K., Davis, M. H., & New, B. (2004). The broth in my brother’s brothel: Morpho-orthographic segmentation in visual word recognition. Psychonomic Bulletin & Review, 11, 1090–1098].
|
3. Синтаксис. Один из основных вопросов психолингвистики – это моделирование процесса производства речи. В большинстве известных моделей, предлагаемых лингвистами, выбор синтаксической конструкции занимает центральное место между выбором лексических средств и артикуляцией высказывания:
|
|
|
|
Данная поуровневая модель производства речи была предложена в 1994г. [Bock, J. K., & Levelt, W. (1994). Language Production: Grammatical Encoding]. Доказательной базой для этой модели отчасти послужили типичные оговорки морфологического, лексического и артикуляционного характера (ex. I went to get my park trucked). В большинстве случаев таких оговорок синтаксическая структура высказывания остается верной, что может указывать на существование отдельного этапа в процессе производства речи, где осуществляется назначение выбранным словам синтаксических функций в предложении. Такая двух-уровневая (выбор лексических средств – синтаксическое упорядочивание слов в предложении) модель порождения речи остается спорной на сегодняшний день.
При более сбалансированном взгляде на моделирование речевой деятельности, разделяемом многими современными исследователями, назначение синтаксических функций происходит одновременно с выбором слов. Однако, возможность наличия в сознании говорящего лишенных лексического содержания синтаксических конструкций (своего рода «заготовок» для очередного высказывания) не исключается.
4. Семантика. Данный раздел языкознания используется в психолингвистике, помимо прочего, для понимания процесса усвоения семантического строя родного языка на этапе формирования речи; для оценки восприятия слов с множественными семантическими связями с другими словами, в отличие от слов с редкими связями.
5. Прагматика интересует психолингвистику с точки зрения частоты использования слов, фраз, предложений в тех или иных контекстах, от которой также может зависеть скорость производства и восприятия речи.
Однако, за пределами традиционных предметных областей, языкознание и психолингвистика также пересекаются на поле относительно молодых дисциплин. Например, заметное влияние на психолингвистику оказала теория Сэпира-Уорфа, что связывает этот предмет с этнолингвистикой (и этнопсихологией). Психолингвистика также соприкасается с социолингвистикой (в области исследований социальных аспектов многоязычия).
Не менее многопредметна связь психолингвистики с психологией. Из сказанного ранее можно сделать вывод о смежности с ней таких дисциплин, как детская и возрастная психология (формирование речи и освоение языка), социальная психология и психология общения.
Прикладная дисциплина, рассматривающая вопросы расстройств речи, – афазиология – также составляет значительную часть исследований в психолингвистике.
Среди других смежных дисциплин отечественные авторы называют фоносемантику и психосемантику.