ГОУ ВПО РОССЗДРАВА
КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
Доктор медицинских наук
Профессор А. Л. Бондаренко
-----------------------
«» 2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
кафедры внутренних болезней:
«Лечебная физкультура и врачебный контроль»
Специальность: 040100 «Лечебное дело»
Факультет: лечебный
Кафедра: внутренних болезней
Курс: 6
Семестр: 12 семестр
Лекции: 6 часов
Практические и семинарские занятия: 48 часов
Самостоятельная работа: 27 часов
Всего: 81 час
Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
1. Программа по предмету «Внутренние болезни» (1999 г).
2. Учебного плана по специальности «Лечебное дело» (2007 г).
3. Государственного образовательного стандарта (2000 г)
4. Квалификационной характеристики врача-выпускника медицинского ВУЗа по специальности 040100 «Лечебное дело», утвержденного при согласовании с МЗ РФ приказом Гособразования РФ, от 10.03.2000, № 130 мед/с.
Рабочая программа разработана: заведующей кафедрой внутренних болезней д.м.н. Е.Н. Чичериной и ассистентом кафедры внутренних болезней, к.м.н. И.В. Гришиной
Обсуждена и утверждена на заседании кафедры _”29” апреля_____ 2008г.
(протокол №11)
Заведующая кафедрой, д.м.н. Е. Н. Чичерина
Одобрено Центрально-методическим советом
Кировской государственной медицинской академии
«___» ______________ 2008 г.
(протокол №___).
Секретарь ЦМС Исакова В.С.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Раздел 1. Цель и задачи предмета. Его место в системе высшего медицинского образования ……………………………………………………………………………………...4
|
1.1. Цель изучения предмета…………………………………………………………………….4
1.2. Задачи изучения предмета……………………………………………………………...…..4
1.3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо
для усвоения данного предмета……………………………………………………………..…4
Раздел 2. Содержание предмета……………………………………………………………...…4
2.1. Учебный план в часах………………………………………………………………….......5
2.2. Тематический план лекций……………………………………………………………......5
2.3. Тематический план практических и семинарских занятий………………………….…..6
2.4. Тематика самостоятельной работы студентов……………………………………………8
Раздел 3. Учебно-методические материалы…………………………………………………..10
3.1 Список учебной литературы………………………………………………………………10
3.1.1. Основная литература…………………………………………………………………....10
3.1.2. Дополнительная литература…………………………………………………………....10
3.2. Перечень учебно-методических пособий………………………………………………..10
3.3. Перечень наглядных пособий…………………………………………………………….10
3.4. Материалы для оценки знаний и умений студента……………………………………...10
Раздел 4. Учебно-методическая карта предмета……………………………………………...11
Раздел 5. Протокол согласования рабочей программы с другимикафедрами……………..14
Раздел 1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА.
ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1 Целью предмета «ЛФК и ВК» является:
1. Дать знания по основам лечебной физкультуры и врачебного контроля, как важных элементов немедикаментозной профилактики и лечения различных заболеваний.
|
1.2.Преподавание предмета “ЛФК и ВК” включает задачи:
1. Обучить студентов проведению врачебного обследования различных контингентов населения для допуска их к занятиям массово-оздоровительной физкультурой.
2. Обучить студентов назначению средств лечебной физкультуры на стационарном, санаторно-курортном и поликлинических этапах восстановительного лечения.
3. Обучить студентов определять показания и противопоказания с средствам и методам ЛФК.
В результате изучения предмета студент должен знать этиологию, патогенез, клинические появления форм и вариантов основных заболеваний внутренних органов, показания и противопоказания к ЛФК при них.
Студент должен уметь: самостоятельно провести обследование больного, проанализировать антропометрические данные, провести функциональные пробы с пациентом, дать заключение по проведенными функциональным пробам, провести врачебно-педагогические наблюдения. Уметь работать с монографиями, научными и практическими журналами.
1.3. Для изучения предмета «ЛФК и ВК» студентам необходимо усвоить разделы и темы других дисциплин.
Дисциплина | Наименование раздела, связанное с изучением ЛФК и ВК |
Анатомия | Анатомия внутренних органов, иннервация, кровоснабжение; динамическая анатомия |
Патфизиология | Общие вопросы патогенеза, функциональных методов исследования |
Рентгенология | Вопросы рентгендиагностики заболеваний внутренних органов и переломов трубчатых костей |
Хирургия с курсом травматологии | Диагностика хирургических заболеваний и травм |
Акушерство и гинекология | Общие вопросы течения нормальной беременности и родов |
|
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
Настоящая рабочая программа по дисциплине для студентов 6 курса лечебного факультета составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040100 «Лечебное дело», утвержденного при согласовании с МЗ РФ приказом Гособразования РФ, от 10.03.2000, № 130 мед/сп.
Содержанием обучения является: проведение практических занятий по цикловому методу по ЛФК и ВК, чтение лекций.
Преподавание дисциплины ведется по принципу аудиторных занятий.
Основное внимание обращается на возможность широкого применения врачами всех специальностей физических упражнений и других средств физической культуры как в целях оздоровления населения и повышения его работоспособности, так и в целях профилактики и лечения различных заболеваний.
Преподавание дисциплины складывается из следующих разделов:
1. курс лекций
2. практические занятия
3. «самостоятельные» занятия.
4.
2.1.Учебный план в часах.
Семестр | Количество недель | Количество часов в неделю | Всего часов | В том числе | ||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||
Итого |
2.2. Тематический план лекций
№ | Тема | Цели и задачи | Содержание темы | Часы |
ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, хроническая ИБС, гипертоническая болезнь). | Познакомить студентов с принципом и обосно-ванием применения ЛФК при сердечно-сосудистой патологии, показать эффектив-ность действия физии-ческих упражнений на ранних стадиях заболевания. | 1. Механизмы восстановления и компенсации функций при ИБС, гипертонической болезни и др. заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Физиологические основы физической тренировки больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. 2. Особенности методики лечебной физкультуры при гипертонической болезни. 3. Нагрузочные тесты в обосновании допустимой нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой и в назначении программ физической реабилитации у больных сердечно-сосудистой патологией.. 4. Демонстрация теста с физической нагрузкой для больных сердечно-сосудистой патологией. Анализ и оценка результатов нагрузочного теста. 5. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры у больных с острым инфарктом миокарда. Двигательные режимы при остром инфаркте миокарда. Сроки назначения лечебной гимнастики. Противопоказания к назначению лечебной гимнастики. Методы контроля за адекватностью физической нагрузки состоянию больного и оценка результатов контроля на различных этапах активизации больного. Особенности методики лечебной физкультуры на поликлиническом этапе лечения больных, перенесших инфаркт миокарда. | ||
ЛФК при заболеваниях органов дыхания (острая пневмония, бронхиальная астма, плевриты, неспецифические заболевания легких). | Ознакомить студентов с действием физи-ческих упражнений и методикой их приме-нения при различных заболеваниях органов дыхания, подчеркнуть значимость специаль-ных дыхательных упражнений и воз-можность применения ЛФК в амбулаторных и санаторно-курортных условиях. | 1. Механизм действия и лечебный эффект ЛФК при заболеваниях органов дыхания. 2. Средства, методики ЛФК, применяемые при заболеваниях органов дыхания. 3. Показания к назначению лечебной гимнастики. 4. ЛФК при бронхиальной астме (острой пневмонии, плеврите, хронических неспецифических заболеваниях легких) - цели и задачи ЛФК - механизм действия - средства ЛФК - методики ЛФК с учетом клинического течения болезни - специальные упражнения 5. Организация ЛФК при различных заболеваниях легких. 6. Контроль за эффективностью ЛФК | ||
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, нарушениях обмена веществ. | Ознакомить студентов с принципами и основ-ными методиками ЛФК, действиями физических упражне-ний и методами контроля эффекти-вности курса лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппа-рата, желудочнокишеч-ного тракта, наруше-ниях обмена веществ. | 1. Особенности методики лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ревматоидный артрит, деформирующий артроз). Демонстрация лечения «положением» при поражениях различных суставов. 2. Лечебная физкультура при ожирении. Средства и методы лечебной физкультуры, особенности дозировки физических упражнений. 3. Лечебная физкультура при спланхноптозе, дискинезии толстого кишечника, дискинезии желчного пузыря. 4. Методы контроля эффективности курса лечебной физкультуры (функционально-двигательный тест, динамометрия, АД, пульс). Оценка эффективности занятий лечебной гимнастикой. |
2.3.Тематический план практических и семинарских занятий
№ | Тема | Цели задачи | Содержание темы | Студент должен знать | Студент должен уметь | Часы |
Задачи врачебного контроля для занимающихся физической культурой, спортом и ЛФК | Знакомство с работой по спортивной медицине и ЛФК во врачебно-физкультурном диспансере. Ознакомление со схемой врачебного обследования занимающихся физкультурой и спортом. | 1. Организация врачебно-физкультурной службы. Врачебно-физкультурные диспансеры – центры восстановительного лечения и организационно-методической работы по медицинскому обеспечению занимающихся физкультурой, спортом и ЛФК. 2. Особенности врачебного контроля при занятиях физкультурой и спортом в детском, юношеском, среднем и пожилом возрасте. 3. Возрастные анатомо-физиологические особенности организма и их значение для выбора адекватного двигательного режима. 4. Врачебный контроль за женщинами. 5. Ознакомление за схемой медицинского обследования занимающихся физкультурой и спортом (ф. 061/у и 062/у). 6. Противопоказания к занятиям физкультурой и спортом. 7. Показания к занятиям лечебной физкультурой. | Цели, задачи, содержание и методы враче-бного контро-ля. Возрастные анатомо-физи-ологические особенности организма и их значение для выбора адекв-атного двига-тельного режи-ма. Противопоказания к занятиям физкультурой и спортом. По-казания к заня-тиям лечебной физкультурой. | Проводить врачебно- педагогический контроль по алгоритму. Самостоятельно оформлять необходимую документацию, осуществлять медицинское обеспечение соревнований. | ||
Врачебные наблюдения в процессе занятий физкультурой, спортом и ЛФК. | Врачебно-пе-дагогические наблюдения за лицами, заним-ающимися фи-зкультурой, спортом, ЛФК. Определение допуска разл-ичных контин-гентов к заня-тиям физкуль-турой и спортом. | Организация, цели и задачи врачебно-педагогических наблюдений в различных возрастно-половых группах, занимающихся физкультурой и спортом. Проведение врачебно-педагогических наблюдений за занимающимися физкультурой, спортом и ЛФК. Изучение степени соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам. Определение воздействия занятий: построение физиологической кривой занятия по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания. | Задачи врачебно-педагогических наблюдений в различных возрастно-половых группах, занимающихся физкультурой и спортом. | Определять воздействия занятий ЛФК: строить физиологическую кривую занятия ЛФК по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания. | ||
Функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и их значение в оценке физического состояния, в выборе и обосновании программ физической тренировки. | Оценка функционального состояния организма. Функциональные пробы с физической нагрузкой. Специальные функциональные тесты. Определение физической работоспособности, состав-ление мед-заключения. Определение медицинской группы. | Цели и задачи физического тестирования. Теоретические основы тестирования физической работоспособности. Компоненты комплексного механизма физической работоспособности. Основные принципы оценки физической работоспособности и ее связь с показателем здоровья. Классификация функциональных проб и тестов. Обоснование выбора вида и модели нагрузки. Стандартные нагрузки – велоэргометрия, степэргометрия, беговая дорожка. Влияние однократной физической нагрузки на организм человека. Возрастные особенности реакции организма на физическую нагрузку. Физиологические показатели тренированности. Типы реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку. | Теоретические основы тестирования физической работоспособности. Основ-ные функци-ональные про-бы и тесты. Виды и модели нагрузки. Ста-ндартные на-грузки – вело-эргометрия, степэргометрия, беговая дор-ожка. Возрас-тные особен-ности реакции организма на физическую нагрузку. Физ-иологические показатели тренированности. | Проводить основные функциональ-ные пробы и тесты. Проводить вело-эргометрию, степэ-ргометрию, нагрузку на беговой дорожке. Обосновать выбор вида и модели нагрузки. Определять медицинскую группу, интерпретировать функциональные методы обследования и пробы. Уметь проводить занятия по ЛФК с группой больных и индивидуально в зале ЛФК, определять реакцию больного на нагрузку. Осуществлять контроль за эффек-тивностью ЛФК | ||
Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации больных инфарктом миокарда. | Изучить действие лечебной физкультуры в медицинской реабилитации больных инфарктом миокарда. | Влияние постельного режима на организм больного с острым инфарктом миокарда. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры у больных с острым инфарктом миокарда. Двигательные режимы при остром инфаркте миокарда, обоснование их расширения. Сроки назначения лечебной гимнастики. Противопоказания к назначению лечебной гимнастики. Обоснование выбора программы физической реабилитации. Методы контроля за адекватностью физической нагрузки состоянию больного и оценка результатов контроля на различных этапах активизации больного. | Двигательные режимы при остром инфаркте миокарда, сроки их назначения, показания и противопоказания. | Определять воздействия занятий ЛФК: строить физиологическую кривую занятия ЛФК по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания.. | ||
Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. | Изучить действие лечебной физкультуры в медицинской реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями (ИБС, гипертоническая болезнь, ревматические пороки, НЦД). | Механизмы восстановления и компенсации функций при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, ревматизме. Физиологические основы физической тренировки больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Особенности методики лечебной физкультуры при гипертонической болезни, нейроциркуляторной дистонии. Особенности ЛФК при ревматизме у дошкольников. Влияние физических упражнений и тренировки на различные системы организма больного. Нагрузочные тесты в обосновании допустимой нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой и в назначении программ физической реабилитации. Применение лечебного массажа у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. | Сроки назначения, показания и противопоказания к ЛФК и для массажа при заболеваниях ССС. Четко представлять цель каждого упражнения, эффективностьи правильность их ыполнения. | Определять воздействия занятий ЛФК: строить физиологическую кривую занятия ЛФК по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания.. | ||
Лечебная физкультура при острых и хронических заболеваниях легких. | Изучить действие физических упражнений и методики их применения у больных с заболеваниями органов дыхания с учетом клинического течения. | Особенности методики лечебной гимнастики при острых и хронических заболеваниях легких. Показания к назначению лечебной гимнастики. Показания к назначению лечебного массажа при заболеваниях органов дыхания. | Сроки назначения, показания и противопоказания к ЛФК и для массажа при заболеваниях органов дыхания. Четко представлять цель каждого упражнения, эффективность специальных дыхательных упражнений, правильность их выполнения. | Практическое выполнение ЛФК при различных заболеваниях органов дыхания, особенности методик лечебной гимнастики при острых и хронических заболеваниях легких, показания и проти-вопоказания. | ||
Лечебная физкультура при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушениях обмена веществ. | Ознакомить студентов с принципом и обоснованием применения ЛФК при забо-леваниях орг-анов желудо-чно-кишечного тракта.Изучить действие физи-ческих упраж-нений при данных заболе-ваниях, контр-оль за эффект-ивностью. | Особенности методики лечебной физкультуры при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Лечебная физкультура при ожирении. Средства и методы лечебной физкультуры, особенности дозировки физических упражнений. Методы контроля эффективности курса лечебной физкультуры (угломерия, функционально-двигательный тест, динамометрия, АД, пульс). Оценка эффективности занятий лечебной гимнастикой. | Практическое выполнение ЛФК и специальных упражнений при различных заболеваниях органов пищеварения. Четко представлять цель каждого упражнения и правильность их выполнения. | При курации тематических больных осуществлять постановку диагноза, определять медицинскую группу, интерпретировать функциональные методы обследования и пробы. Уметь проводить занятия по ЛФК с группой больных и индивидуально в зале ЛФК, осуществлять контроль за эффективностью ЛФК. | ||
Восстановительное лечение при травмах, заболеваниях и деформациях опорно-двигательного аппарата. Физическая культура во время беременности и в послеродовом периоде. Зачет. | Изучить принципы организации восстановительного лечения при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата ЛФК – один из методов подготовки беременных к родам. Показать значение физической подготовки беременных для течения нормальных физиологических родов. Оценить знания студентов по назначению средств и методов ЛФК пациентам с основными нозологичесими формами. | Особенности методики лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ревматоидный артрит, деформирующий артроз). и восстановительного лечения и особенности методики лечебного применения физических Общие принципы организации упражнений при травмах и деформациях. Показания к назначению различных средств и видов восстановительного лечения. Лечебная физкультура в различные периоды лечения больного с переломами трубчатой кости. Физическая культура – один из методов подготовки беременных к родам. Значение физической подготовленности беременных для течения нормальных физиологических родов. Роль физических упражнений в предупреждении осложнений беременности, родов и послеродовом периоде. Задачи, особенности проведения занятий физкультурой в зависимости от срока беременности и уровня физической подготовленности беременных. Ограничения, противопоказания к применению физических упражнений во время беременности. Дыхательная гимнастика в период беременности, в родах и послеродовом периоде. Особенности применения упражнений на расслабление. Учет эффективности занятий физическими упражнениями во время беременности и в послеродовом периоде. Контроль освоения практических навыков, собеседование с оценкой решения клинической ситуации, составление плана реабилитации. | Практическое выполнение ЛФК при различных заболеваниях опорно-двиг-ательного ап-парата, особен-ности методик ЛФК при рев-матоидном артрите и ДОА,показания и противопо-казания. Четко представлять цель каждого упражнения, эффективность правильность их выполнения. Тактика реабилитации больных. | При курации тематических больных осуществлять постановку диагноза, определять медицинскую группу, интерпретировать функциональные методы обследования и пробы. Уметь проводить занятия по ЛФК с группой больных и индивидуально в зале ЛФК, осуществлять контроль за эффективностью ЛФК. Уметь составить план реабилитации. |
Аудиторная самостоятельная работа