Аудиторная самостоятельная работа




ГОУ ВПО РОССЗДРАВА

КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

Доктор медицинских наук

Профессор А. Л. Бондаренко

-----------------------

«» 2008 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

кафедры внутренних болезней:

«Лечебная физкультура и врачебный контроль»

 

Специальность: 040100 «Лечебное дело»

Факультет: лечебный

Кафедра: внутренних болезней

Курс: 6

Семестр: 12 семестр

 

 

Лекции: 6 часов

Практические и семинарские занятия: 48 часов

Самостоятельная работа: 27 часов

Всего: 81 час

 

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

1. Программа по предмету «Внутренние болезни» (1999 г).

2. Учебного плана по специальности «Лечебное дело» (2007 г).

3. Государственного образовательного стандарта (2000 г)

4. Квалификационной характеристики врача-выпускника медицинского ВУЗа по специальности 040100 «Лечебное дело», утвержденного при согласовании с МЗ РФ приказом Гособразования РФ, от 10.03.2000, № 130 мед/с.

 

 

Рабочая программа разработана: заведующей кафедрой внутренних болезней д.м.н. Е.Н. Чичериной и ассистентом кафедры внутренних болезней, к.м.н. И.В. Гришиной

Обсуждена и утверждена на заседании кафедры _”29” апреля_____ 2008г.

(протокол №11)

 

 

Заведующая кафедрой, д.м.н. Е. Н. Чичерина

 

Одобрено Центрально-методическим советом

Кировской государственной медицинской академии

«___» ______________ 2008 г.

(протокол №___).

 

Секретарь ЦМС Исакова В.С.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Раздел 1. Цель и задачи предмета. Его место в системе высшего медицинского образования ……………………………………………………………………………………...4

1.1. Цель изучения предмета…………………………………………………………………….4

1.2. Задачи изучения предмета……………………………………………………………...…..4

1.3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо

для усвоения данного предмета……………………………………………………………..…4

Раздел 2. Содержание предмета……………………………………………………………...…4

2.1. Учебный план в часах………………………………………………………………….......5

2.2. Тематический план лекций……………………………………………………………......5

2.3. Тематический план практических и семинарских занятий………………………….…..6

2.4. Тематика самостоятельной работы студентов……………………………………………8

Раздел 3. Учебно-методические материалы…………………………………………………..10

3.1 Список учебной литературы………………………………………………………………10

3.1.1. Основная литература…………………………………………………………………....10

3.1.2. Дополнительная литература…………………………………………………………....10

3.2. Перечень учебно-методических пособий………………………………………………..10

3.3. Перечень наглядных пособий…………………………………………………………….10

3.4. Материалы для оценки знаний и умений студента……………………………………...10

Раздел 4. Учебно-методическая карта предмета……………………………………………...11

Раздел 5. Протокол согласования рабочей программы с другимикафедрами……………..14

 

 

Раздел 1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА.

ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1 Целью предмета «ЛФК и ВК» является:

1. Дать знания по основам лечебной физкультуры и врачебного контроля, как важных элементов немедикаментозной профилактики и лечения различных заболеваний.

1.2.Преподавание предмета “ЛФК и ВК” включает задачи:

1. Обучить студентов проведению врачебного обследования различных контингентов населения для допуска их к занятиям массово-оздоровительной физкультурой.

2. Обучить студентов назначению средств лечебной физкультуры на стационарном, санаторно-курортном и поликлинических этапах восстановительного лечения.

3. Обучить студентов определять показания и противопоказания с средствам и методам ЛФК.

В результате изучения предмета студент должен знать этиологию, патогенез, клинические появления форм и вариантов основных заболеваний внутренних органов, показания и противопоказания к ЛФК при них.

Студент должен уметь: самостоятельно провести обследование больного, проанализировать антропометрические данные, провести функциональные пробы с пациентом, дать заключение по проведенными функциональным пробам, провести врачебно-педагогические наблюдения. Уметь работать с монографиями, научными и практическими журналами.

1.3. Для изучения предмета «ЛФК и ВК» студентам необходимо усвоить разделы и темы других дисциплин.

Дисциплина Наименование раздела, связанное с изучением ЛФК и ВК
Анатомия Анатомия внутренних органов, иннервация, кровоснабжение; динамическая анатомия
Патфизиология Общие вопросы патогенеза, функциональных методов исследования
Рентгенология Вопросы рентгендиагностики заболеваний внутренних органов и переломов трубчатых костей
Хирургия с курсом травматологии Диагностика хирургических заболеваний и травм
Акушерство и гинекология Общие вопросы течения нормальной беременности и родов

 

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Настоящая рабочая программа по дисциплине для студентов 6 курса лечебного факультета составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040100 «Лечебное дело», утвержденного при согласовании с МЗ РФ приказом Гособразования РФ, от 10.03.2000, № 130 мед/сп.

Содержанием обучения является: проведение практических занятий по цикловому методу по ЛФК и ВК, чтение лекций.

Преподавание дисциплины ведется по принципу аудиторных занятий.

Основное внимание обращается на возможность широкого применения врачами всех специальностей физических упражнений и других средств физической культуры как в целях оздоровления населения и повышения его работоспособности, так и в целях профилактики и лечения различных заболеваний.

Преподавание дисциплины складывается из следующих разделов:

1. курс лекций

2. практические занятия

3. «самостоятельные» занятия.

4.

2.1.Учебный план в часах.

Семестр Количество недель Количество часов в неделю Всего часов В том числе
Лекции   Практические занятия Самостоятельная работа
             
Итого            

 

 

2.2. Тематический план лекций

Тема Цели и задачи Содержание темы Часы
  ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, хроническая ИБС, гипертоническая болезнь). Познакомить студентов с принципом и обосно-ванием применения ЛФК при сердечно-сосудистой патологии, показать эффектив-ность действия физии-ческих упражнений на ранних стадиях заболевания. 1. Механизмы восстановления и компенсации функций при ИБС, гипертонической болезни и др. заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Физиологические основы физической тренировки больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. 2. Особенности методики лечебной физкультуры при гипертонической болезни. 3. Нагрузочные тесты в обосновании допустимой нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой и в назначении программ физической реабилитации у больных сердечно-сосудистой патологией.. 4. Демонстрация теста с физической нагрузкой для больных сердечно-сосудистой патологией. Анализ и оценка результатов нагрузочного теста. 5. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры у больных с острым инфарктом миокарда. Двигательные режимы при остром инфаркте миокарда. Сроки назначения лечебной гимнастики. Противопоказания к назначению лечебной гимнастики. Методы контроля за адекватностью физической нагрузки состоянию больного и оценка результатов контроля на различных этапах активизации больного. Особенности методики лечебной физкультуры на поликлиническом этапе лечения больных, перенесших инфаркт миокарда.  
  ЛФК при заболеваниях органов дыхания (острая пневмония, бронхиальная астма, плевриты, неспецифические заболевания легких).   Ознакомить студентов с действием физи-ческих упражнений и методикой их приме-нения при различных заболеваниях органов дыхания, подчеркнуть значимость специаль-ных дыхательных упражнений и воз-можность применения ЛФК в амбулаторных и санаторно-курортных условиях. 1. Механизм действия и лечебный эффект ЛФК при заболеваниях органов дыхания. 2. Средства, методики ЛФК, применяемые при заболеваниях органов дыхания. 3. Показания к назначению лечебной гимнастики. 4. ЛФК при бронхиальной астме (острой пневмонии, плеврите, хронических неспецифических заболеваниях легких) - цели и задачи ЛФК - механизм действия - средства ЛФК - методики ЛФК с учетом клинического течения болезни - специальные упражнения 5. Организация ЛФК при различных заболеваниях легких. 6. Контроль за эффективностью ЛФК  
  ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, нарушениях обмена веществ. Ознакомить студентов с принципами и основ-ными методиками ЛФК, действиями физических упражне-ний и методами контроля эффекти-вности курса лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппа-рата, желудочнокишеч-ного тракта, наруше-ниях обмена веществ. 1. Особенности методики лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ревматоидный артрит, деформирующий артроз). Демонстрация лечения «положением» при поражениях различных суставов. 2. Лечебная физкультура при ожирении. Средства и методы лечебной физкультуры, особенности дозировки физических упражнений. 3. Лечебная физкультура при спланхноптозе, дискинезии толстого кишечника, дискинезии желчного пузыря. 4. Методы контроля эффективности курса лечебной физкультуры (функционально-двигательный тест, динамометрия, АД, пульс). Оценка эффективности занятий лечебной гимнастикой.  

 

2.3.Тематический план практических и семинарских занятий

 

Тема Цели задачи Содержание темы Студент должен знать Студент должен уметь Часы
  Задачи врачебного контроля для занимающихся физической культурой, спортом и ЛФК Знакомство с работой по спортивной медицине и ЛФК во врачебно-физкультурном диспансере. Ознакомление со схемой врачебного обследования занимающихся физкультурой и спортом.   1. Организация врачебно-физкультурной службы. Врачебно-физкультурные диспансеры – центры восстановительного лечения и организационно-методической работы по медицинскому обеспечению занимающихся физкультурой, спортом и ЛФК. 2. Особенности врачебного контроля при занятиях физкультурой и спортом в детском, юношеском, среднем и пожилом возрасте. 3. Возрастные анатомо-физиологические особенности организма и их значение для выбора адекватного двигательного режима. 4. Врачебный контроль за женщинами. 5. Ознакомление за схемой медицинского обследования занимающихся физкультурой и спортом (ф. 061/у и 062/у). 6. Противопоказания к занятиям физкультурой и спортом. 7. Показания к занятиям лечебной физкультурой. Цели, задачи, содержание и методы враче-бного контро-ля. Возрастные анатомо-физи-ологические особенности организма и их значение для выбора адекв-атного двига-тельного режи-ма. Противопоказания к занятиям физкультурой и спортом. По-казания к заня-тиям лечебной физкультурой. Проводить врачебно- педагогический контроль по алгоритму. Самостоятельно оформлять необходимую документацию, осуществлять медицинское обеспечение соревнований.  
  Врачебные наблюдения в процессе занятий физкультурой, спортом и ЛФК.   Врачебно-пе-дагогические наблюдения за лицами, заним-ающимися фи-зкультурой, спортом, ЛФК. Определение допуска разл-ичных контин-гентов к заня-тиям физкуль-турой и спортом. Организация, цели и задачи врачебно-педагогических наблюдений в различных возрастно-половых группах, занимающихся физкультурой и спортом. Проведение врачебно-педагогических наблюдений за занимающимися физкультурой, спортом и ЛФК. Изучение степени соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам. Определение воздействия занятий: построение физиологической кривой занятия по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания. Задачи врачебно-педагогических наблюдений в различных возрастно-половых группах, занимающихся физкультурой и спортом.   Определять воздействия занятий ЛФК: строить физиологическую кривую занятия ЛФК по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания.  
  Функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и их значение в оценке физического состояния, в выборе и обосновании программ физической тренировки.   Оценка функционального состояния организма. Функциональные пробы с физической нагрузкой. Специальные функциональные тесты. Определение физической работоспособности, состав-ление мед-заключения. Определение медицинской группы.   Цели и задачи физического тестирования. Теоретические основы тестирования физической работоспособности. Компоненты комплексного механизма физической работоспособности. Основные принципы оценки физической работоспособности и ее связь с показателем здоровья. Классификация функциональных проб и тестов. Обоснование выбора вида и модели нагрузки. Стандартные нагрузки – велоэргометрия, степэргометрия, беговая дорожка. Влияние однократной физической нагрузки на организм человека. Возрастные особенности реакции организма на физическую нагрузку. Физиологические показатели тренированности. Типы реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку.   Теоретические основы тестирования физической работоспособности. Основ-ные функци-ональные про-бы и тесты. Виды и модели нагрузки. Ста-ндартные на-грузки – вело-эргометрия, степэргометрия, беговая дор-ожка. Возрас-тные особен-ности реакции организма на физическую нагрузку. Физ-иологические показатели тренированности. Проводить основные функциональ-ные пробы и тесты. Проводить вело-эргометрию, степэ-ргометрию, нагрузку на беговой дорожке. Обосновать выбор вида и модели нагрузки. Определять медицинскую группу, интерпретировать функциональные методы обследования и пробы. Уметь проводить занятия по ЛФК с группой больных и индивидуально в зале ЛФК, определять реакцию больного на нагрузку. Осуществлять контроль за эффек-тивностью ЛФК  
  Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации больных инфарктом миокарда.   Изучить действие лечебной физкультуры в медицинской реабилитации больных инфарктом миокарда. Влияние постельного режима на организм больного с острым инфарктом миокарда. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры у больных с острым инфарктом миокарда. Двигательные режимы при остром инфаркте миокарда, обоснование их расширения. Сроки назначения лечебной гимнастики. Противопоказания к назначению лечебной гимнастики. Обоснование выбора программы физической реабилитации. Методы контроля за адекватностью физической нагрузки состоянию больного и оценка результатов контроля на различных этапах активизации больного. Двигательные режимы при остром инфаркте миокарда, сроки их назначения, показания и противопоказания.   Определять воздействия занятий ЛФК: строить физиологическую кривую занятия ЛФК по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания..    
  Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.   Изучить действие лечебной физкультуры в медицинской реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями (ИБС, гипертоническая болезнь, ревматические пороки, НЦД). Механизмы восстановления и компенсации функций при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, ревматизме. Физиологические основы физической тренировки больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Особенности методики лечебной физкультуры при гипертонической болезни, нейроциркуляторной дистонии. Особенности ЛФК при ревматизме у дошкольников. Влияние физических упражнений и тренировки на различные системы организма больного. Нагрузочные тесты в обосновании допустимой нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой и в назначении программ физической реабилитации. Применение лечебного массажа у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сроки назначения, показания и противопоказания к ЛФК и для массажа при заболеваниях ССС. Четко представлять цель каждого упражнения, эффективностьи правильность их ыполнения.   Определять воздействия занятий ЛФК: строить физиологическую кривую занятия ЛФК по результатам реакции пульса, артериального давления и частоты дыхания..    
  Лечебная физкультура при острых и хронических заболеваниях легких.   Изучить действие физических упражнений и методики их применения у больных с заболеваниями органов дыхания с учетом клинического течения.   Особенности методики лечебной гимнастики при острых и хронических заболеваниях легких. Показания к назначению лечебной гимнастики. Показания к назначению лечебного массажа при заболеваниях органов дыхания.   Сроки назначения, показания и противопоказания к ЛФК и для массажа при заболеваниях органов дыхания. Четко представлять цель каждого упражнения, эффективность специальных дыхательных упражнений, правильность их выполнения. Практическое выполнение ЛФК при различных заболеваниях органов дыхания, особенности методик лечебной гимнастики при острых и хронических заболеваниях легких, показания и проти-вопоказания.  
  Лечебная физкультура при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушениях обмена веществ.   Ознакомить студентов с принципом и обоснованием применения ЛФК при забо-леваниях орг-анов желудо-чно-кишечного тракта.Изучить действие физи-ческих упраж-нений при данных заболе-ваниях, контр-оль за эффект-ивностью.   Особенности методики лечебной физкультуры при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Лечебная физкультура при ожирении. Средства и методы лечебной физкультуры, особенности дозировки физических упражнений. Методы контроля эффективности курса лечебной физкультуры (угломерия, функционально-двигательный тест, динамометрия, АД, пульс). Оценка эффективности занятий лечебной гимнастикой.   Практическое выполнение ЛФК и специальных упражнений при различных заболеваниях органов пищеварения. Четко представлять цель каждого упражнения и правильность их выполнения. При курации тематических больных осуществлять постановку диагноза, определять медицинскую группу, интерпретировать функциональные методы обследования и пробы. Уметь проводить занятия по ЛФК с группой больных и индивидуально в зале ЛФК, осуществлять контроль за эффективностью ЛФК.  
  Восстановительное лечение при травмах, заболеваниях и деформациях опорно-двигательного аппарата. Физическая культура во время беременности и в послеродовом периоде.   Зачет.     Изучить принципы организации восстановительного лечения при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата ЛФК – один из методов подготовки беременных к родам. Показать значение физической подготовки беременных для течения нормальных физиологических родов.     Оценить знания студентов по назначению средств и методов ЛФК пациентам с основными нозологичесими формами. Особенности методики лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ревматоидный артрит, деформирующий артроз). и восстановительного лечения и особенности методики лечебного применения физических Общие принципы организации упражнений при травмах и деформациях. Показания к назначению различных средств и видов восстановительного лечения. Лечебная физкультура в различные периоды лечения больного с переломами трубчатой кости. Физическая культура – один из методов подготовки беременных к родам. Значение физической подготовленности беременных для течения нормальных физиологических родов. Роль физических упражнений в предупреждении осложнений беременности, родов и послеродовом периоде. Задачи, особенности проведения занятий физкультурой в зависимости от срока беременности и уровня физической подготовленности беременных. Ограничения, противопоказания к применению физических упражнений во время беременности. Дыхательная гимнастика в период беременности, в родах и послеродовом периоде. Особенности применения упражнений на расслабление. Учет эффективности занятий физическими упражнениями во время беременности и в послеродовом периоде.   Контроль освоения практических навыков, собеседование с оценкой решения клинической ситуации, составление плана реабилитации. Практическое выполнение ЛФК при различных заболеваниях опорно-двиг-ательного ап-парата, особен-ности методик ЛФК при рев-матоидном артрите и ДОА,показания и противопо-казания. Четко представлять цель каждого упражнения, эффективность правильность их выполнения. Тактика реабилитации больных. При курации тематических больных осуществлять постановку диагноза, определять медицинскую группу, интерпретировать функциональные методы обследования и пробы. Уметь проводить занятия по ЛФК с группой больных и индивидуально в зале ЛФК, осуществлять контроль за эффективностью ЛФК. Уметь составить план реабилитации.  

 

 

Аудиторная самостоятельная работа

Тема Форма Цель и задачи Метод. обеспечение Часы
1. Задачи врачебного контроля для занимающихся физической культурой, спортом и ЛФК. Участие в осмотре больных, работа в зале ЛФК. Освоить принципы врачебного контроля при занятиях физкультурой и спортом в детском, юношеском, среднем и пожилом возрасте.   Оборудование зала ЛФК, тренажерного зала степэргометр, беговая дорожка, велэргометр).. Типовые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки,, учетная документация  
4.Врачебные наблюдения в процессе занятий физкультурой, спортом и ЛФК. Проведение врачебно-педагогических наблюдений между собой. Научиться оценке физического развития, телосложения, особенностей опорно-двигате-льного аппарата и давать рекомендации по коррекции нарушений физического развития. Оборудование зала ЛФК, тренажерного зала степэргометр, беговая дорожка, велэргометр).. Типовые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки учетная документация  
3.Функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и их значение в оценке физического состояния, в выборе и обосновании прог-рамм физической трени-ровки. Проведение Гарвардского степ-теста между собой. Освоить основные функциональные пробы и тесты. Оборудование зала ЛФК, (степэргометр, беговая дорожка, велэргометр). Типовые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки.    
4.Лечебная физкультура в системе медицинской реаби-литации больных инфарктом миокарда Работа в кардиологическом отделении. Курация больных Обосновывать применение ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Оборудование зала ЛФК, ЭКГ, тонометр фонендоскоп  
5.Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Работа в кардиологическом отделении. Курация больных Обосновывать применение ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Оборудование зала ЛФК, ЭКГ, тонометр фонендоскоп  
6.Лечебная физкультура при острых и хронических заболеваниях легких. Работа в терапев-тическом отделении. Курация больных Обосновывать применение ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Оборудование зала ЛФК, ЭКГ, тонометр фонендоскоп  
7. Лечебная физкультура при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушениях обмена веществ. Работа в терапевтическом отделении. Курация больных Обосновывать применение ЛФК при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта. Оборудование зала ЛФК, ЭКГ, тонометр, фонендоскоп.  
8. Восстановительное лечение при травмах, заболеваниях и деформациях опорно-двигательного аппарата. Физическая культура во время беременности и в послеродовом периоде. Зачет.   Работа в хирургическом отделении. Курация больных. Работа в женской консультации. Курация больных   Решение ситуационной задачи. Изучить принципы организации восста-новительного лечения при травмах и заболеваниях опор-но-двигательного аппарата Показать значение физической подготовки беременных для течения нормальных физиологических родов. Показать основные знания по пройденному материалу. Оборудование зала ЛФК, ЭКГ, тонометр,фонендоскоп.   Зачетные билеты.    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: