В результате изучения курса студенты должны умет ь:
1. Выявить:
- клинические признаки основного заболевания, изменения и нарушения в органах и системах, ограничивающие физическую работоспособность и двигательную активность больных;
- отклонения и нарушения в физическом развитии и наметить план их коррекции с помощью средств ЛФК.
2. Выбрать, обосновать и провести пробы с физической нагрузкой для оценки функционального состояния организма здорового и больного человека.
3. Оценить:
результаты проб с физической нагрузкой и специальных функциональных тестов у больных (спироэргометрия, спирография, пневмотахометрия и др.);
- адекватность применяемых физических нагрузок и эффективность курса лечебной физкультуры.
4. Определить:
- уровень физического здоровья на основании комплексной оценки физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы;
- двигательный режим больных, его содержание и задачи лечебной физкультуры на стационарном и поликлиническом этапах реабилитации.
5. Выбрать средства физической реабилитации в соответствии с заболеваниями их обосновать.
6. Провести дыхательные упражнения (статические, динамические, тренирующие вдох и выдох, локализованное дыхание, тренирующие доли легкого, тренирующие упражнения), упражнения в расслаблении.
7. Составить комплекс упражнений лечебной гимнастики для больного, находящегося на стационарном этапе реабилитации, при следующих заболеваниях:
- инфаркте миокарда;
- острой пневмонии, хроническом бронхите, эмфиземе легких, пневмосклерозе;
- артритах, артрозах, остеохондрозе;
- переломах костей верхних и нижних конечностей;
- в раннем послеоперационном периоде после полостных операций;
для женщин в период беременности и в послеродовом периоде.
3.4.2. Тестовые задания - 240.
3.4.3. Ситуационные задачи - 40.
3.4.5. Вопросы к зачетам – 18
Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРЕДМЕТА
«ЛФК И ВК»
№ тем | Наименование вопросов, изучаемых на лекции | Используемые наглядные пособия | Объем в часах |
1. | 1. Механизмы восстановления и компенсации функций при ИБС, гипертонической болезни и др. заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Физиологические основы физической тренировки больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. 2. Особенности методики лечебной физкультуры при гипертонической болезни, нейроциркуляторной дистонии. 3. Нагрузочные тесты в обосновании допустимой нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой и в назначении программ физической реабилитации. 4. Демонстрация теста с физической нагрузкой для больных. Анализ и оценка результатов нагрузочного теста. 5. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры у больных с острым инфарктом миокарда. Двигательные режимы при остром инфаркте миокарда. Сроки назначения лечебной гимнастики. Противопоказания к назначению лечебной гимнастики. Методы контроля за адекватностью физической нагрузки состоянию больного и оценка результатов контроля на различных этапах активизации больного. Особенности методики лечебной физкультуры на поликлиническом этапе лечения больных, перенесших инфаркт миокарда. | Мультимедийный проектор | |
1. Механизм действия и лечебный эффект ЛФК при заболеваниях органов дыхания. 2. Средства, методики ЛФК, применяемые при заболеваниях органов дыхания. 3. Показания к назначению лечебной гимнастики. 4. ЛФК при бронхиальной астме (острой пневмонии, плеврите, хронических неспецифических заболеваниях легких) - цели и задачи ЛФК - механизм действия - средства ЛФК - методики ЛФК с учетом клинического течения болезни - специальные упражнения 5. Организация ЛФК при различных заболеваниях легких. 6. Контроль за эффективностью ЛФК | Мультимедийный проектор | ||
1. Особенности методики лечебной физкультуры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ревматоидный артрит, деформирующий артроз). Демонстрация лечения «положением» при поражениях различных суставов. 2. Лечебная физкультура при ожирении. Средства и методы лечебной физкультуры, особенности дозировки физических упражнений. 3. Лечебная физкультура при спланхноптозе, дискинезии толстого кишечника, дискинезии желчного пузыря. 4. Методы контроля эффективности курса лечебной физкультуры (углометрия, функционально-двигательный тест, динамометрия, АД, пульс). Оценка эффективности занятий лечебной гимнастикой. | Мультимедийный проектор |
Практичес-кие занятия (№ темы) | Используемые наглядные пособия | Объем в часах | Самостоятельная работа студентов | Форма контроля | |
Содержание | Часы | ||||
№1 №2 | Оборудование зала ЛФК, тренажерн-ого зала степэргометр, беговая дорожка, велэргометр).. Типо-вые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки, учетная документация Оборудование зала ЛФК, тренажерн-ого зала степэргометр, беговая дорожка, велэргометр).. Типо-вые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки, учетная документация | Аудиторная: Участие в медицинских осмотрах. Интерпретация результатов обследования. Заполнение формы медицинского обследования Проведение студентами врачебно-педагогических наблюдений с последующим анализом результатов на занятиях физкультурой, спортом, ЛФК. Внеаудиторная: Подготовка к тематическим разборам, повторение пройденного материала, подготовка реферативных сообщений и докладов. Тема: 1. Особенности ВК за юными спортсменами. 2.Вк за женщинами. 3.ВК за пожилыми лицами. Аудиторная: участие в медицинских осмотрах. Интерпретация результатов обследования. Заполнение формы медицинского обследования Проведение студентами врачебно-педагогических наблюдений с последующим анализом результатов на занятиях физкультурой, спортом, ЛФК. Внеаудиторная: Подготовка к тематическим разборам, повторение пройденного материала, подготовка реферативных сообщений и докладов. Тема: Особенности проведения врачебно-педагогических наблюдений (ВПН). Скриннинговые методики. | 3,3 3,3 | Текущее со-беседование, проведение дискуссий, рецензирование результатов самостоятельной работы | |
№3 | Оборудование зала ЛФК, механотера-пии, тренажерного зала (степэргометр, беговая дорожка, велэргометр).. Типо-вые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки, учебные | Аудиторная: интерпретация функциональных методов обследования и проб. Практическое выполнение занятий ЛФК и функциональных проб с группой больных или индивидуально в зале ЛФК совместно с преподавателем. Самостоятельное выполнение контроля за эффективностью лечебной физкультуры (определение реакции на нагрузку). Внеаудиторная Подготовка к тематическим разборам, повторение пройденного материала, подготовка реферативных сообщений и докладов. Тема: 1. Показания и противопоказания к проведению функционального тестирования | 3,3 | Текущее собеседование, прове-дение дис-куссий,рецензирование резуль-татов самостоятельной работы | |
№4 | Оборудование зала ЛФК, ЭКГ, тонометр, фонендоскоп | Аудиторная Курация больных с инфарк-том миокарда. Составление комплексов лечебной гимнастики с обоснованием объема двигательной активности больных в течение дня. Освоение студентами элементов основных этапов активизации (поворот на бок, активное присаживание, переход в положение стоя). Выполнение контроля за эффективностью ЛФК. Внеаудиторная: Подготовка к тематическим разборам, повторение пройденного материала. Подготовка реферативных сообщений и докладов. Тема доклада: Расширение двигательных режимов при ОИМ. | 3,3 | Текущее собеседование, прове-дение дис-куссий,рецензирование резуль-татов самостоятельной работы | |
№5 | Оборудование зала ЛФК, массажа, тренажерного зала. | Аудиторная Курация больных в отделении кардиологии. Назначение лечебной гимнастики, оформление записи в историю болезни и форму №42у. Составление комплекса упражнений и дозированной физической нагрузки для конкретного пациента. Внеаудиторная Подготовка к тематическим разборам, повторение пройденного материала. Подготовка реферативных сообщений и докладов. Тема доклада: ЛФК при ГБ. ЛФК при НЦД. | 3,3 | Текущее собеседование, про-ведение дискуссий,рецензирование результатов само-стоятельной работы | |
№6 | Зал ЛФК, тонометр, фонендоскоп, результаты физиоло-гической кривой, ЭКГ | Аудиторная Курация больных с заболеваниями органов дыхания. Назначение лечебной гимнастики Освоение студентами методики правильного дыхания с учетом заболевания. Определение показаний к назначению лечебного массажа при заболеваниях органов дыхания, присутствие при проведении массажа. Внеаудиторная Подготовка к тематическим разборам, повторение пройденного материала. Подготовка реферативных сообщений и докладов. Тема доклада: ЛФК при пневмонии. ЛФК при БА. | 3,3 | Текущее собеседование, про-ведение дискуссий,рецензирование ре-зультатов самостоятельной работы | |
№7 | Оборудование зала ЛФК, ЭКГ, тонометр фонендоскоп, динамометр. | Аудиторная Курация больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и ожирением. Составление комплекса лечебной гимнастики. Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий лечебной гимнастикой. Самостоятельное выполнение контроля за эффективностью лечебной физкультуры. Внеаудиторная: Подготовка к тематическим разборам, повторение пройденного материала. Подготовка реферативных сообщений и докладов. Тема доклада: 1.ЛФК при ЯБ. 2.ЛФК при ожирении. | 3,3 | Текущее со-беседование, проведение дискуссий,рецензирование результатов самостоятельной работы | |
№8 | Оборудование зала ЛФК, ЭКГ, тонометр, фонендоскоп, динамометр. | Аудиторная Курация больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Составление комплекса лечебной гимнастики. Врачебно-педа-гогические наблюдения во время занятий лечебной гимнастикой. Самостоятельное выполнение контроля за эффективностью лечебной физкультуры. Внеаудиторная: Подготовка к тематическим разборам, повторение пройденного материала. Подготовка реферативных сообщений и докладов. Тема доклада: 1.ЛФК при остеоартрозе. 2. Противопоказания к ЛФК при беременности. | 3,3 | Текущее со-беседование, проведение дискуссий,рецензирование результатов самостоятельной работы |
Раздел 5. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫС ДРУГИМИ КАФЕДРАМИ «ЛФК И ВК»
№ п.п. | Другие кафедры | Наименование согласованных тем (№ темы) | Подпись заведующего кафедрой |
1. 2. 3. | Нормальная анатомия Пропедевтика внутренних болезней Общая хирургия с курсом травматологии | № 1,2 №,3,4,5,6 №8 | доцент С. П. Ашихмин профессор Н.К. Вознесенский к.м.н В. А. Фетисов |