А. Буйон «Дорога мудрости и вдохновения»




Близость Бога

1. Дан.2:1 – что случилось с царем Навуходоносором во второй год его царствования? Дан.2:3 - почему это так сильно на него повлияло?

«Шел второй год царствования Навуходоносора. И однажды царю явились сновидения, которые так сильно его встревожили, что уснуть он больше не смог» (Дан.2:1, ИПБ).

«Он сказал им: «Приснился мне сон, лишивший меня покоя, и я горю желанием его понять» (Дан.2:3, ИПБ).

2. Почему в древнем мире ко снам относились очень серьезно?

Вавилоняне верили, что сны могут предвещать бедствия, заговоры и даже смерть, поэтому они уделяли снам большое внимание. Если сон вызывал дурное предчувствие, его истолковывали как указание на надвигающуюся катастрофу. Вавилоняне собрали большую коллекцию книг, в которых были изложены точные методы толкования снов. Они также собрали группу экспертов по толкованию снов.

3. Дан.2:2 – к кому обратился царь за помощью?

«На древнем Ближнем Востоке прорицатели были академическими и религиозными лидерами того времени. Как рассказывает „Вавилонская история“ Беросса, вавилоняне верили, что боги подарили людям знания, но не дали им всех знаний. Божественное знание оставалось недоступным, за редким исключением закодированных сообщений, расшифровать которые могли только гадатели. Вавилоняне полагали, что предсказатели были способны расшифровать эти сообщения только потому, что боги дали им толкования» (Wendy Widder, Daniel, Story of God Commentary, p. 47).

4. Дан.2:4,5 – с какой проблемой столкнулись царские мудрецы?

Вавилонские мудрецы полагали, что боги могут открыть толкование снов, но в этом конкретном случае они ничего не могли сделать, потому что царь забыл сон. Но если бы вавилонские прорицатели смогли рассказать царю его сон, тогда он мог бы поверить их толкованию.

5. Дан.2:10,11 – что ответили халдеи царю?

6. Дан.2:12 – какое решение принял царь в ответ на слова халдеев?

Разочарованный в их неспособности объяснить значение его сна, царь приказывает убить всех мудрецов Вавилона.

7. Дан.2:13 - какой кризис наступает в жизни Даниила и его друзей из-за сна, посланного царю Господом?

Когда Навуходоносор издал этот указ, Даниил и его товарищи только что закончили обучение и вошли в круг царских советников. По этой причине приказ о казни, изданный царем, распространялся также и на них.

 

Молитва

1. Дан.2:14-18 – как отреагировал Даниил на возникшую ситуацию? Какой урок мы можем из этого извлечь?

Всякий раз, сталкиваясь с неразрешимой проблемой, мы должны осознавать, что наш Бог настолько велик, что может решить любую проблему.

2. Дан.2:17–23 - какие два вида молитвы представлены в этих стихах?

Первая — молитва-прошение, в которой Даниил просит Бога открыть содержание сна и его толкование (Дан.2:17–19). Даниил и его друзья «просят милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими» (Дан.2:18). Когда они молятся, Бог отвечает на их прошение и открывает содержание и толкование царского сна. Мы можем быть уверены, что всякий раз, когда мы просим «милости у Бога небесного», наши молитвы также будут услышаны, потому что Бог Даниила — это и наш Бог.

Получив Божий ответ на свое прошение, Даниил и его друзья прославляют Бога в молитве благодарения и хвалы. Они славят Бога за то, что Он является Источником мудрости, и за Его суверенную власть над всеми царствами и их политической историей. Из этого мы можем извлечь важный урок. Когда мы молимся и обращаемся к Богу с многочисленными просьбами, как часто мы прославляем и благодарим Его за ответы на наши молитвы? История об Иисусе Христе и десяти прокаженных — наглядный пример человеческой неблагодарности. Из десяти исцеленных возвращается только один, чтобы «воздать славу Богу» (Лук.17:18). Пример Даниила не только напоминает нам о важности благодарения и хвалы, но также открывает характер Бога, Которому мы молимся. Когда мы обращаемся к Господу в молитве, то доверяем Ему совершать то, что принесет нам благо, и поэтому нам следует всегда прославлять и благодарить Его.

3. Пс.137 - как эта благодарственная молитва может помочь нам научиться быть благодарными Богу независимо от обстоятельств?

 

Истукан

1. Ср. Дан.2:10,11 с Дан.2:26,27 – чем ответ Даниила напоминает ответ царских мудрецов? Ср. ст.11 и 28 – в чем разница?

а) Даниил соглашается с мудрецами, что ни один человек не может разгадать такую тайну, но пророк также знает Бога, Который может открыть как содержание, так и толкование этого сна. И Даниил без колебаний говорит царю, что разгадка тайны исходит от «Бога на небесах».

б) Толкование сновидения было открыто Даниилу Богом. Вавилоняне, несмотря на всю свою подготовку и «научные труды» по толкованию снов, оказались неспособными получить доступ к единственному источнику знаний, могущему разгадать эту тайну.

2. Ср. Дан.2:1 и Дан.2:29 – почему для царя так важна была эта информация?

а) Бог показал сон Навуходоносору вскоре после его восхождения на вавилонский престол. В течение этого времени царь боролся за укрепление своей власти. Это было критическое время для нового царя. Как было заведено, новый правитель должен был укрепить свою власть, убедившись, что на его пути не осталось соперников, а вассальные цари находятся под контролем. Именно при таких переходах власти восстания и мятежи были наиболее вероятными. При таких обстоятельствах неудивительно, что его так встревожил приснившийся ему сон.

б) Прежде чем рассказать сон и истолковать его, Даниил упоминает о невысказанных тревожных мыслях царя, посетивших его на ложе в бессонную ночь. Эта дополнительная информация еще больше подчеркивает достоверность Божьей вести, потому что такие подробности были известны только царю, а значит, узнать о них Даниил мог только сверхъестественным образом.

3. Дан.2:28,30 – что открыл Господь царю и почему?

«А мне эта тайна открыта была не потому, что я мудростью превосхожу всех живущих, но чтобы объяснить царю значение увиденного, чтобы разобрался ты в сокровенных своих помышлениях » (Дан.2:30, ИПБ).

а) Пророчество второй главы книги Даниила содержит панорамный обзор истории от времени Вавилонской империи до конца веков. Интересно, что этот важный пророческий сон был дан не Даниилу или другому пророку, а языческому царю. Иногда Бог действует странным образом. Бог не только управляет глобальными событиями мировой истории, но также заботится о личных проблемах и переживаниях Своих детей.

б) Это видение было дано языческому царю, чтобы указать, что только «Царь царей» (Откр.17:14) — окончательный правитель любого человеческого царства. Благодаря сну и последующему его толкованию Даниилом Навуходоносор прошел ускоренный курс по философии истории.

4. Дан.2:31-45 – что приснилось царю и каково значение этого сна? Что этот сон говорит нам о Божьем предвидении мировой истории?

Пророчество, переданное во сне Навуходоносора, представляет собой общий пророческий план. Это апокалиптическое пророчество: окончательное предсказание того, что Бог предопределил и действительно осуществит в будущем.

1) Голова из золота представляет Вавилон (626–539 гг. до н. э.). Никакой другой металл не мог бы лучше представить могущество и богатство вавилонской империи, чем золото. Библия называет его «золотою чашею в руке Господа» (Иер.51:7; ср. с Откр.18:16). Древний историк Геродот сообщает, что изобилие золота служило украшением города.

2) Грудь и руки из серебра символизируют Мидо-Персию (539–331 гг. до н. э.). Поскольку серебро ценится меньше золота, эта империя уступала в силе и величии Вавилону. Серебро было подходящим символом для персов, потому что они использовали его в своей системе налогообложения.

3) Медные чрево и бедра указывают на Грецию (331–168 гг. до н. э.). Иез.27:13 - греки обменивались медной посудой. Греческие солдаты были известны своей медной броней. Их шлемы, щиты и боевые топоры были медными.

4) Железные голени представляют Рим (168 г. до н. э. — 476 н. э.). Железо представляло сокрушительную силу Римской империи, которая просуществовала дольше, чем любое из предшествующих ему царств. Железо было идеальным металлом для символического описания этой империи.

5) Ноги частью железные, частью глиняные представляют разделенную Европу. Смесь железа с глиной прекрасно иллюстрирует события, которые произошли после падения Римской империи. Хотя было предпринято много попыток объединить европейские государства, начиная с брачных союзов между королевскими династиями и заканчивая нынешним Европейским союзом, разделение и разобщенность преобладали и, согласно этому пророчеству, будут оставаться таковыми до тех пор, пока Бог не установит вечное Царство.

5. Дан.2:39 - какова участь Вавилонского царства? Анализируя сон царя, что можно сказать о мировых державах, сменяющих одна другую?

а) Для Навуходоносора суть ясна: Вавилон со всей своей мощью и славой исчезнет, и на смену ему придет другое царство. За ним в свою очередь последуют другие, пока их не заменит совершенно иное царство. Все царства мира в конце концов исчезнут и уступят место вечному Царству Бога.

«Вавилон, раздробленный и растерзанный, наконец окончательно пал, потому что в дни благополучия цари его мнили себя независимыми от Бога и приписывали всю славу своего царства человеческим достижениям. Небесный гнев посетил и Мидо-Персию — за то, что там был попран Закон Божий. Страх Божий не нашел места в сердцах большинства ее жителей. Повсюду процветали зло, богохульство и разврат. Последующие за ней царства отличались еще большей испорченностью и развратом, и нравственный упадок там был еще непоправимее» (Э. Уайт «Пророки и цари», с. 501, 502).

б) Истукан во 2-й главе книги Даниила сделан из золота и серебра, а эти металлы связаны с экономической властью. Медь и железо, из которых изготовлялись инструменты и оружие. Глина также служила в древнем мире для бытовых целей. Таким образом, истукан воплотил в себе все человечество и его достижения. Представление отдельных анатомических частей истукана передает последовательность мировых царств и окончательную разобщенность, которая будет преобладать в последние дни человеческой истории.

Во сне последовательно представлены мировые империи, сменяющие друг друга, начиная с Вавилона и заканчивая наступлением вечного Царства Божьего. Ценность металлов уменьшается, что может указывать на деградацию каждой последующей империи.

6. Посмотрите, насколько недолговечны дела рук человеческих. Что это говорит нам о величайшей надежде, которую мы имеем во Христе, и только в Нем Одном (Ин.6:40; Ин.11:25,26)?

7. Если Господь послал царю Навуходоносору такой сон, то что это говорит нам о том, насколько Господь близок к нам? (Деян.17:28; Пс.144:18,19).

8. Можем ли мы понять, когда сон приходит от Бога? Можем и должны ли ориентироваться на сны в получении какой-либо важной информации?

У нас есть Божье Слово, в котором открыто все, что надо для нашего спасения!

 

Камень

1. Дан.2:34,35,44,45 – что, в конце концов, произойдет со всеми земными царствами?

Каждое царство придет к концу и будет заменено следующей властью, пока камень не разобьет истукана и не заполнит землю, а истукан будет полностью разрушен и развеян, как прах на ветру. Какими бы могущественными и богатыми ни были металлические (и глиняные) царства, все они не что иное, как прелюдия к установлению царства из камня.

2. Дан.2:34,45 – что символизирует собой камень?

Камень изображен как нечто, сделанное «не руками», что напоминает нам о могущественном вмешательстве Бога в ход земной истории. И именно наш Господь положит конец этому временному миру и всем его человеческим достижениям.

Хотя каждое из царств с течением времени приближается к своему концу, царство, представленное камнем, будет пребывать вовек.

Метафора скалы или камня часто символизирует Бога. Камень также указывает на Мессию (Пс.117:22; 1 Петр.2:4,7; 1 Кор.10:4).

В книге Псалтирь самое распространенное имя Бога — «скала» или «крепость, твердыня моя» (Пс.27:1; 30:2-3; 61:2,3,6-7; 70:3; 93:22; 94:1, др.).

Гора напоминает тексты из Библии, которые изображают гору Господню, возвышающуюся над холмами (Ис.2:2-3).

Таким образом, камень как нельзя лучше символизирует установление вечного Божьего Царства.

3. Существует мнение, что камень, «отторгнутый от горы не руками», относится к распространению Евангелия в мире. Некоторые утверждают, что это царство было установлено во время земного служения Христа и что распространение Евангелия является свидетельством того, что Царство Божье охватило весь мир. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Почему Второе пришествие Христа в последние дни является единственным разумным толкованием символа камня?

а) Христос, будучи на земле, говорил о том, что «приблизилось к вам Царство Небесное» (Мф.4:17). Но это Царство благодати (Рим.5:17). Мы же все ожидаем Царство Славы, которое наступит только после Второго Пришествия Иисуса Христа (Мф.25:31).

б) Сама 2-я глава книги Даниила объясняет, что камень – это символ вечного Царства (ср. ст.35 и 44).

в) Царство, представленное камнем, возникает только после того, как четыре основных царства пали, а человеческая история достигла времени разделенных царств, представленных ступнями и пальцами истукана. Этот факт исключает исполнение пророчества в первом веке, потому что земное служение Христа происходило во время владычества Рима, четвертого царства. К тому времени еще не исполнилось пророчество о перстах ног (ст.41, 42).

г) Камень сокрушил предыдущие царства, и «ветер унес их, и следа не осталось от них». Этого не произошло после распятия Христа на Голгофе. Те, кто пытается отождествить царство из камня с церковью, не учитывают того факта, что это царство заменит все другие формы человеческого правления. Оно охватывает весь мир. Следовательно, только Второе пришествие Христа может привести в действие процесс, представленный как кульминация этого пророческого сна.

д) «Камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан.2:35). Гора напоминает гору Сион — место, где стоял храм как представительство Царства Бога на земле во времена Ветхого Завета. Камень, оторвавшись от горы, становится самой горой. Эта гора, которая, согласно тексту, уже существует, скорее всего, указывает на небесный Сион, небесное святилище, откуда Христос придет, чтобы установить Свое вечное Царство. И в Иерусалиме, который сойдет с небес (Откр.21:1–22:5), пророчество о Божьем Царстве найдет свое окончательное исполнение.

4. Бог показал Навуходоносору сон, используя знакомые ему образы, чтобы открыть неизвестное. Как этот метод обучения может помочь вам передавать Евангелие другим?

Во сне Бог показал царю образы, которые уже были ему знакомы. В древнем мире были известны огромные истуканы, которые обычно изображали богов. Кроме того, использование металлов для представления различных исторических эпох также было известно как минимум за столетие до Навуходоносора, например из произведений Гесиода (ок. 700 г. до н. э.). Получается, что Господь использовал некоторые образы, с которыми царь уже был знаком, чтобы передать совершенно неизвестную ему весть. Но один из элементов сна, скорее всего, был незнаком Навуходоносору, потому что он встречается только в Библии. Это камень, который разбил истукана и стал горой, наполняющей землю.

5. Во 2-й главе книги Даниила содержится достоверная информация обо всех царствах, и эта информация исполнилась. Почему для нас логично и разумно довериться пророчеству об установлении последнего царства — вечного Божьего Царства? Почему так неразумно не верить пророчеству?

6. Какие уроки мы можем извлечь для себя из второй главы книги Даниила?

а) 2-я глава книги Даниила показывает, что именно Бог руководит историей человечества и подводит ее к своему великому завершению.

б) При рассмотрении истукана как образа мировых империй и систем власти складывается впечатление, что многое из представленного в истукане все еще уверенно продолжает свое существование. Однако, глядя на истукана как на последовательность мировых империй, мы понимаем, что живем в последнее время. Независимо от хронологии финальных событий мы можем быть уверены, что «камень» грядет!

«Но, подобно звездам в их непрерывном движении по предназначенному пути, намерения Божьи не знают ни спешки, ни промедления» (Э. Уайт «Желание веков», с. 32).

7. Как можно объяснить службу и преданность Даниила и его товарищей языческому царю, который нанес колоссальный ущерб еврейскому народу? Какой урок мы можем извлечь из этого для себя? Ср. с 4 Цар.5:1-19.

Навуходоносор тоже нуждался в Божьем спасении, хотя, как властелин мира, не осознавал своей нужды. Но всем своим богатством он никогда бы не купил спасения, которое дается нам благодаря искуплению, совершенному Сыном Божьим.

В каждом человеке нам надо видеть, прежде всего, того, за кого, как и за нас, умер Иисус Христос.

«Будучи рабыней, живя вдали от родного дома, эта маленькая девочка тем не менее была свидетелем Божьим. Сама не сознавая того, она выполняла замысел Божий, для осущест­вления которого Он избрал Израиль в качестве Своего народа. Работая в доме хозяина-язычника, она глубоко сочувствовала его болезни и, вспомнив чудесные случаи исцеления, совершенные Елисеем, сказала своей госпоже: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» Она знала, что Елисей обладал небесной силой, и верила, что и Нееман может быть исцелен благодаря этой силе....

Благословенны те родители, жизнь которых является под­линным отражением Божественной жизни, когда все обетования и заповеди Божьи пробуждают в детях признательность и благо­говение; благословенны те родители, чья нежность, справед­ливость и долготерпение учат ребенка любви, справедливости и долготерпению Божьему; кто, приучая ребенка любить, доверять и повиноваться себе, учат в то же самое время любить, доверять и повиноваться небесному Богу. Родители, давшие своим детям такое воспитание, наделили их сокровищем, более драгоценным, чем все богатства мира, — сокровищем, которое пребывает вечно.

Мы не знаем, какая судьба ожидает наших детей. Их жизнь может пройти и под родительским кровом. Они, может быть, будут обычными тружениками или же станут проповедниками Евангелия в языческих странах, но чем бы они ни занимались, все в одинаковой мере призваны быть миссионерами Божьими, нести в мир благодать. Они должны получить такое воспитание, которое помогло бы им стоять на стороне Христа в самоотвер­женном служении.

Родители этой еврейской девочки, привившие ей любовь к Богу, конечно, ничего не знали о ее будущем. Но они верно исполнили свой долг, и в доме начальника сирийского войска их дочь стала свидетелем того Бога, почитать Которого она была научена с самого раннего детства» (Э. Уайт «Пророки и цари», глава 20 «Нееман»).

8. Несмотря на хаос и страдания этого мира, Господь держит все под контролем и доведет нас до славного конца. Но пока мы еще остаемся на греховной земле, наша роль — облегчить страдания, существующие в этом падшем мире. Каким образом мы можем это сделать?

 

Уроки, выводы

1. Каким образом весть, переданная во сне царя, помогает нам с надеждой жить христианской жизнью?

2. Как обрести такое же несокрушимое доверие, какое мы видим у Даниила, когда он доверял все вопросы Богу? Нахожу ли я в себе ту верность, которую можно увидеть у Даниила и его друзей в том, как они выполняют свои обязанности в политической жизни Вавилона?

3. Для самоанализа. Могу ли я доверять Богу в любых обстоятельствах моей личной жизни? Признаю ли я, что мне нужны Его сила и мудрость для решения моих больших и маленьких проблем?

4. С какими трудностями, требующими той же Божественной мудрости, которая помогла Даниилу истолковать сон царя, я сталкиваюсь в настоящее время? Верю ли я, что Бог может дать мне такую же мудрость?

Из 2-й главы книги Даниила мы можем научиться уверенности в том, что Богу можно доверять свою жизнь. Он — истинный источник мудрости и силы. Он ответил на молитву Даниила и открыл пророку содержание и толкование сна. Давайте же поклоняться и служить Богу с уверенностью.

 

Вывод. Хотя «невооруженному человеческому глазу история человечества может казаться хаотическим взаимодействием противоборствующих сил… Даниил уверяет нас, что все это происходит под пристальным вниманием нашего Господа, Который контролирует ход событий, чтобы мы могли достичь лучшего будущего, уготованного для нас Богом» (Уильям Х. Шей. Даниил: руководство для читателей, с. 98).

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 

 


 

А. Буйон «Дорога мудрости и вдохновения»

Января

Небо или земля

«Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс. 113:24).

В 1923 году в чикагском отеле Эджуотер-Бич собрались девять самых успешных деловых людей США. Они были почти легендой. Вместе они обладали большей суммой денег, чем все остальные американцы вместе взятые. Газеты и журналы рассказывали о них невероятные истории. Любой из них был символом успеха.

Биржевой крах 1929 года изменил Америку, и двадцать пять лет спустя все обстояло совершенно иначе. Трое из той группы — гений Уолл-стрит Джесси Ливермор, президент Банка международных расчетов Лео Фрейзер и «спичечный король» Ивар Крюгер к тому времени покончили жизнь самоубийством. Чарльз Шваб, президент крупнейшей независимой сталелитейной компании, Сэмюэл Инсулл, глава электроэнергетической империи США, и биржевой спекулянт Артур Гаттен обанкротились и умерли в нищете. Глава крупнейшей газовой компании Говард Хопсон сошел с ума и умер. Умер и президент биржи и член правительства Альберт Фолл, прошедший через судебное преследование. Из девяти в живых остался только Ричард Уитни, президент Нью-Йоркской фондовой биржи, отсидевший срок в тюрьме.

Псалмопевец в сегодняшнем стихе утверждает, что Бог дал землю людям. Но для сотворенного существа будет непростительной ошибкой думать, что земля стала его собственностью. Убирая Бога из своей жизни, он превращается в божка для самого себя. Он работает, копит деньги, приобретает знания, власть и славу, усматривая в этом свою победу. Но он не сознает, что все это происходит исключительно по Божьему изволению, ведь это Бог дал землю людям.

Господь на небесах контролирует судьбу народов и каждого человека. Счастливы те, кто осознают эту истину, понимают, что над землей есть небо. Ты можешь сказать: «Я сделаю это сегодня, а то — завтра», но если Бог не позволит, ничего не произойдет.

Богатство, власть и слава преходящи, как показывает жизнь некогда успешных людей. Земля истощается, стареет и умирает, а Небо вечно. Горе тому, кто строит мечты и реализует их, основываясь только на земных ценностях.

Посвяти сегодня несколько минут тому, чтобы посмотреть на небо. Ты ощутишь, что в сравнении с его величественным простором твои достижения и завоевания малы. Стоит ли хвалиться ими?

Сегодня, занимаясь повседневными делами, думай о том, что «небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: